Найти в Дзене
Татарские крестьяне 19 века или "вахтовики" царской эпохи
Малоземелье и неурожаи заставляли татарских крестьян искать новые источники дохода. Поэтому они покидали родные места (временно) в поисках заработка. В 19 веке это называлось отхожим промыслом или отходничеством. И такой "отход" был характерным явлением для татарских деревень уже в первой половине XIX века. Особенно если они располагались недалеко от городов. Например, в Заказанье. Так деревня Старая Юльба лежала в самом центре Казанского уезда, до Казани ее разделяли 50 верст. Некоторые уроженцы в поисках лучшей доли отправлялись в губернский город...
226 читали · 1 неделю назад
От "жены Ходжиахмета муллы" до "маленькой головы": учительница-татарка начала ХХ века
Завершая серию публикаций о татарских учительницах (мугаллима) начала ХХ века, остановимся на общественной оценке этой деятельности. Безусловно, отношение к таким женщинам было далеко неоднозначным: от восхищения на страницах татарских газет до тихого осуждения за их спинами. Быть или не быть мугаллимой? Впрочем, для большинства образованных татарок вопрос стоял совсем иначе: как выжить в обществе будучи (не)обыкновенной мугаллимой? Для татарских женских школ начала ХХ века была характерна постоянная нехватка кадров...
2 недели назад
Татарские приказчики: забытые герои бизнеса?
Главная задача приказчика состояла в ведении хозяйственной части предприятия: контроле над товарами, продажами, учётом прибыли и расходования средств. В дополнение к основной деятельности, приказчики нередко выполняли религиозные обряды, особенно если предприятие принадлежал мусульманину. Например, в Тепловской суконной фабрике Агишева и Терегулова в Сызранском уезде Симбирской губернии на рубеже XIX-XX вв. мусульманские обряды проводил приказчик предпринимателей. Такая форма сочетания административных...
1 месяц назад
Сколько получали татарские учительницы и почему у них не было дипломов?
Новым моментом в этой системе образования стало нивелирование социальных границ. Раньше у приходской остазбика учились девочки примерно одного социального круга, т.к. мусульманские махалля, особенно в городах, делились на богатые и бедные. Например, в приходах Старо-Татарской слободы г. Казани находилось множество домовладений крупных предпринимателей, а семьи рабочих-татар селились, как правило, в Ново-Татарской слободе. Неслучайно, Лябибу Хусаинию некоторые богатые родители обвиняли в том, что их дочери учатся рядом с детьми бедняков...
2 месяца назад
"Продажа сплетен" и "ношение слова": слухи в татарской культуре начала ХХ века
Двойственное значение этих слов можно увидеть на примере солдатских писем времен Первой мировой войны, которые проходили через цензоров и переводились на русский язык. Иногда, при переводе текст наделялся другим смыслом. Например, 14 мая 1916 года солдат 287-го Маршальского запасного батальона Хусаин пишет отцу Х. Халитову в Казань: …Милый папа! Что пишут в газетах? Нет ли у Вас слуха о том, что наш государь заключит мир? Здесь о мире поговаривают. Очевидно, в этом фрагменте, где говорится и о газетах и слухах, речь идет о новостях (“хәбәр”)...
2 месяца назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала