Найти в Дзене

Пять «производственных» шедевров русской живописи

Оглавление

Попытаемся отыскать произведения отечественной живописи, в которых был бы достоверно отражён некий производственный процесс.

Как оказалось, таковых крайне мало.

Трудно сказать, является ли это настолько сложной задачей или художники просто не выделяли подобных приоритетов, но «ухватить» некое масштабное согласованное действие во всех деталях и полноте удавалось единицам.

Даже в эпоху соцреализма, когда эта тема в искусстве стала сверхпопулярной, всё ограничивалось большей частью групповыми портретами в рабочей одежде на фоне производственных декораций, что не совсем то (а точнее, совсем не то), что мы ищем.

Тем не менее, несколько шедевров обнаружилось.

В соответствии с законодательством свободно публиковать можно только те произведения, авторы которых скончались не позднее 1952 года. На них мы и будем ориентироваться.

Илья Репин – «Бурлаки на Волге» (1873 г.)

Это первая картина, которая приходит на ум по заявленной теме. Одно из выдающихся полотен, опубликованное во всех учебниках.

На картине, судя по всему, бурлаки вытягивают несамоходное судно («барку»), севшее на мель (перевёрнутый флаг использовался как своего рода «аварийная сигнализация»).

Репин был молодой (картину закончил в 28 лет), но наблюдательный художник, и ему удалось не только подметить, но и максимально реалистично передать монотонный и тяжёлый процесс перемещения барки со всеми его нюансами.

И. Е. РЕПИН. Бурлаки на Волге. 1870-73. Масло
И. Е. РЕПИН. Бурлаки на Волге. 1870-73. Масло

В целом мало кто из живописцев мог так качественно изобразить групповое движение, синхронность работы бригады («артели»), роль и вклад каждого персонажа: от лидера группы («шишки») до замыкающего («косного»). Кстати, последний обязан был следить за верёвкой («бечевой»), которая могла зацепиться за камень или куст, а потому и шёл с опущенной головой.

И хотя художник без проблем мог найти подходящую натуру на любой крупной реке, в целом ко времени создания картины машинные пароходы уже начали всерьёз теснить «людскую тягу». Недаром против демонстрации картины на Всемирной выставке горячо выступал тогдашний министр путей сообщения.

Константин Савицкий – «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 г.)

Ещё один подлинный шедевр молодого (на тот момент 29 лет) художника, кстати, хорошего друга Репина. Возможно, лучшая картина в истории русской живописи на «производственную» тему.

В отличие от «бурлаков» на картине Савицкого представлен более сложный созидательный процесс. В ней больше персонажей и вспомогательного оборудования, выделены подпроцессы и усложнены роли. Кроме того, движение осуществляется во многих направлениях.

Рассматривать картину во всех деталях можно бесконечно долго.

К. А. САВИЦКИЙ. Ремонтные работы на железной дороге. 1874. Масло
К. А. САВИЦКИЙ. Ремонтные работы на железной дороге. 1874. Масло

Обычно бросается в глаза фигура рабочего в белой повязке на переднем плане, но, на наш взгляд, центральным героем является надсмотрщик в красной рубашке, находящийся водовороте событий и создающий психологическое напряжение для всех действующих лиц.

Как видим, самоорганизация (показанная у Репина) здесь уже не проходит, нужна выделенная функция управления.

Григорий Мясоедов – «Страдная пора. Косцы» (1887 г.)

Август-сентябрь в крестьянском хозяйстве – время предельного напряжения сил, когда в короткий срок нужно выполнить максимальное количество работ, от которых будет зависеть благосостояние (а то и элементарное выживание) людей в течение всего года.

На картине представлена крепкая семья (глава хозяйства, старшие сыновья, их жёны), которая без лишней суеты чётко и слаженно выполняет крайне важную и хорошо знакомую всем работу.

Г. Г. МЯСОЕДОВ. Косцы. 1887. Масло
Г. Г. МЯСОЕДОВ. Косцы. 1887. Масло

Создаётся полное ощущение размеренного движения бригады прямо на зрителя. Даже возникает желание сделать несколько шагов назад, чтобы не попасть под рабочие инструменты.

В отличие от двух предыдущих картин, здесь нет никакой грязи и оборванности. Всё правильно, красиво и даже торжественно. Как и должно быть.

Митрофан Греков – «Волы в плугу» (1911 г.)

Греков был мастером батальной живописи. Данная тема - не совсем его специализация. Написана в период становления художника.

М. Б. ГРЕКОВ. Волы в плугу. 1911. Масло
М. Б. ГРЕКОВ. Волы в плугу. 1911. Масло

Несмотря на то, что детали прописаны не совсем чётко, очень понравилось, как передано напряжение, с каким четвёрка волов тянет плуг по сильно эродированной местности. В Южной России, где почвы жирные и тяжёлые, требовалась гораздо более мощная тягловая сила, чем лошади, но даже волам было непросто.

Алексей Венецианов – «Гумно» (1823 г.)

Для аграрной страны выбор производственных тем был невелик. С точки зрения передачи процесса не самая сильная картина в этом списке.

А. Г. ВЕНЕЦИАНОВ. Гумно. 1821-23. Масло
А. Г. ВЕНЕЦИАНОВ. Гумно. 1821-23. Масло

Фигуры расположены статично, да и одежда слишком нарядная для такой работы. Тем не менее, представление о действовавшей тогда технологии первичной переработки зерна картина даёт.

Возможно, Вам также будет интересно:

Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Подпишитесь на канал, и мы обещаем ещё много интересного.