Найти в Дзене
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Экономика Республики Башкортостан и регионов ПФО. Структура экономики, обобщающие показатели развития субъектов РФ, ВРП, ВРП на душу населения, сравнительный анализ социально-экономического положения регионов РФ. Пространственное развитие России.
подборка · 110 материалов
О динамике обрабатывающих производств в экономике Башкортостана. Из 24 видов экономической деятельности, относящихся к обрабатывающим производствам, в 17 зафиксировано падение индекса производства за 10 месяцев текущего года (к аналогичному периоду прошлого года). Соответственно, в 7 видах деятельности зафиксирован рост. Высокие значения индексов производства в январе - октябре 2025 года достигнуты в ремонте и монтаже машин и оборудования (144,6%), производстве электрического оборудования (124,7%) и производстве пищевых продуктов (123,8%). Наибольшее падение индекса к январю - октябрю 2024 года показало производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (63,5%). К числу видов экономической деятельности, демонстрирующих падение индекса третий год подряд, следует отнести производство кожи и изделий из кожи, обработку древесины и производство из дерева и пробки, кроме мебели. Источник: Башкортостанстат; рисунок @gigachat_bot
Государственный долг Республики Башкортостан на 01/12/2025 года составил 71,59 млрд. рублей. По сравнению с данными на 01/11 государственный долг увеличился на 1,68 млрд. руб. Увеличение размера долга произошло за счет получения регионом кредита в банке. С учетом предлагаемых изменений в бюджет 2026 года (второе чтение) верхний предел государственного долга Республики Башкортостан на января 2027 года составит 86,9 млрд. руб. (против 101 млрд. руб. при обсуждении в первом чтении). Соответственно, снижаются и расходы на его обслуживание. Это означает, что Минфину региона удается найти определенные резервы для сокращения верхнего предела заимствований в будущем финансовом году на 14 млрд. руб. и сократить расходы на обслуживание госдолга на 2,4 млрд. руб. Полагаю, что такой маневр становится возможным, исходя из текущего исполнения бюджета 2025 года. Источник: Минфин РБ; рисунок @gigachat_bot
Как регион завершает 2025 год? Доступная статистика за 10 месяцев текущего года позволяет сделать следующий вывод: замедление экономики нарастает, необходимо искать новые источники устойчивого роста. Промышленность, вероятно, завершит год с минусом. За 10 месяцев индекс промпроизводства составил 96,3%. Падение фиксируется во всех секторах промышленности: добыче, обработке и энергетике. Строительство демонстрирует значительное падение (84,4%). Объем ввода жилья упал на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Оптовая торговля также в минусе (88,2%). Инвестиции в основной капитал за январь - сентябрь текущего года упали почти на 10% (90,6%). В структуре источников финансирования инвестиций произошло снижение доли привлеченных средств, в том числе бюджетных и кредитов банков, и соответствующее увеличение доли собственных средств. Однако рост издержек бизнеса, ограничения по кредитованию в силу высокой ключевой ставки приводят к тому, что ситуация с финансами организаций становится тревожной и рассчитывать на собственные средства предприятий как источник значительных инвестиций в будущем году не приходится. Финансовые результаты крупных организаций упали в регионе в два раза, нарастает кредиторская и дебиторская задолженность организаций. Задолженность по налогам за 9 месяцев текущего года возросла на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, начисленная заработная плата в Башкирии составила 72,2 тыс. руб. Реальные денежные доходы населения за 9 месяцев приросли на 5,2%. Что в плюсе? То, что связано с потребительским спросом: розничная торговля (103,7%) и общественное питание (104,1%). Однако такая динамика носит инерционный характер и дальнейшее замедление экономики окажет влияние на динамику доходов и отразится на потребительском поведении домохозяйств. Ряд индикаторов свидетельствует о некотором снижении напряжения на рынке труда. Заявленная в службу занятости потребность работодателей в работниках снизилась: 31 тыс. против 51,5 тыс. годом ранее. Траектория денежно-кредитной политики направлена на дальнейшее снижение ключевой ставки регулятором, а текущие значения индекса потребительских цен (5,4% окт. к дек.), несмотря на сохраняющиеся инфляционные риски, дают основания надеяться на смягчение условий кредитования. Источник: Росстат; рисунок @gigachat_bot
Жесткая денежно-кредитная политика сказывается на объемах кредитования экономики в текущем году. Такой вывод подтверждается проведенным сравнительным анализом структуры источников финансирования инвестиций в Республике Башкортостан за 9 месяцев 2025 и 2024 годов. Данные свидетельствуют о том, что привлеченные средства в финансировании инвестиций крупными организациями региона снизились по сравнению с прошлым годом на 5,7 процентных пункта и составили 43,8%. Кредиты банков составили всего 3,5% в структуре источников финансирования инвестиций. В январе - сентябре прошлого года их доля составляла 5,5%. Доля бюджетных средств (ФБ + РБ консолид.) также сократилась (17,7%). К примеру, в 2023 году она составляла 22,3%, а в 2024 году - 34,3%. Ожидаю дальнейшего снижения этого источника финансирования и в 2026 году. К примеру, объем РАИП (республиканской адресной инвестиционной программы) на будущий бюджетный год принят в объеме 14 млрд. руб. Ключевой же источник финансирования инвестиций - собственные средства предприятий сохранил свое преобладающее положение в структуре, составив 56,2% (в 2024 году доля составляла 50,5%). Источник: Росстат
Анализ текущей экономической ситуации вынуждает констатировать нарастающее замедление темпов роста экономики региона. Рост издержек бизнеса, ограничения по кредитованию в силу высокой ключевой ставки приводят к тому, что ситуация с финансами организаций становится тревожной. Финансовые результаты организаций Башкортостана за 9 месяцев текущего года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в два раза (49,7%). Причем, сальдо прибылей и убытков в большей степени сократилось за счет увеличения убытка организаций региона. Сумма прибыли за 9 мес. составила 179,1 млрд. руб. против 261,1 млрд. руб. за аналогичный период 2024 года. Ухудшение финансовых результатов предприятий сопровождается ростом объемов кредиторской (+12,3%) и дебиторской (+3,2%) задолженностей. Чуть более, чем на один процентный пункт увеличилась доля просроченной, как кредиторской, так и дебиторской задолженностей до 5,5% и 6,6% соответственно. Совокупная задолженность по налогам также нарастает, причем по сравнению с прошлым годом она увеличилась на 38,5% и достигла 54,3 млрд. руб. Одним из важнейших шагов для нормализации ситуации станет дальнейшее снижение ключевой ставки регулятором. Траектория денежно-кредитной политики направлена на это, а текущие значения индекса потребительских цен (5,4% окт. к дек.) дают основания полагать, что уровень инфляции в текущем году не будет двузначным и окажется около 6,5%. Источник: Росстат; расчеты автора; рисунок @gigachat_bot
Муниципальная реформа - 2025 продолжает формировать обновленную структуру местного самоуправления (МСУ) в стране. Одноуровневая структура МСУ становится основной формирования городских округов, муниципальных округов и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. На сегодня на одноуровневую систему МСУ перешло уже 40 субъектов РФ. Переход продолжается. Ряд регионов перешли на одноуровневую систему частично, оставив на отдельных территориях небольшое количество муниципальных районов, включающих сельские поселения и/или городские поселения. О сохранении двухуровневой структуры МСУ изначально заявляли 17 субъектов РФ, среди которых: Республики Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Дагестан, Хакасия, Крым, Саратовская область и др. Согласно федеральному закону о местном самоуправлении, вступившем в силу с 19 июня 2025 года, субъекты РФ должны выбрать систему МСУ не позднее 1 января 2027 года. Источник: рисунок @gigachat_bot