Закреплено автором
Записки литературного редактора
Чем занимается литературный редактор
1,6K · 11 месяцев назад
Статьи
206 прочтений · 2 дня назад
Интонация в тексте и её виды
Понимание любого речевого сообщения во многом зависит от интонации, с которой оно произносится. Поменяешь акцент, сделаешь тон пониже или повыше — и всё, сказанное обретает уже совсем другой смысл. Попробуйте произнести фразу: «Так, кто тут у нас самый умный?» с разной интонацией и сразу поймёте, насколько она важна. Что такое интонация Во всех словарях и пособиях по лингвистике понятие «интонация» связывают с устной речью или с музыкой, тоже звучащей. Даже само слово переводится с латыни как «громко произношу»...
371 прочтение · 7 дней назад
Повествование от лица мужского персонажа в женском романе — зачем это нужно
Эта статья посвящена одной из проблем так называемых женских жанров — романтического фэнтези и любовного романа. Женскими эти жанры называют потому, что пишут такие книги преимущественно женщины и читают тоже в основном женщины. Поэтому статья будет ориентирована на женскую аудиторию. И если вас не интересуют эти жанры, а то и вовсе от них коробит, то почитайте другие статьи на канале, их более 600. В ином случае, вероятно, вы со мной будете в чём-то категорически не согласны. Но учтите, что я вас...
339 прочтений · 2 недели назад
Художественный текст: форма подачи информации
Есть термин «художественная литература», и обычно нам несложно понять, какой текст относится к художественному. Но это на уровне интуиции, а если подходить формально, то признаки художественного текста довольно размыты. И, бывает, читаешь текст, который подаётся, как художественный, а отнести его к художественному не можешь. Может, дело в сюжете или герое? Однако, например, стихи или эссе совершенно спокойно обходятся и без героя, и без сюжета. Да и в некоторых постмодернистских романах сюжет плохо улавливается...
402 прочтения · 3 недели назад
О продвижении книг на литературных площадках
Эта статья в какой-то степени продолжает тему, затронутую в предыдущей: «Нужна ли хорошей книге реклама?». Но речь сегодня пойдёт не о рекламе как таковой, а о продвижении книги, о наборе читательской аудитории или, если хотите, о раскрутке. Причём о максимально бюджетном, а точнее, бесплатном её варианте. И предварительно хочу сделать несколько пояснений, чтобы не было недопонимания или возмущений. Если для вас литература только способ самовыражения, вы пишите исключительно ради удовольствия или...
449 прочтений · 3 недели назад
Как придумать историю. Ассоциативное мышление
Вопрос этот иногда решается сам собой, точнее, автор даже не успевает его задать, потому что задумка истории возникает сама, без всяких усилий и сразу просится «на бумагу». Но в других случаях приходится ломать голову над тем, чтобы такого написать интересного, не очень тривиального и не совсем уж в формате «потока сознания». Кто-то скажет: «Не можешь придумать — не пиши». Но писать-то хочется, а бывает и нужно, например, чтобы поучаствовать в конкурсе, опубликовать очередную статью на Дзен или ещё по какой-то причине...
298 прочтений · 1 месяц назад
Нужна ли реклама хорошей книге?
Вопрос несколько провокационный, но он время от времени в том или ином виде всплывает в комментариях. Поэтому я решила поговорить об отношении к книжной рекламе, которую некоторые воспринимают негативно. Сразу оговорюсь, если человек пишет для себя, то его книги в рекламе не нуждаются. Не себе же самому он их будет рекламировать? Эта статья для тех авторов, кто пишет для людей и хочет, чтобы его книги читали и, желательно, за это платили. Ну, или на первых порах хотя бы просто читали. Что такое реклама...
367 прочтений · 1 месяц назад
Зачем герою меняться
Этот вопрос поднимался в комментариях к статье «Главный герой — кто он?», и я решила рассмотреть тему чуть подробнее. Действительно, по правилам драматургии, которые активно продвигают сценаристы, главный герой должен измениться по ходу сюжета под влиянием жизненных коллизий, разрешения внутренних и внешних конфликтов и прочих проблем. Эти изменения, собственно, и составляют арку персонажа. Но остаётся вопрос: зачем? Ряд моих читателей в качестве аргумента приводят в пример реальность, то есть жизнь...
348 прочтений · 1 месяц назад
Поток сознания: что это такое
Иногда от человека, критикующего какую-то книгу или статью, можно услышать презрительное: «Это просто поток сознания!». Обычно под этим понимается, что текст не имеет ни логики, ни смысла, а представляет собой хаос несвязанных друг с другом мыслей, перемешанных с описаниями чувств и философскими сентенциями. А что такое «поток сознания» на самом деле? Откуда этот термин вообще появился? Это понятие существует и в психологии, и в литературе. Несмотря на то что в писательскую среду «поток сознания» попал из психологии, суть явления отличается...
610 прочтений · 2 месяца назад
Редактура своего текста — 2
Эта статья — продолжение темы, посвящённой саморедактуре или редактуре своего текста. Но советы из этой статьи могут пригодиться и начинающим редакторам, занимающимся чужими текстами. Вообще те, кто давно занимается писательством, обычно вырабатывают свою систему, подходящую, удобную именно им. Поэтому хочу предупредить, что мои советы не безусловное руководство к действию — «каждый выбирает по себе». Но, возможно, кто-то найдёт их полезными, а кто-то поделится своими «рецептами». Что советуют в...
906 прочтений · 2 месяца назад
Редактура собственного текста: главная проблема
После того как произведение (роман, повесть, статья, книга) написано, наступает время перейти к самой сложной и таинственной части работы над текстом — к редактуре. Почему сложной, наверное, всем понятно, а почему таинственной? Потому что автор текста, приступив к этому завершающему этапу работы, часто не понимает, что надо делать. Разве что, всё переписать. А у многих авторов преимущественно два типа реакции на собственный текст: «как это гениально» или «как это отвратительно». И в первом, и во втором случае необходимость редактуры вызывает сомнение...
552 прочтения · 2 месяца назад
Главный герой — кто он?
Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Сегодня статья касается интересной, на мой взгляд, проблемы идентификации главного героя, как со стороны читателя, так и со стороны автора. В чём проблема? На самом деле во многих книгах этой проблемы нет, и там главный герой сразу узнаётся и выделяется из других, второстепенных персонажей. Всё повествование крутится около этого героя, как его не узнаешь? Однако это характерно для многих, но не для всех книг. Даже в произведении, написанном от первого лица, может возникнуть такая проблема...
634 прочтения · 2 месяца назад
Как писали классики
К литературному творчеству можно относиться по-разному. Кто-то видит в творчестве писателя результат Божьего Дара (именно так, оба слова с заглавной буквы), который получают избранные. Кто-то считает его тяжёлым, но приносящим радость умственным трудом. Кто-то доказывает, что без способностей в литературе делать нечего, таких бесталанных ничему не научишь. А кто-то уверен, что способности надо развивать, и обучение — необходимый элемент любой, в том числе творческой деятельности. Мне позиция первых кажется странной, я неоднократно об этом писала...