Найти в Дзене
Сколько получали татарские учительницы и почему у них не было дипломов?
Новым моментом в этой системе образования стало нивелирование социальных границ. Раньше у приходской остазбика учились девочки примерно одного социального круга, т.к. мусульманские махалля, особенно в городах, делились на богатые и бедные. Например, в приходах Старо-Татарской слободы г. Казани находилось множество домовладений крупных предпринимателей, а семьи рабочих-татар селились, как правило, в Ново-Татарской слободе. Неслучайно, Лябибу Хусаинию некоторые богатые родители обвиняли в том, что их дочери учатся рядом с детьми бедняков...
2 недели назад
"Продажа сплетен" и "ношение слова": слухи в татарской культуре начала ХХ века
Двойственное значение этих слов можно увидеть на примере солдатских писем времен Первой мировой войны, которые проходили через цензоров и переводились на русский язык. Иногда, при переводе текст наделялся другим смыслом. Например, 14 мая 1916 года солдат 287-го Маршальского запасного батальона Хусаин пишет отцу Х. Халитову в Казань: …Милый папа! Что пишут в газетах? Нет ли у Вас слуха о том, что наш государь заключит мир? Здесь о мире поговаривают. Очевидно, в этом фрагменте, где говорится и о газетах и слухах, речь идет о новостях (“хәбәр”)...
1 месяц назад
Хадича Ямашева: забытая героиня татарской истории
На рубеже XIX-XX вв. в татарском обществе произошли очень важные перемены: шло переформатирование общественного сознания, выработка лояльности к публичной активности женщин. Это касалось получения ими образования, их благотворительной деятельности, публикаций в прессе. И наряду с этим росло число работающих в разных сферах женщин, и данный факт тоже постепенно перестал быть чем-то радикальным, превращался в норму. В этих условиях, если брать персоналии татарского женского движения, то мы увидим и имя Хадичи Ямашевой-Таначевой...
399 читали · 1 месяц назад
Татары Прикамья: "мольбища", "отсутствие фанатизма" и деревни-города
По данным Вятского губернского правления в 1856 г. в Елабужском уезде проживало 21 820 татар-мусульман. При этом было зафиксировано и число мусульманского духовенства мужского и женского пола. Религиозные требы мусульман выполняли 151 человек. Чуть больше было количество женщин – 156. Вероятно, это были жены мулл и муэдзинов, которые тоже были вовлечены в религиозную жизнь прихода. Судя по всему, официальных мечетей в Елабужском уезде тогда не было, либо сведения о них не успели включить официальный документооборот...
753 читали · 2 месяца назад
Учительница с татарским акцентом или история становления одной профессии
Обучение подрастающего поколения всегда было одним из главных приоритетов в татарской традиционной культуре. Религиозные знания, а так же навыки чтения и письма, дети получали в конфессиональных начальных школах (мектебе), работавших при каждой мечети. Однако до конца XIX в. татарские мектебе посещали только мальчики. Татарские девочки ограничивались уроками остазбики (супруги приходского имама), которые она давала у себя дома. В отличие от широких слоев населения, дочери татарских дворян и чиновников обучались и в русских учебных заведениях...
2 месяца назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала