Найти тему
Закреплено автором
Александр Агамальянц - Наставник для психологов
Наставничество для психологов
1 год назад
МЕХАНИКА СТРЕССА
I. Что такое стресс и зачем он? Некоторое время назад хорошие люди подкинули идею написать “что-нибудь о борьбе со стрессом”. А мне ж только повод дай по клавишам постучать. Соответственно, с присущей вашему покорному расторопностью, засучил рукава и взялся за дело! Что из этого получилось, смотрите сами. Прежде, чем понесёмся во весь опор, сделаю маленькое, но важное уточнение. Данный текст, как и прочие мои, не является какой-либо истиной в последней инстанции и не претендует на звание академической статьи...
1 год назад
Немного о "терапевтическом эффекте". Не так давно писал же о важности наличия программы ведения клиента, как для специалиста (психолога, психотерапевта, коуча и т.д.), так и для самого клиента, и вот, пожалуйста, буквально слово в слово по тому посту произошла сегодня ситуация. Вернее, произошла не сегодня, но разгребал ваш покорный слуга этим ясным послеобедом. Суть в чём: одной хорошей девочке психиатрица решила на ровном месте устроить, как она думала, сеанс психотерапии, а по факту - жёстко клевать голову. Без смазки и кактусом. Мол, тебе НАДО сделать это, НАДО сделать то! Деталей, конечно, не буду разглашать по понятным причинам, но тут сам факт важен. И доклевалась только до того, что у девочки включилось ЖЭСТАЧАЙШЭЕ сопротивление. Настолько, что потом ещё сутки в себя приходила. И, само собой, без какого-либо катарсиса. Ну, а как оклемалась, спросила у меня, мол, бывает ли такое, нормально ли и что делать? Я ж, как порядочный человек и офицер (в Call of Duty), не мог бросить деву в беде и всё детально разложил. Не стесняясь в выражениях, конечно. И где-то в процессе говорит мне прелестница: "Вот, я тебе щас пересказываю, что мы с врачом ковыряли, неприятно это и плакать хочется. Но, блин, и рассказать тоже хочется!". Тут я её и научил плохому. Отличать безголовых мозгоправов от толковых (ну, вдруг меня Господь приберёт и придётся ей другого искать!). Так и говорю: "Вот запомни это ощущение. Примерно это и есть тот самый терапевтический эффект. Когда, может, и не очень приятно, но хочется рассказывать. А врачиня тебе просто мозги клевала. Не со зла, но бестолку". Собственно, тем деву от беды спас и, казалось бы, её история на сегодня заканчивается. Но не совсем. Был один момент, который, как раз, про мои актуальные темы. Я, говорит, выкупила, что какая-то хрень происходит, но, думаю, она же врач, знает, что делает (тем более, как врач тётка реально норм, насколько я в курсе). И доверилась. Естественно, в итоге нашей героине ничего не рассказал и не пояснил. Вся экологичность процесса сводилась к "кодексу строителя коммунизма" из серии "так надо, потому что так правильно". Если кто до сих пор не понял или проморгал, речь о человеке, который именно лечить кукушеньку пришёл, а не в профилактических целях или со скуки. И именно к клиническому специалисту пришёл, а не к инфоцыгану-самоучке типа меня. Т.е., этичность и экологичность процесса, по идее, обязана быть максимальной. Но нахрена, если можно просто мозги клевать без объявления войны... И повторюсь для душнил и "профессиональных пациентов": нет и не может быть от таких действий никакого терапевтического эффекта. Никто ничего "потом" не осознает, не просветлится и не поймёт. Если вам сношают голову, то вам просто сношают голову. Это как в сексе: можно по согласию, с предварительными ласками и яркими оргазмами, а можно наброситься, перегнуть через стол и впердолить. И нет, любители жёсткого секса тоже не любят, когда их перегибают и впердоливают. Там просто ласки другие. Я кончил. Всех люблю!
1 год назад
Зачем психологу программа? Ну, что - неделю я ленился в своё удовольствие, занимаясь только работой с текущими клиентами и придумыванием всякого. А теперь настала пора про это всякое рассказать, благо, прошедшие консультации были богаты на разного рода инсайты, идеи и прочие осмысления. Например, сегодня вспомним об одном из “краеугольных фундаментов” (пардон за локальный мем) психологической практики, который до сих пор наглухо игнорируется многими моими коллегами. Зато потом они изобретают тысячи велосипедов, чтобы удержать клиента больше, чем на одну сессию. Итак, речь о программе... пусть будет программе ведения клиента. Ещё порой это дело называют курсом, что понятнее простым людям, но терминологически совершенно неверно. Курс это про обучение группы с конкретными целезадачами и содержанием (которое может периодически меняться, но не в процессе и не под каждого участника), программа же про более концептуальные вещи, которые помогают специалисту выстроить систему взаимодействия с клиентом наиболее эффективным образом и предоставить ему максимальное качество услуг. Смысл в чём: у нас есть некий “скелет” в виде обязательных действий, которые позволят достичь результата, а уже “мясо” (конкретные вопросы, техники, порядок тем и т.п.) мы наращиваем на него, исходя из запроса клиента и наших возможностей, инструментов, подхода и т.д. Собственно, из этого проистекают три “бытовых” выгоды для специалиста и клиента и две “психологических”. С бытовыми всё достаточно очевидно. Имея программу ведения: 1) специалист может просто и понятно рассказать клиенту о предстоящей работе; благодаря чему 2) клиент понимает куда и с какой скоростью движется, что получит в итоге; что максимально положительно сказывается на степени доверия и снизит естественное сопротивление, которое появится в любом случае, а специалисту, благодаря этому, 3) легче контролировать (и направлять) ход работы и отслеживать динамику; что, конечно же, тоже играет на руку обоим и сильно упрощает жизнь. С двумя “психологическими” выгодами не так всё прозрачно. Они достаточно ситуационны и могут в каких-то случаях вообще не проявиться. Но где-то могут и очень, не побоюсь этого слова, спасти. Речь о: 1) Профилактике эмоциональной привязки к клиенту, переноса и контропереноса. 2) Метафоре взросления и сепарации: начав в условно детско-родительских отношениях, постепенно перевести их во взрослые, партнёрские. Кто в теме, тот, полагаю, сразу понял о чём речь, поэтому буквально пару слов скажу. Смысл в том, что к нам приходят совершенно разные люди, которые могут вызывать у нас совершенно разные реакции. Это нормально, потому что мы, мозгоправы, тоже люди. Соответственно, в обратную сторону это всё тоже работает. И, как ни странно, само понимание наличия даже ограничения по срокам работы уже “держит в тонусе” и не даёт “сбиться с пути”, например, наткнувшись на какую-нибудь нежно любимую специалистом проблему, начать прорабатывать её ближайшие года полтора без смысла и цели, просто потому что нравится. Обратно, и клиент, понимая, что однажды “поезд приедет”, либо стремится получить максимум пользы от работы либо сам предлагает пересмотреть цели и, возможно, формат. Конечно, есть свои нюансы в каждой ситуации и совсем от любой фигни подстраховаться вряд ли выйдет, но снизить количество её вариантов и вероятность возникновения до предельного минимума вполне можно. И даже нужно, если хочется заниматься любимым делом много лет, а не охренеть от выгорания через год. Ну, и конечно, созданию программы посвящён отдельный блок в моей программе наставничества для психологов. Подробности в закреплённом посте. ЗЫ а на фото я радуюсь, что мне наконец дверь в офис доделали. Не прошло и полгода, блин. 
1 год назад
Где брать идеи для постов? Сегодня у нас на повестке ещё одна вечная тема современных мозгоправов всех мастей, да и прочих фрилансеров, продвигающих свои услуги в соцсетях, телеграм-каналах и других блогах. Собственно, идея этого поста родилась в тот момент, когда я призадумался, мол, мои давние читатели явно заметили, что у меня то без остановки всякие там тексты рождаются, то затишье на полгода. И явно кому-то интересно, а как это работает. Как вот он такой молчит-молчит, а потом - вжух! - и начинает по какой-то новой теме как не в себя тараторить?! Это какая-то специальная долгая подготовка? Или какое-то колдунство?! Откуда все эти тысячи постов (причём, сука, почти все уникальные!)?! А так надо вообще?! А у меня получится?! Ну или что-то в этом духе. Кстати, не обязательно такие мысли вас посещают, когда вы натыкаетесь на моё творчество. Но полагаю, что у большинства из вас, коллеги, есть некий “блогерский идеал”, к которому вы стремитесь, но всё никак, увы и ах. Вот, через призму своего опыта в бумагомарательстве, попробую рассказать, что да как в плане регулярного написания всякого. Каких-то особых секретов действительно не так, чтобы много. На мой взгляд, самое главное это продавать (ну, ладно - предлагать, продвигать, рассказывать) то, что ты любишь всем сердцем, чем прямо вот горишь-горишь! Тогда и качество продукта будет на максимально возможной для нынешних вас высоте, и будете его знать досконально, и вас будет распирать от желания о нём рассказать! Мысль предельно банальная, но без этого работать точно не будет. Скажу проще. Не продавайте говно! Если знаете, что ваш продукт - полная хрень, вы со стыда сгорите раньше, чем сумеете заставить себя что-то о нём рассказать. Поэтому сперва сделайте хорошо (опять же, без фанатизма - просто хорошо). А если вы знаете, что продукт норм, но почему-то считаете его хренью, запишитесь к специально обученному человеку (например, ко мне в наставничество), который поможет истребить мозговых слизней. И там уже с какого-то момента пойдёт по накатанной. Вы какие-то мысли “по работе” думаете и - оп! - одна-две идеи мелькнули из серии “давай про это напишем?!”. Зафиксировали, выдохнули и думаете дальше. Плюс те же соцсети и блоги могут подкинуть тем, если хоть иногда выглядывать за пределы своего уютненького. Причём, не обязательно это будут какие-то посты условных конкурентов. Просто учитесь видеть те проблемы, которые решаете, в реальном мире, а не только на страницах серьёзных профильных ресурсов. Даже скажу: в первую очередь, в реальном мире! А вот сколько вам нужно постов за какой период и какого объёма это уже к вашей модели продвижения и алгоритмам ресурсов, на которых публикуетесь. Очерёдность тем - примерно туда же, контент-план называется. Кстати, его может и не быть. Это просто инструмент для систематизации будущих записей, а не святая корова, на которую нужно денно и нощно молиться. От него креатива не прибавится, но он может помочь направлять мысли в нужное русло. Это полезно, особенно, когда есть всевозможные ассистенты. У меня его сейчас нет, например (всякие “заметки на полях” не в счёт), но через несколько месяцев работы в таком же темпе скорее всего появится, причём, занесу в него ещё и прошлые записи. Продолжая тему идей из реального мира, скажу ещё: учитесь спонтанности и проактивности, изживайте косноязычие и отмалчивание! Если очень грубо, то - начинайте свой день с мысли “А какую историю я сегодня расскажу?!”. Случилось что-то эдакое, думаете: “А как это рассказать, чтобы было интересно?!”. Очередной нудный “полезный пост”, написанный непойми как, вообще ни для чего не нужен этому миру. Лучше помолчите, если совсем не прёт. И, Христом богом молю, учитесь писать! Много, быстро и грамотно! Потоком! В каком-то смысле - думать текстом. Это не талант. Это навык. Этому учатся (у меня, например, ага). Отдельно отмечу, что “маты” это такие коврики в спортзале, а те страшные слова, которые я порой вставляю даже в рекламные тексты, это “мат” и множественного числа у него нет. Основные секреты вот. Захотите ещё по этой теме, маякуйте - сделаю.
1 год назад
Почему я занялся наставничеством?
Ещё один пост про почему. Да, иногда они нужны. Собственно, немного расскажу, чего вдруг у меня засвербело в известном месте и я загорелся идеей наставлять иных мозгоправов. И внезапно это не только оттого, что "кто не умеет сам - учит других". В моём случае, увы - умею. Почему увы? А потому что какого-то момента (довольно быстро, на самом деле, т.к. несколько лет до психологии занимался тренерством и коучингом) появилась определённая "планка качества", по которой стал измерять и свою работу и работу коллег...
1 год назад
Наставничество для психологов
Давным-давно, лет восемь-девять тому назад, я стал потихоньку отходить от тренингов и коучинга, которыми на тот момент активно занимался уже не один год, в сторону психологии. Просто пришёл к выводу, что чему бы ни учился человек, какой бы навык ни развивал, всё равно делает это через призму своего психологического опыта, убеждений, привычек, страхов. Мне стало интересно работать именно с этими процессами и “слово за слово” понял, что индивидуальная работа с людьми мне гораздо ближе группового обучения...
1 год назад
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОПОМОЩЬ: ЧТО ЭТО И ДЛЯ ЧЕГО?
Изначально это был текст вводного занятия мини-курса “Психологическая самопомощь”, но потом я подумал, что его вполне можно выделить в самостоятельную статью. Как ни странно, по сей день довольно популярны идеи, что человек не в состоянии помочь себе сам в решении психологических вопросов и должен, случись ему обратиться к психологу, до конца жизни пользоваться помощью специалиста как эдаким костылём. Конечно же, это совершенно не соответствует действительности. В реальности же как раз наоборот:...
1 год назад
Где продажи, Лебовски?! Что-то в таком духе может спросить пытливый читатель, прошерстивший статью о наставничестве для консультантов. Вроде, я упоминаю, что одним из результатов будет увеличение дохода, но почему-то нет отдельного блока, посвящённого продажам. Да и не обещаю, что покупать начнёт каждый первый. Как же так?! Ведь чуть ли не каждый первый наставник только об этом и говорит! А вот так. Я, как ни странно (и как бы некоторые мои знакомые себе ни воображали) никогда не позиционировал себя гением продаж или каким-то там там "впаривателем от Бога". Ну и моя программа именно о том, как клиенту лучший результат дать, а не о том, как его уболтать покрасивее. Но, как водится, есть нюанс. Даже два. Во-первых, я придерживаюсь позиции, что не уважаемые люди продают, а у них покупают. Конечно, среди моих коллег имеет место идея, что психолог это какой-то чмошник замученный, который права ни на что не имеет, но - нет. Это, дорогие мои, вы замученные и не имеете, а с профессией всё хорошо. Мы делаем важное и нужное дело, нехрен прибедняться! Во-вторых, так или иначе, элементы, из которых выстраивается ваша система продвижения и продаж, встроены в различные блоки программы. Как ни крути, а это проявление ваших качеств, ценностей и прочих жизненных взглядов. И важнее не тупо "уболтать" клиента, а изначально нацеливаться на то, чтобы быть заметным для тех, с кем вы лучше всего "стыкуетесь". А уж как вы будете "стыковаться" - вариантов масса. Про это, кстати, тоже можно поговорить, если захотите.
1 год назад
Анализ и... моделирование. Преимущественно я пишу о связке "анализ и прогноз" как об основных функциях нашего интеллекта. Но есть и другой вариант, который мы, кстати, чаще используем, но, как водится, не всегда себе во благо. Собственно, анализ и моделирование. Анализ настоящего и прошлого, а моделирование, соответственно, будущего. Это, по сути, близко к прогнозу, за исключением того, что причинно-следственные связи не очевидны или попросту не хватает информации для однозначной оценки перспектив развития ситуации. Ну, и больше про эмоциональное восприятие, чем про рациональное. Да-да, те самые наши пиздострадания на тему "всё будет плохо и мы все умрём" это именно про моделирование. А дальше очень простая механика. Если мы согласны с какой-то из созданных моделей будущего, то будем совершать те действия, которые её воплотят. Если нет, то наоборот. И там уже не важно, какая ситуация сложится, главное, что "по-другому". В случае с пиздостраданиями зачастую получается ещё хуже. Но всегда ж можно любой постыдный недуг в подвиг оборотить! Например, заниматься моделированием, прости Господи, осознанно. Хотя бы просто на уровне "можем умереть, а можем и впердолить". Если ещё и найти специально обученного человека для подстраховки, то вообще огонь! Вот, например, ваш покорный слуга для таких целей картами балуется. Которые Таро. Верить в то, что кусочки картона с котиками повелевают судьбой, это, как по мне, полная ёбань, а накидывать вариантов по милтон-модели и потом двигаться в более интересную стороеу, это всегда пожалуйста. Так, на той неделе обратилась одна давняя и добрая клиентка с желанием странного. Консультироваться, говорит, не хочу, ибо заебаламь, а на картинки попыриться с пользой для дела очень в тему! Попырились. Получилась славная история про битвы, победы и приключения. Всё, как я люблю. Расписал ей возможные варианты развития событий, последствия вариантов, модель повндения, подводные камни модели. Хорошо провели время, значит. А потом всё так и получилось. Пока идёт по наиболее оптимистичному сценарию, дальше посмотрим. Но, в любом случае, человек уже выбрал желаемое будущее, ощутил его, "примерил" и теперь спокойно двигается в этом направлении. И понимает, как можно действовать при том или ином развитии событый. Очень важный момент - именно "можно". С одной стороны, даём себе разрешение и дальнейшие решения и поступки не будут вызывать лишнего внутреннего осуждения и чувства вины. С другой - понимаем, что можно так, а можно иначе. Тем самым, оставляем место для манёвра и прокачиваем адаптивность (и психическую и социальную). И да, это можно делать не только с картами. Для меня это хобби, а для вас - возможность поиметь моих услуг по неприлично низкой стоимости (всего полторы тысячи русских рублей). А если хотите сами научиться качественно моделировать будущее клиентов (да и своё тоже, чего греха таить), записывайтесь в программу наставничества для психологов и прочих консультантов. Там цена повыше, но и получите на порядок больше и лучше, чем от расклада. Такие дела. Про наставничество читайте здесь.
1 год назад
Почему психологи не умеют в маркетинг? Не совсем обычный для меня вопрос. Я про "почему". Обычно я больше про "зачем", как знают мои постоянные читатели в других соцсетях. Действительно считаю этот вопрос более важным в большинстве ситуаций (и детально рассказываю об этом сами знаете где), но порой имеют значение и причины. Например, очень часто на различных курсах по продвижению для экспертов, которые я посещал как участник, даже практики с многолетним опытом "ломались" о простое, на первый взгляд, задание типа определения своей темы и ниши. Когда речь доходила до того, чем конкретно вы помогаете людям, "ломались" почти все. Здесь, конечно, можно начать разматывать историю про то зачем они так делали, какое ощущение стремились получить, из какой зоны не хотели уходить, но толку нам от этого будет немного. Куда важнее взглянуть на истоки проблемы. Благо, они известны. Это всевозможные истории про "я не знаю, моя методика подходит всем (кроме тех, кому не подходит, ага)", "да в принципе любой вопрос можно решить (кроме тех, которые нельзя)", "ой, это всё не нужно - клиент сам поймёт, когда получит результат (а ты ему тогда нафига?!)". Отсюда же растут ноги и у других "болячек" типа нежелания заниматься соцсетями (а что туда писать?) или каким-либо ещё продвижением (мои клиенты меня и так найдут); синдрома самозванца (не знаю, имею ли я право, могу ли я, говно ли я!), избыточного перфекционизма (если мой продукт не идеален, как я могу его продавать?!). Бесконечное множество этих бед и злосчастий! Но давайте пойдём дальше и взглянем, откуда же взялись эти истоки. И увидим не только разные там непроработанные травмы и слепые зоны (этого добра у всех валом и регулярно новые появляются). Самое нам интересное это тотальная бессистемность знаний, навыков и инструментов, которые буквально свалены в одну кучу и специалисту приходится каждый раз изобретать всю методику работы с клиентом заново. Да, там может быть какой-то один самый любимый метод (тот самый, универсальный, ни от чего), но общей картины это не меняет. Но не будем судить, дабы самих не того! Тем более, это не вина эксперта, а его беда - что нет у него чёткой и понятной системы организации и ведения работы с клиентом. Собственно, очередное "почему так получилось?" приводит нас к тому, что практически ни на одном курсе (особенно вузовском, хотя казалось бы) по психологии тупо не учат этому. Грубо говоря, учат человека гайки закручивать и выпускают на волу, мол, сам тыкайся ко всем встречным с вопросом "не надо ли вам какую гайку закрутить?!". Наиболее смышлёные в какой-то момент понимают, что можно не тыкаться, а встать где повиднее и кричать погромче: "кручу гайки! лучший закручиватель гаек по эту сторону Ла Манша! покупай - не скупись!". Толку чуть больше, но тоже - херня, выгорание и голодная смерть в стыде и позоре где-то не за горами. Кстати, можно поковырять и то, почему не учат организационным и методологическим штукам, но там уже немножко про теорию заговора и шапочки из фольги (хотя, подозреваю, что половина учителей сами не в курсе, что это нужно, а половина просто не хочет конкуренции), поэтому тут остановимся. И да, вы правильно поняли: это ещё и пример старого доброго метода "пяти почему". Теперь остаётся только спросить "а что, если?". А что, если научили работать с клиентами ещё тогда, в далёком прошлом? Внезапно весь багаж знаний не лежит кучей, а аккуратно рассортирован, учтён и применяется по необходимости. Внезапно эксперт отлично знает, кому подойдёт он сам, чем поможет и каким образом. И как-то даже ни разу не стыдно об этом рассказывать. Наоборот - хочется! Я же не херню из говна и веток продаю, а классную вещь! Как о ней не рассказать-то?! И да, вы снова правильно поняли: в моей программе наставничества для психологов "вшиты" маркетинговые инструменты, которые вы найдёте примерно на каждом первом курсе по продвижению, стоимостью до 130 000 русских рублей. Я, знаете ли, тоже не абы у кого учился и учусь! Подробнее о программе - здесь.
1 год назад