Найти в Дзене
ОБРАЗОВАНИЕ и НАУКА в РЕГИОНЕ

ОБРАЗОВАНИЕ и НАУКА в РЕГИОНЕ

ВУЗы и университеты региона. Система образования в регионе.
подборка · 21 материал
5 фактов о школах и обучающихся в Республике Башкортостан. Провел анализ данных Министерства просвещения РФ по школам и обучающимся в них в Республике Башкортостан за 6 лет (2018/2019 - 2024/2025 учебные годы). Пришел к следующим выводам. Количество школ сократилось на 3,5% и составило 1272 ед. При этом, численность обучающихся увеличилась на 8,7% и достигла 519,7 тыс. человек. Таким образом, среднее количество обучающихся в одной школе составило 409 чел. При общем росте численности школьников за 6 лет, численность обучающихся в сельской местности упала на 0,6%. Значительное падение наблюдается среди обучающихся в начальной школе в сельской местности (-10,7%). Соотношение между численностью школьников в городской и сельской местности: 65,5% и 35,5%. Получается, что среднее количество обучающихся в городской школе составляет 855 чел., а в сельской - 204 чел. Напротив, соотношение между количеством школ в городской и сельской местности в пользу села: 31,1% и 68,9%. Следует учесть, что в сельской местности функционирует 575 филиалов общеобразовательных организаций. На 68,5% увеличилась численность обучающихся в частных школах, достигнув 2216 школьников. Однако доля обучающихся в частных школах составляет 0,4% от общей численности школьников. О лучших школах региона писал ранее, где разместил свой рейтинг на основе данных о результатах ЕГЭ. Источник: Башкортостанстат; расчеты автора; рисунок @gigachat_bot
Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки позволяют оценить масштабы научной деятельности. А имеющиеся данные в разрезе регионов страны позволяют сравнить эти масштабы между собой. Анализ опубликованных данных Росстата за 2024 год позволил установить следующее. Более половины (52,4%) объема внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки пришлось на Центральный федеральный округ, на два региона ЦФО: Москву (36%) и Московскую область (12%) пришлось 48%. Тройку регионов-лидеров по масштабам научных исследований и разработок замыкает Санкт-Петербург с долей в российском объеме 10,9%. На 10 субъектов РФ пришлось 76,5% общих затрат. Кроме вышеупомянутых субъектов РФ, к числу регионов с относительно значительными объемами затрат на науку следует отнести Нижегородскую область, доля которой в общем объеме составила 6,7%. Общий объем внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки в России в 2024 году составил 1,704 трлн. рублей. Объем затрат на науку в Республике Башкортостан составил 14,03 млрд. руб. Это 17 место среди субъектов РФ с долей 0,82% от российского объема затрат. Источник: Росстат; рисунок @gigachat_bot
Провел сравнение результатов ЕГЭ (по среднему тестовому баллу) по отдельным предметам в 2023 - 2025 годах в Республике Башкортостан. В 2025 году количество участников ЕГЭ в регионе составило 15595 человек. 56,1% из них сдавали профильную математику. Результаты представлены ниже: Математика профильного уровня: 2023: 58,6 2024: 65,5 2025: 63,6 Лучшие школы (по доле выпускников, получивших от 81 до 100 баллов по профильной математике): Лицей №153 (67%) СОШ №17 (52,9%) Физико-математический лицей №93 (51,8%). Русский язык: 2023: 68,7 2024: 65,5 2025: 61,5 Физика: 2023: 59,6 2024: 68,8 2025: 65,4 Химия: 2023: 60,9 2024: 62,2 2025: 64,7 Биология: 2023: 53,8 2024: 58,7 2025: 58,3 Информатика: 2023: 59,4 2024: 58,2 2025: 56,3. Источник: Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2025 году в РБ. Рисунок: @gigachat_bot
Ознакомился с отчетом о результатах государственной итоговой аттестации в 2025 году в Республике Башкортостан. Отчет позволяет определить образовательные организации, показавшие лучшие результаты. Ниже построил рейтинг лучших школ региона по результатам ЕГЭ в 2025 году по пяти критериям, которые, на мой взгляд, могут отражать качество подготовки выпускников. Первый - по абсолюному числу выпускников, получивших по трем предметам от 251 до 300 баллов: Лицей №153 - 37 чел. Инженерный лицей №83 имени Пинского М.С. УГНТУ - 28 чел. Лицей №1 г.Нефтекамск - 21 чел. Второй - по доле выпускников, получивших по трем предметам от 251 до 300 баллов, к общему числу выпускников образовательной организации текущего года: Лицей №12 г.Ишимбай - 44,83% Лицей №153 - 38,95% Гимназия №2 - 34,21%. Третий - по абсолютному числу выпускников, получивших по трем предметам от 221 балла: Лицей №153 - 78 чел. Инженерный лицей №83 имени Пинского М.С. УГНТУ - 66 чел. БРГИ №1 им. Р.Гарипова - 54 чел. Четвертый - по доле выпускников, получивших по трем предметам от 221 баллов, к общему числу выпускников образовательной организации текущего года: Лицей №153 - 82,11% Физико-математический лицей №93 - 66,67% СОШ №2 г.Туймазы - 65,21%. Пятый - по доле выпускников, получивших по трем предметам до 160 баллов, к общему числу выпускников образовательной организации текущего года: Гимназия №2 - 2,63% Лицей №153 - 3,16% Гимназия №3 - 3,77%. Источник: Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2025 году в РБ; расчеты автора; рисунок @gigachat_bot
Как и другие преподаватели высшей школы, 1 сентября приступил к работе в новом учебном году. В этом учебном году сотрудничаю с несколькими университетами страны, в том числе из Республики Башкортостан. Наряду с главной научной организацией региона - Уфимским федеральным исследовательским центром РАН, университеты Башкортостана обеспечивают вклад в научно-технологическое развитие (см. рейтинг) и подготовку кадров в регионе. В Республике Башкортостан в 9 образовательных организациях высшего образования (7 государственных и 2 негосударственных), а также 18 филиалах вузов в 2024-2025 учебном году обучались 106,5 тыс. студентов, из них в государственных вузах – 102,5 тыс., в негосударственных – 4,0 тыс. студентов. Из профессорско-преподавательского состава ВУЗов ученую степень доктора наук имеют 667 преподавателей, кандидата наук – 2551. С ученым званием профессора трудятся в регионе 384 сотрудника, доцента – 1635. Подготовку научных кадров в республике осуществляют 13 аспирантур и 3 докторантуры. В аспирантуре на конец 2024 г. обучалось 1812 человек, докторантуре – 18. В 2024 г. выпущено 232 аспиранта и 7 докторантов (о работе диссертационных советов в регионах страны писал ранее). Источник: МОН РФ; Росстат.
Дню знаний посвящается! По данным Министерства просвещения Российской Федерации, в 2024/2025 учебном году в Республике Башкортостан функционировали 1272 общеобразовательные организации, осуществляющие подготовку по основным программам общего образования, с общим контингентом обучающихся 519,7 тыс. человек, из них 0,4% (2216 учащихся) получали образование в 13 негосударственных школах. В сфере образования трудятся более 113 тыс. работников (около 12% от общей численности работников организаций и предприятий республики), около четверти работников - учителя, из которых почти 90% - женщины. В статье, которую публиковал в прошлом году, выделял 2 ключевые проблемы сферы школьного образования. Это дефицит учителей, особенно в сельской местности, и относительно низкая заработная плата в отрасли. Год спустя, отмечу, что проблемы сохранили свою актуальность. Дефицит усилился, а сохраняющаяся относительно низкая заработная плата учителей в регионе (50-55 тыс. руб.) не успевает за растущей быстрее средней заработной платой работников организаций (более 70 тыс.). Кроме этого, следует указать и на наличие серьезных вызовов, которые стоят перед системой образования. Прежде всего, это демографический вызов. Через 20 лет численность детей в возрасте до 15 лет (включительно) сократится в Башкортостане на 200 тыс., то есть на 25%. Это отчасти может снять напряженность с дефицитом учителей, однако надо понимать, что при среднем возрасте учителя примерно 45 лет сокращение лиц ниже трудоспособном возрасте будет сопровождаться одновременным выходом учителей на пенсию в пожилых возрастах. Второй вызов, на который сделаю акцент, - это стремительное развитие цифровых технологий, искусственного интеллекта, которое существенно меняет содержание образовательного процесса и требует адаптации школьных учителей к этим изменениям. Как университетский профессор, стараюсь меняться и сам, применяя возможности цифровых технологий в своей научной и образовательной деятельности. К примеру, это видео-поздравление к сегодняшнему Дню знаний создано с использованием искусственного интеллекта. Источник: Минпросвещения РБ, Росстат.