Закреплено автором
Записки литературного редактора
Чем занимается литературный редактор
1,8K · 1 год назад
Статьи
372 прочтения · 5 дней назад
Обратный порядок слов в атрибуции диалогов: когда он к месту
И снова возвращаюсь к правилам оформления атрибуции диалогов. Сколько о них ни говори, всё равно остаётся недопонимание. Может, кому-то лень понимать, а может, уже формируется устойчивая привычка писать неправильно. Увы, такое может быть, а этого очень не хочется. И так много сломали стилистических норм, причём касающихся именно диалогов. Подробнее о других проблемах, связанных с атрибуцией, можно прочитать в статьях, указанных внизу страницы. А здесь о своеобразном обратном порядке слов, который принят в атрибуции...
152 прочтения · 1 неделю назад
Книжная реклама в XIX веке. Миф №3
Реклама книг — что может быть абсурднее!» Именно такой лейтмотив нередко звучит в комментариях к статьям на канале «Записки литературного редактора». Этой позиции придерживаются и некоторые начинающие авторы (особенно немолодые), стесняющиеся рекламировать свои книги. И многие читатели, считающие, что с помощью рекламы издательства «пропихивают» угодных им авторов. Ну, и те, и другие вспоминают старую поговорку, что хороший товар в рекламе не нуждается. А о рекламе такого высокодуховного «товара», как литература, и говорить кощунственно...
383 прочтения · 2 недели назад
Внутренняя динамика сюжета
Отвлечёмся от великих писателей XIX века и поговорим о насущных проблемах, точнее, о вечных проблемах писателей, желающих «угодить» читателям. Ничего зазорного, как говаривал А. С. Пушкин, в этом нет. Ибо писать для того, чтобы тебя читали, и читали с интересом — это нормально. По крайней мере, я так считаю. Так вот, главная забота автора — это крепкий, увлекательный сюжет, именно он вызывает интерес читателя, и он позволяет раскрыть образ героев. Одним из главных признаков хорошего сюжета считается его динамичность...
204 прочтения · 3 недели назад
Писатели и книгоиздание в XIX веке. Миф №2
Мы продолжаем начатый в предыдущей статье разговор о мифах, связанных с литературной деятельностью писателей XIX века. Сегодня у нас на повестке дня дискуссионный вопрос: «Может ли быть настоящим творчество за деньги и в угоду читателям и издателям?». Ну, и соответственно, разбираем миф о том, что это современные «графоманы» прогибаются под низменные вкусы черни, а вот настоящие писатели XIX века подчиняли своё творчество исключительно вдохновению. И уж тем более, даже принимая от издателя гонорар, классики никогда не ставили финансовый вопрос на первое место...
376 прочтений · 4 недели назад
Отношение писателей и издателей в XIX веке. Миф №1
Судя по часто встречающимся комментариям и некоторым статьям на тему классической и современной литературы, представления об отношениях литераторов и издателей в XIX веке сильно мифологизированы. Мифов о том, как почитали гениев русской литературы в обществе и как ценили в издательствах, множество, я остановлюсь лишь на наиболее часто встречающихся. Кстати, интересно, что это именно мифы, выдумки, не имеющие под собой реальной основы, так как люди, их распространяющие не имеют никакого представления о том, как обстояли дела на самом деле...
326 прочтений · 1 месяц назад
Поговорим об авторском праве. Кто такой правообладатель
Об авторском праве я уже писала, но тут разговор в реале натолкнул меня на мысль о необходимости прояснить некоторые вопросы. И в частности, разобраться, кто такой правообладатель и в каких отношениях он находится с автором. А то некоторые люди и об авторе с его авторским правом имеют весьма смутное представление, а в отношении правообладателя вообще в голове туман. Кто такой автор Сначала напомню об этом, а то недавно один человек убеждал меня, что, выполнив копирайтерский заказ, он, по сути, отказался от своего авторского права и передал/продал его заказчику...
331 прочтение · 1 месяц назад
Творчество: психологические бонусы и психологические проблемы
Любое творчество обладает эффектом психотерапии. Это одна из его трёх граней, о которых вы можете прочитать в предыдущей статье. Кстати, психотерапевтическая функция творчества — общепризнанный факт, изученный ещё в 20-30 годы XX века. В психотерапии даже существует такое направление, как арт-терапия, которая применяется не только для снятия стресса и лечения неврозов, но и в случае серьёзных психических заболеваний. Однако влияние творчества на человеческую психику очень неоднозначное, поэтому стоит о нём поговорить подробнее...
448 прочтений · 1 месяц назад
Три грани творчества
Эта статья — размышление, навеянное и вашими комментариями, и общением с авторами в реале. В ней не будет ни редакторских рекомендаций, ни дельных советов, однако, возможно, кто-то найдёт её полезной, кому-то она поможет определиться со своим отношением к литературному творчеству. И то, что здесь будет сказано, имеет отношение к любому виду творчества, не только к литературному. На вопрос, почему человек пишет, большинство начинающих авторов отвечают: «Потому что нравится». Но вот, почему, собственно, нравится, ответить уже сложнее...
431 прочтение · 1 месяц назад
Интонация в тексте и её виды
Понимание любого речевого сообщения во многом зависит от интонации, с которой оно произносится. Поменяешь акцент, сделаешь тон пониже или повыше — и всё, сказанное обретает уже совсем другой смысл. Попробуйте произнести фразу: «Так, кто тут у нас самый умный?» с разной интонацией и сразу поймёте, насколько она важна. Что такое интонация Во всех словарях и пособиях по лингвистике понятие «интонация» связывают с устной речью или с музыкой, тоже звучащей. Даже само слово переводится с латыни как «громко произношу»...
554 прочтения · 1 месяц назад
Повествование от лица мужского персонажа в женском романе — зачем это нужно
Эта статья посвящена одной из проблем так называемых женских жанров — романтического фэнтези и любовного романа. Женскими эти жанры называют потому, что пишут такие книги преимущественно женщины и читают тоже в основном женщины. Поэтому статья будет ориентирована на женскую аудиторию. И если вас не интересуют эти жанры, а то и вовсе от них коробит, то почитайте другие статьи на канале, их более 600. В ином случае, вероятно, вы со мной будете в чём-то категорически не согласны. Но учтите, что я вас...
424 прочтения · 2 месяца назад
Художественный текст: форма подачи информации
Есть термин «художественная литература», и обычно нам несложно понять, какой текст относится к художественному. Но это на уровне интуиции, а если подходить формально, то признаки художественного текста довольно размыты. И, бывает, читаешь текст, который подаётся, как художественный, а отнести его к художественному не можешь. Может, дело в сюжете или герое? Однако, например, стихи или эссе совершенно спокойно обходятся и без героя, и без сюжета. Да и в некоторых постмодернистских романах сюжет плохо улавливается...
556 прочтений · 2 месяца назад
О продвижении книг на литературных площадках
Эта статья в какой-то степени продолжает тему, затронутую в предыдущей: «Нужна ли хорошей книге реклама?». Но речь сегодня пойдёт не о рекламе как таковой, а о продвижении книги, о наборе читательской аудитории или, если хотите, о раскрутке. Причём о максимально бюджетном, а точнее, бесплатном её варианте. И предварительно хочу сделать несколько пояснений, чтобы не было недопонимания или возмущений. Если для вас литература только способ самовыражения, вы пишите исключительно ради удовольствия или...