Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Про немецкие рейдеры слыхали. А про российские?

Оглавление

Островные государства вроде Британии или Японии критически зависят от морских перевозок и перекрыть их во время войны - большое достижение для противника.

Но не всё было так однозначно. Например, адмирал фон Тирпиц являлся сторонником неограниченного рейдерства в Мировом океане, а представитель древнего прусского рода, командующий Восточно-Азиатской эскадрой вице-адмирал граф фон Шпее брезговал войной против гражданских корыт и считал, что крейсера должны сражаться с крейсерами.

Однако, если копнуть глубже, само возникновение крейсеров как класса кораблей обязано идее тотальной войны на море и как более дешёвая замена линейных сил. И началось это ещё со времён каперов.

Правда, практика франко-британских войн, а позже гражданской войны в США показали, что крейсерская война легко парируется созданием системы конвоев и может дать какой-то результат лишь при нападении на одиночные транспорты. А раз так - то нужны ли вообще боевые корабли для достижения этих целей, когда любой достаточно быстроходный гражданский пароход, вооружённый несколькими пушками, может справиться с подобной задачей.

Пытались использовать для рейдерства и тяжёлые корабли, но потеря "Бисмарка" или того же "Адмирала графа Шпее", потопившего до своей гибели всего 11 торговых судов, показывала, что овчинка не стоила выделки.

Рыцари или разбойники?

В Первую мировую войну, когда авиация была ещё крайне слаба, а связь ненадёжна, рейдерам было повольготней. Возьмём тот же знаменитый лёгкий крейсер "Эмден" с заглавного снимка. Технически он был довольно слаб, в эскадренных боях для него ничего не светило. Поэтому ему поставили задачу нарушить торговые пути в Индийском океане.

А первой жертвой стал российский пароход "Рязань", захваченный уже 4 августа, недалеко от Цусимы. Его отправили на германскую базу в Циндао, вооружили и превратили во вспомогательный крейсер.

Всего "Эмден" смог захватить или утопить 23 транспорта противника. Захваченные - частично были отправлены в качестве приза в Германию, если везли ценный груз типа олова или каучука. Часть отпущена для перевозки команд с потопленных судов. За всё время действий рейдера ни один гражданский моряк не погиб и не был оставлен в море.

Чего не скажешь о военных. И тут опять "русский след". Пробравшись ночью в порт Пенанг мимо лопухов из французского охранения, "Эмден"обнаружил тут русский крейсер "Жемчуг", сумевший остаться в живых после Цусимского сражения и посланный теперь в состав британских сил.

Он стоял в ремонте с потушенными котлами, один-единственный в строю не мог обеспечить все потребности в бою. Его командир капитан 2 ранга Черкасов утешался от тягот военной службы в объятиях приехавшей жены в береговой гостинице, вахтенный офицер дрых, вахтенные скорее всего тоже.

Торпеда и лавина артиллерийских снарядов быстро решили дело. И хотя русские успели сделать несколько ответных выстрелов, вторая торпеда поставила точку - "Жемчуг" разломился и пошёл ко дну.

Погнавшийся было за уходящим рейдером французский миноносец "Муске" был немедленно накрыт огнём и утоплен. А вот тут нашлось и время и желание понять из воды выживших французов. Позже их передали на британский пароход, который был отпущен.

Однако, сколько верёвочке не виться... Больше никого угробить "Эмдену" не удалось. У Кокосовых островов он был застигнут австралийским крейсером "Сидней", гораздо более мощным. Вот всё, что осталось от "Эмдена" после боя:

-2

Всего на коммуникации противника немцы смогли направить два броненосных и шесть легких крейсеров. И все они погибли, не считая «Кенигсберга», в течение нескольких месяцев, не дожив до 1915 года. На их счету два потопленных легких крейсера и 36 транспортов общим водоизмещением около 160 000 т.

Ирония судьбы.

Австралийский крейсер "Сидней"

-3

следующего поколения тоже схлестнулся с немецким рейдером, но под названием "Корморан". Это был вспомогательный крейсер, переделанный из гражданского судна. Но какой!

Вспомогательный крейсер "Корморан" заправляет топливом немецкую подводную лодку.
Вспомогательный крейсер "Корморан" заправляет топливом немецкую подводную лодку.

Водоизмещение у них было практически одинаковое. У "Сиднея" 8 орудий 152 мм, у "Корморана" 6х150. Торпедных аппаратов 553 мм соответственно 8 и 6. Но рейдер выглядел мирным пароходом, к тому же постоянно менял внешность, флаги, окраску. Когда наступила решающая минута, австралийский крейсер проявил неосторожность, приблизившись к "торгашу" почти на километр. Немцы смогли применить не только главный калибр, но и зенитные автоматы и торпеды.

В результате 30-минутного боя "Сидней" был практически растерзан, пытался уйти, но через несколько часов затонул. Из 645 человек не спасся ни один. "Корморан" в результате попаданий австралийских снарядов потерял ход, бушевавший пожар потушить не удавалось, было принято решение покинуть судно. Вскоре сдетонировали морские мины в его трюмах. Из 399 человек команды выжили 318.

Российские рейдеры

Ну вот и до них добрались. Тут всё гораздо скромнее. Ни во Вторую, ни в Первую мировые войны вспомнить не о чем, а вот в Русско-Японскую таки немного порейдили.

"Смоленск" был одним из лучших судов российского Добровольного флота. 12 050 тонн водоизмещения и скорость 20,2 узла. Для сравнения, у "Авроры" водоизмещение 7000 тонн и скорость 19,2 узла.
22 июня 1904 года "Смоленск" вышел из Севастополя с фиктивными документами на груз угля, продовольствия и артиллерии для Порт-Артура. В Красном море установил на штатные места 8 — 120-мм, 7 — 75-мм и 4 — 37-мм орудия и поднял военно-морской флаг. Придуриваться под гражданское судно подобно немцам он не стал.

Команда составляла 419 человек, включая членов призовых команд, которые должны были перегонять в Россию арестованные суда. Правительство сделало заявление, что российские корабли будут бороться с контрабандой в пользу Японии. 2 июля крейсер задержал немецкий пакетбот "Принц Генрих" и изъял два письма в Японию об отправке туда военной контрабанды на пароходах "Скандия" и "Никлин".

Эту немецкую "Скандию" отловили через несколько дней и с призовой командой отправили в Лиепаю. Туда же пошли английские "Формоза" и "Ардова". Было остановлено и досмотрено 9 иностранных судов.

В это же время в Красном море действовал такой же вспомогательный крейсер "Петербург". В частности, им был задержан и взят как приз британский пароход "Малакка", а всего подвергнуто осмотру 10 судов.

В конце рейдеры были отозваны на Балтику, переименованы в "Рион" и "Днепр" и убыли на Мадагаскар в составе отряда капитана 1-го ранга Л.Ф. Добротворского на соединение со 2-й Тихоокеанской эскадрой. Оттуда их отправили в рейд по южной части Жёлтого моря. Были потоплены после снятия команд немецкий пароход "Тетартус" и британский "Сент-Килда", а британский "Силирнум" после уничтожения груза отпустили с командами утопленных судов.

Чисто военные крейсера тоже приложили руку к нарушению японских коммуникаций. В июне 1904-го были утоплены два транспорта с грузом тяжёлых гаубиц, направлявшихся для осады Порт-Артура. А в июле броненосный крейсер "Россия" утопил британца "Найт Коммандер" с грузом рельс, вагонных колёс, тележек и колёсных пар. Англичане подняли очень громкий визг по этому поводу, считая это нарушением призового права. А отправку военного оборудования натихую одной из воюющих сторон в других случаях они нарушением права не считали.

Конечно, мало было сделано в этой области, но что есть, то есть.