Найти в Дзене
В ноябре инфляция в Республике Башкортостан, рассчитанная на основе индекса потребительских цен, к октябрю составила 0,25%. За год (то есть к ноябрю 2024 года) инфляция составила 6,71%. К декабрю 2024 года цены повысились на 5,67%. Больше всего к декабрю 2024 года цены выросли на услуги - 10,44%. Цены на непродовольственные товары приросли на 1,87%. Продовольственные товары показали прирост цен на 5,82%. В структуре продовольственных товаров к декабрю 2024 года упали цены на плодоовощную продукцию (-10,44%). А вот цены на алкогольные напитки приросли на 13,43%. Среди регионов ПФО самая высокая инфляция за 11 месяцев (к декабрю 2024 года) наблюдалась в Самарской области (6,75%), а самая низкая - в Нижегородской области (5,12%). А среднее значение в ПФО составило 5,95%, среднее по РФ - 5,25%. Приведенные данные свидетельствуют о замедлении темпов роста цен в экономике, и, несмотря на сохранение проинфляционных рисков, постепенному приближению уровня инфляции (в следующем году) к целевым значениям Банка России. Источник: Башкортостанстат; рисунок @gigachat_bot
3 дня назад
Возглавляемая мной рабочая группа при ГС-К РБ подготовила и представила к обсуждению проект федерального закона об организации деятельности аварийных комиссаров. Законопроект - результат кропотливой работы участников рабочей группы и наш ответ на сложившиеся актуальные проблемы в этой области. Документ предполагает регулирование отношений в области организации деятельности аварийных комиссаров, а также отношения, возникающие при организации государственного контроля (надзора) в указанной области на территории Российской Федерации. С учетом конструктивного обсуждения на заседании рабочей группы предполагается некоторая доработка проекта. Законопроект планируется направить на предварительное рассмотрение в Совет законодателей России. Прошу Вас, уважаемые подписчики, по возможности представить свои мнения и предложения относительно целесообразности регулирования рынка аварийных комиссаров.
3 дня назад
О динамике обрабатывающих производств в экономике Башкортостана. Из 24 видов экономической деятельности, относящихся к обрабатывающим производствам, в 17 зафиксировано падение индекса производства за 10 месяцев текущего года (к аналогичному периоду прошлого года). Соответственно, в 7 видах деятельности зафиксирован рост. Высокие значения индексов производства в январе - октябре 2025 года достигнуты в ремонте и монтаже машин и оборудования (144,6%), производстве электрического оборудования (124,7%) и производстве пищевых продуктов (123,8%). Наибольшее падение индекса к январю - октябрю 2024 года показало производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (63,5%). К числу видов экономической деятельности, демонстрирующих падение индекса третий год подряд, следует отнести производство кожи и изделий из кожи, обработку древесины и производство из дерева и пробки, кроме мебели. Источник: Башкортостанстат; рисунок @gigachat_bot
5 дней назад
Государственный долг Республики Башкортостан на 01/12/2025 года составил 71,59 млрд. рублей. По сравнению с данными на 01/11 государственный долг увеличился на 1,68 млрд. руб. Увеличение размера долга произошло за счет получения регионом кредита в банке. С учетом предлагаемых изменений в бюджет 2026 года (второе чтение) верхний предел государственного долга Республики Башкортостан на января 2027 года составит 86,9 млрд. руб. (против 101 млрд. руб. при обсуждении в первом чтении). Соответственно, снижаются и расходы на его обслуживание. Это означает, что Минфину региона удается найти определенные резервы для сокращения верхнего предела заимствований в будущем финансовом году на 14 млрд. руб. и сократить расходы на обслуживание госдолга на 2,4 млрд. руб. Полагаю, что такой маневр становится возможным, исходя из текущего исполнения бюджета 2025 года. Источник: Минфин РБ; рисунок @gigachat_bot
5 дней назад
Ко второму чтению Минфин РБ подготовил изменения в бюджет Республики Башкортостан на 2026 год. Коррективы предусматривают паритетное увеличение, как доходов регионального бюджета, так и расходов (см. структуру на рисунке) на 2,1 млрд. рублей при неизменности размера дефицита бюджета (-22,5 млрд. руб.). Источник: Минфин РБ.
1 неделю назад
Провел анализ структуры денежных доходов и расходов населения Республики Башкортостан в 2022 - 2024 годах. Пришел к следующим выводам. В структуре денежных доходов населения увеличилась доля оплаты труда наемных работников и достигла в 2024 году 50,6%. Значительно увеличилась доля доходов от собственности (5,1%). Полагаю, что прирост данного типа доходов обеспечили преимущественно проценты от вкладов в банках. Напротив, уменьшилась доля социальных выплат, в том числе пенсий (13,2%). В структуре денежных расходов населения региона повысилась доля расходов, связанная с покупкой товаров. Она достигла 88,4% от уровня денежных доходов. С 11,3% до 14,3% увеличилась доля обязательных платежей и разнообразных взносов. Учитывая налоговые изменения в части НДФЛ, вступившие в действие в 2025 году, считаю, что эта доля будет расти и дальше. Отмечу, что с 2023 года потребительские расходы населения превышают денежные доходы (+2,8% в 2024 году). Такое смещение в сторону превышения расходов над доходами связано, на мой взгляд, с увеличением доходов населения у разных групп населения и высоким уровнем инфляции и инфляционных ожиданий. При этом, статистика демонстрирует значительное снижение наличных денег у населения и прирост сбережений во вкладах. Источник: Башкортостанстат; рисунок @gigachat_bot
1 неделю назад
Как регион завершает 2025 год? Доступная статистика за 10 месяцев текущего года позволяет сделать следующий вывод: замедление экономики нарастает, необходимо искать новые источники устойчивого роста. Промышленность, вероятно, завершит год с минусом. За 10 месяцев индекс промпроизводства составил 96,3%. Падение фиксируется во всех секторах промышленности: добыче, обработке и энергетике. Строительство демонстрирует значительное падение (84,4%). Объем ввода жилья упал на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Оптовая торговля также в минусе (88,2%). Инвестиции в основной капитал за январь - сентябрь текущего года упали почти на 10% (90,6%). В структуре источников финансирования инвестиций произошло снижение доли привлеченных средств, в том числе бюджетных и кредитов банков, и соответствующее увеличение доли собственных средств. Однако рост издержек бизнеса, ограничения по кредитованию в силу высокой ключевой ставки приводят к тому, что ситуация с финансами организаций становится тревожной и рассчитывать на собственные средства предприятий как источник значительных инвестиций в будущем году не приходится. Финансовые результаты крупных организаций упали в регионе в два раза, нарастает кредиторская и дебиторская задолженность организаций. Задолженность по налогам за 9 месяцев текущего года возросла на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, начисленная заработная плата в Башкирии составила 72,2 тыс. руб. Реальные денежные доходы населения за 9 месяцев приросли на 5,2%. Что в плюсе? То, что связано с потребительским спросом: розничная торговля (103,7%) и общественное питание (104,1%). Однако такая динамика носит инерционный характер и дальнейшее замедление экономики окажет влияние на динамику доходов и отразится на потребительском поведении домохозяйств. Ряд индикаторов свидетельствует о некотором снижении напряжения на рынке труда. Заявленная в службу занятости потребность работодателей в работниках снизилась: 31 тыс. против 51,5 тыс. годом ранее. Траектория денежно-кредитной политики направлена на дальнейшее снижение ключевой ставки регулятором, а текущие значения индекса потребительских цен (5,4% окт. к дек.), несмотря на сохраняющиеся инфляционные риски, дают основания надеяться на смягчение условий кредитования. Источник: Росстат; рисунок @gigachat_bot
1 неделю назад
Жесткая денежно-кредитная политика сказывается на объемах кредитования экономики в текущем году. Такой вывод подтверждается проведенным сравнительным анализом структуры источников финансирования инвестиций в Республике Башкортостан за 9 месяцев 2025 и 2024 годов. Данные свидетельствуют о том, что привлеченные средства в финансировании инвестиций крупными организациями региона снизились по сравнению с прошлым годом на 5,7 процентных пункта и составили 43,8%. Кредиты банков составили всего 3,5% в структуре источников финансирования инвестиций. В январе - сентябре прошлого года их доля составляла 5,5%. Доля бюджетных средств (ФБ + РБ консолид.) также сократилась (17,7%). К примеру, в 2023 году она составляла 22,3%, а в 2024 году - 34,3%. Ожидаю дальнейшего снижения этого источника финансирования и в 2026 году. К примеру, объем РАИП (республиканской адресной инвестиционной программы) на будущий бюджетный год принят в объеме 14 млрд. руб. Ключевой же источник финансирования инвестиций - собственные средства предприятий сохранил свое преобладающее положение в структуре, составив 56,2% (в 2024 году доля составляла 50,5%). Источник: Росстат
1 неделю назад
Анализ текущей экономической ситуации вынуждает констатировать нарастающее замедление темпов роста экономики региона. Рост издержек бизнеса, ограничения по кредитованию в силу высокой ключевой ставки приводят к тому, что ситуация с финансами организаций становится тревожной. Финансовые результаты организаций Башкортостана за 9 месяцев текущего года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в два раза (49,7%). Причем, сальдо прибылей и убытков в большей степени сократилось за счет увеличения убытка организаций региона. Сумма прибыли за 9 мес. составила 179,1 млрд. руб. против 261,1 млрд. руб. за аналогичный период 2024 года. Ухудшение финансовых результатов предприятий сопровождается ростом объемов кредиторской (+12,3%) и дебиторской (+3,2%) задолженностей. Чуть более, чем на один процентный пункт увеличилась доля просроченной, как кредиторской, так и дебиторской задолженностей до 5,5% и 6,6% соответственно. Совокупная задолженность по налогам также нарастает, причем по сравнению с прошлым годом она увеличилась на 38,5% и достигла 54,3 млрд. руб. Одним из важнейших шагов для нормализации ситуации станет дальнейшее снижение ключевой ставки регулятором. Траектория денежно-кредитной политики направлена на это, а текущие значения индекса потребительских цен (5,4% окт. к дек.) дают основания полагать, что уровень инфляции в текущем году не будет двузначным и окажется около 6,5%. Источник: Росстат; расчеты автора; рисунок @gigachat_bot
1 неделю назад
Муниципальная реформа - 2025 продолжает формировать обновленную структуру местного самоуправления (МСУ) в стране. Одноуровневая структура МСУ становится основной формирования городских округов, муниципальных округов и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. На сегодня на одноуровневую систему МСУ перешло уже 40 субъектов РФ. Переход продолжается. Ряд регионов перешли на одноуровневую систему частично, оставив на отдельных территориях небольшое количество муниципальных районов, включающих сельские поселения и/или городские поселения. О сохранении двухуровневой структуры МСУ изначально заявляли 17 субъектов РФ, среди которых: Республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Хакасия, Крым, Саратовская область и др. Согласно федеральному закону о местном самоуправлении, вступившем в силу с 19 июня 2025 года, субъекты РФ должны выбрать систему МСУ не позднее 1 января 2027 года. Источник: рисунок @gigachat_bot
2 недели назад
Российский индекс промышленного производства в октябре составил 103,1%. Это наибольшее значение индекса (к соответствующему месяцу предыдущего года) в текущем году. Импульс в значительном октябрьском росте индекса придали промышленные сектора, работающие на военные нужды: производство прочих транспортных средств и оборудования, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. Гражданский же сектор промышленности, напротив, продолжает падение. Значение индекса промпроизводства за 10 месяцев (к соответствующему периоду предыдущего года) составило в Российской Федерации 101,0%. Напомню, что прогноз Минэкономразвития России предусматривает рост промышленности в 2025 году на 1,5%. Регионы страны в октябре продемонстрировали разнонаправленные тенденции развития промышленности. Чуть более половины российских регионов показали рост промышленного производства. Соответственно, около 40 субъектов РФ показали ее снижение, в том числе Республика Башкортостан. Падение промышленного производства в Республике Башкортостан, начатое еще в январе, продолжилось (за исключением февраля). Индекс промпроизводства по сравнению с октябрем 2024 года снизился на 5,7%. В добыче полезных ископаемых в октябре зафиксировано падение на 4,7%, в обрабатывающих производствах - на 6%, в энергетике - на 3,4%. Индекс промышленности за 10 месяцев составил в регионе 96,3%. Отмечу, что данные прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан предусматривают рост промышленного производства в регионе в 2025 году на 1,5%. Источник: Росстат; Минэкономразвития России; Минэкономразвития РБ; рисунок @gigachat_bot
2 недели назад
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по состоянию на 01.10.2025 года показывает, что 10 субъектов Российской Федерации обеспечили 63% всех поступлений. Анализ ситуации с поступлениями в федеральный бюджет демонстрирует, что 10 регионов страны обеспечили 71,7% поступлений. При этом, 5 регионов (Москва, ХМАО-Югра, ЯНАО, Санкт-Петербург и Московская область) обеспечили 56,5% поступлений. Ранее писал о распределении налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Отмечу, что сразу 4 субъекта РФ, входящих в ПФО, - в десятке лидеров по налоговым поступлениям в федеральный бюджет (Татарстан, Пермский край, Самарская область, Оренбургская область). Главным образом, это связано с влиянием добычи полезных ископаемых в отмеченных регионах на формирование налоговых поступлений, главным образом, НДПИ. Налоговые поступления, собираемые на территории Республики Башкортостан, характеризуются ее бОльшим распределением в сторону консолидированного бюджета региона. Из поступивших на 01/10/25 налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ с территории Республики Башкортостан 427,3 млрд. руб. 45% поступило в федеральный бюджет, 55% - в консолидированный бюджет региона. Для сравнения: 64% налоговых поступлений, собранных с регионов ПФО, поступило в федеральный бюджет и, соответственно, 36% - в консолидированные бюджеты самих регионов ПФО. Так, если доля РБ в общем объеме поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ составила 1,7% (12 место), то доля в поступлениях регионов в федеральный бюджет составила 1% (19 место). Источник: ФНС России; рисунок @gigachat_bot; расчеты автора.
2 недели назад