Островные государства вроде Британии или Японии критически зависят от морских перевозок и перекрыть их во время войны - большое достижение для противника.
Но не всё было так однозначно. Например, адмирал фон Тирпиц являлся сторонником неограниченного рейдерства в Мировом океане, а представитель древнего прусского рода, командующий Восточно-Азиатской эскадрой вице-адмирал граф фон Шпее брезговал войной против гражданских корыт и считал, что крейсера должны сражаться с крейсерами.
Однако, если копнуть глубже, само возникновение крейсеров как класса кораблей обязано идее тотальной войны на море и как более дешёвая замена линейных сил. И началось это ещё со времён каперов.
Правда, практика франко-британских войн, а позже гражданской войны в США показали, что крейсерская война легко парируется созданием системы конвоев и может дать какой-то результат лишь при нападении на одиночные транспорты. А раз так - то нужны ли вообще боевые корабли для достижения этих целей, когда любой достаточно быстроходный гражданский пароход, вооружённый несколькими пушками, может справиться с подобной задачей.
Пытались использовать для рейдерства и тяжёлые корабли, но потеря "Бисмарка" или того же "Адмирала графа Шпее", потопившего до своей гибели всего 11 торговых судов, показывала, что овчинка не стоила выделки.
Рыцари или разбойники?
В Первую мировую войну, когда авиация была ещё крайне слаба, а связь ненадёжна, рейдерам было повольготней. Возьмём тот же знаменитый лёгкий крейсер "Эмден" с заглавного снимка. Технически он был довольно слаб, в эскадренных боях для него ничего не светило. Поэтому ему поставили задачу нарушить торговые пути в Индийском океане.
А первой жертвой стал российский пароход "Рязань", захваченный уже 4 августа, недалеко от Цусимы. Его отправили на германскую базу в Циндао, вооружили и превратили во вспомогательный крейсер.
Всего "Эмден" смог захватить или утопить 23 транспорта противника. Захваченные - частично были отправлены в качестве приза в Германию, если везли ценный груз типа олова или каучука. Часть отпущена для перевозки команд с потопленных судов. За всё время действий рейдера ни один гражданский моряк не погиб и не был оставлен в море.
Чего не скажешь о военных. И тут опять "русский след". Пробравшись ночью в порт Пенанг мимо лопухов из французского охранения, "Эмден"обнаружил тут русский крейсер "Жемчуг", сумевший остаться в живых после Цусимского сражения и посланный теперь в состав британских сил.
Он стоял в ремонте с потушенными котлами, один-единственный в строю не мог обеспечить все потребности в бою. Его командир капитан 2 ранга Черкасов утешался от тягот военной службы в объятиях приехавшей жены в береговой гостинице, вахтенный офицер дрых, вахтенные скорее всего тоже.
Торпеда и лавина артиллерийских снарядов быстро решили дело. И хотя русские успели сделать несколько ответных выстрелов, вторая торпеда поставила точку - "Жемчуг" разломился и пошёл ко дну.
Погнавшийся было за уходящим рейдером французский миноносец "Муске" был немедленно накрыт огнём и утоплен. А вот тут нашлось и время и желание понять из воды выживших французов. Позже их передали на британский пароход, который был отпущен.
Однако, сколько верёвочке не виться... Больше никого угробить "Эмдену" не удалось. У Кокосовых островов он был застигнут австралийским крейсером "Сидней", гораздо более мощным. Вот всё, что осталось от "Эмдена" после боя:
Всего на коммуникации противника немцы смогли направить два броненосных и шесть легких крейсеров. И все они погибли, не считая «Кенигсберга», в течение нескольких месяцев, не дожив до 1915 года. На их счету два потопленных легких крейсера и 36 транспортов общим водоизмещением около 160 000 т.
Ирония судьбы.
Австралийский крейсер "Сидней"
следующего поколения тоже схлестнулся с немецким рейдером, но под названием "Корморан". Это был вспомогательный крейсер, переделанный из гражданского судна. Но какой!
Водоизмещение у них было практически одинаковое. У "Сиднея" 8 орудий 152 мм, у "Корморана" 6х150. Торпедных аппаратов 553 мм соответственно 8 и 6. Но рейдер выглядел мирным пароходом, к тому же постоянно менял внешность, флаги, окраску. Когда наступила решающая минута, австралийский крейсер проявил неосторожность, приблизившись к "торгашу" почти на километр. Немцы смогли применить не только главный калибр, но и зенитные автоматы и торпеды.
В результате 30-минутного боя "Сидней" был практически растерзан, пытался уйти, но через несколько часов затонул. Из 645 человек не спасся ни один. "Корморан" в результате попаданий австралийских снарядов потерял ход, бушевавший пожар потушить не удавалось, было принято решение покинуть судно. Вскоре сдетонировали морские мины в его трюмах. Из 399 человек команды выжили 318.
Российские рейдеры
Ну вот и до них добрались. Тут всё гораздо скромнее. Ни во Вторую, ни в Первую мировые войны вспомнить не о чем, а вот в Русско-Японскую таки немного порейдили.
"Смоленск" был одним из лучших судов российского Добровольного флота. 12 050 тонн водоизмещения и скорость 20,2 узла. Для сравнения, у "Авроры" водоизмещение 7000 тонн и скорость 19,2 узла.
22 июня 1904 года "Смоленск" вышел из Севастополя с фиктивными документами на груз угля, продовольствия и артиллерии для Порт-Артура. В Красном море установил на штатные места 8 — 120-мм, 7 — 75-мм и 4 — 37-мм орудия и поднял военно-морской флаг. Придуриваться под гражданское судно подобно немцам он не стал.
Команда составляла 419 человек, включая членов призовых команд, которые должны были перегонять в Россию арестованные суда. Правительство сделало заявление, что российские корабли будут бороться с контрабандой в пользу Японии. 2 июля крейсер задержал немецкий пакетбот "Принц Генрих" и изъял два письма в Японию об отправке туда военной контрабанды на пароходах "Скандия" и "Никлин".
Эту немецкую "Скандию" отловили через несколько дней и с призовой командой отправили в Лиепаю. Туда же пошли английские "Формоза" и "Ардова". Было остановлено и досмотрено 9 иностранных судов.
В это же время в Красном море действовал такой же вспомогательный крейсер "Петербург". В частности, им был задержан и взят как приз британский пароход "Малакка", а всего подвергнуто осмотру 10 судов.
В конце рейдеры были отозваны на Балтику, переименованы в "Рион" и "Днепр" и убыли на Мадагаскар в составе отряда капитана 1-го ранга Л.Ф. Добротворского на соединение со 2-й Тихоокеанской эскадрой. Оттуда их отправили в рейд по южной части Жёлтого моря. Были потоплены после снятия команд немецкий пароход "Тетартус" и британский "Сент-Килда", а британский "Силирнум" после уничтожения груза отпустили с командами утопленных судов.
Чисто военные крейсера тоже приложили руку к нарушению японских коммуникаций. В июне 1904-го были утоплены два транспорта с грузом тяжёлых гаубиц, направлявшихся для осады Порт-Артура. А в июле броненосный крейсер "Россия" утопил британца "Найт Коммандер" с грузом рельс, вагонных колёс, тележек и колёсных пар. Англичане подняли очень громкий визг по этому поводу, считая это нарушением призового права. А отправку военного оборудования натихую одной из воюющих сторон в других случаях они нарушением права не считали.
Конечно, мало было сделано в этой области, но что есть, то есть.