Найти в Дзене
От ценностей к действиям: как устроены «Разговоры о важном» На курсах повышения квалификации Ольга Доремидова, заместитель директора по реализации проектов Института воспитания, и Елена Лосева, ведущий научный сотрудник Лаборатории фундаментальных и прикладных научных исследований Института воспитания, представили проект, который уже несколько лет объединяет школы по всей стране — «Разговоры о важном». «Разговоры о важном» — это внеурочный курс, нацеленный на формирование у школьников духовно-нравственных ценностей, российской идентичности и нравственных ориентиров. Ольга Доремидова рассказала о проекте: – как проходит каждое занятие; – как устроен методический комплект; – какие темы ожидают школьников в этом учебном году. За три года: более 100 занятий, 120 спикеров, охват соцсетей свыше 80 миллионов. Что отличает эти занятия? Свободный формат: дискуссии, беседы, интерактивные задания вместо строгих рамок урока. Акцент на диалог: учитель помогает детям самим прийти к важным выводам. Актуальные темы: от истории и культуры до экологии и здорового образа жизни. Елена Лосева раскрыла концепцию курса: – цель — развитие ценностного отношения к своей Родине, её людям, уникальной истории, богатой природе и великой культуре; – каждое занятие направлено на раскрытие тем современной жизни: достижения страны, исторические события, семейные традиции, экология, образование и многое другое; – курс направлен на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. – Задача педагогов — создавать условия, в которых дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, понимать свои желания и возможности и на основе этого делать осознанный выбор и выстраивать собственную систему жизненных ценностей. В основе содержания курса лежат ценностно-смысловые линии, отражающие всю палитру традиционных российских ценностей, среди которых: – историческая память и преемственность поколений; – патриотизм, служение Отечеству и созидательный труд; – доброта, милосердие и крепкая семья; – культура, образование, экология, здоровье; – информационная грамотность и безопасность. Каждая смысловая линия реализуется через систему ценностей, которые закладываются на этапе проектирования занятия и раскрываются сначала в основных смыслах занятия, а затем и в содержании. Важно, что курс в первую очередь направлен на достижение личностных результатов: формирование российской гражданской идентичности, чувства сопричастности к судьбе страны, умение мыслить критически и видеть себя частью общества. Проект «Разговоры о важном» создаёт особую среду для честного разговора с подрастающим поколением о том, что действительно значимо — о ценностях, которые определяют лицо нашей страны и её будущее. Организатор: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
3 часа назад
На Дальнем Востоке прошло пленарное заседание на X Восточном экономическом форуме. Владимир Путин в своём выступлении сделал ряд ключевых заявлений: 🔹 Развитие Дальнего Востока и Сибири признано национальным приоритетом России на весь XXI век. 🔹 Президент предложил распространить ипотечную программу на вторичный рынок жилья в тех городах, где пока не строятся новые дома. Также он подчеркнул необходимость сделать её доступной для всех многодетных семей региона. 🔹 На Дальнем Востоке предусмотрена повышенная выплата при рождении третьего ребёнка — 1 млн рублей (вместо 450 тысяч в среднем по стране). Эта мера уже дала результат: показатель рождения третьих и последующих детей здесь на четверть выше, чем в среднем по России. 🔹 Эта выплата направляется на погашение ипотеки и должна быть доступна всем многодетным семьям, независимо от возраста родителей. 🔹 Ипотечная программа под 2% будет распространяться на сотрудников государственных и муниципальных учреждений на Дальнем Востоке. 🔹 До 2030 года в рамках мастер-планов дальневосточных и арктических городов планируется ввести более 600 новых объектов. Дальний Восток становится одной из ключевых площадок развития страны. Именно здесь соединяются новые экономические возможности, современные технологии и будущее для молодых поколений.
3 дня назад
Эксперты Института воспитания выступили на стратегической сессии «Семейные ценности в современном обществе: вызовы и возможности» И. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Александр Цветков выступил в Архангельске с докладом о реализации курса «Моя семья» в образовательных организациях. В 2024–2025 учебном году курс «Моя семья» для обучающихся 10–11 классов и СПО прошёл успешную апробацию в школах и колледжах страны. В апробации приняли участие более 1500 специалистов из 865 образовательных организаций в 45 регионах России. Более 90% педагогов отметили содержание курса как современное, полезное и соответствующее возрастным особенностям подростков. Особенно важным стало мнение самих обучающихся: 58,4% считают курс полезным для формирования жизненных приоритетов; 37% — для умения решать конфликты в семье; 36,2% — для подготовки к созданию собственной семьи; 33,6% — для налаживания диалога с родителями. Эти результаты показывают, что курс действительно отвечает на запросы современной молодёжи. Сегодня вопросы семьи, брака, личной ответственности и традиционных ценностей становятся всё более актуальными. Курс «Моя семья» помогает школьникам и студентам не только понять важность семейных отношений, но и выстроить собственное видение будущей жизни. @ С сентября 2025 года пройдет апробация курса для 5–9 классов. Институт воспитания предлагает образовательным организациям присоединяться к апробации в разных форматах — от использования всего учебно-методического комплекса до включения отдельных элементов в учебную и воспитательную работу. «Сегодня особенно важно говорить с молодыми людьми о семье и браке как о ценностях, которые формируют их личность и определяют будущее страны. Курс «Моя семья» не только сохраняет традиции, но и учит обучающихся самостоятельности, уважению и ответственности в отношениях. Это вклад в формирование нашего общества, в котором семья остаётся ключевой ценностью», — отметил Александр Цветков. Курс «Моя семья» становится важной частью образовательной повестки, помогая формировать ценностное отношение у обучающихся к семье и браку.
3 дня назад
Курсы повышения квалификации продолжились панельной дискуссией на актуальную тему: «Как говорить с молодежью о российских духовно-нравственных ценностях? Пути повышения эффективности занятий "Разговоры о важном"». Модератором выступила Оксана Милькевич, главный научный сотрудник Института воспитания, доктор педагогических наук, доцент. Оксана Анатольевна отметила особую актуальность духовно-нравственных ценностей в современном мире. Она подвела дискуссию к предметному обсуждению этой фундаментальной темы, задав тон для последующей конструктивной беседы. В дискуссии принял участие Владислав Кононов, референт Управления Президента Российской Федерации по государственной политике в гуманитарной сфере, ответственный секретарь линеек учебников, кандидат исторических наук. В своем выступлении Владислав Александрович акцентировал внимание на преобразованиях в образовательной системе, в частности на модернизации предмета «Обществознание». Он подчеркнул, что обновление курса необходимо для того, чтобы уйти от модели, формирующей общество потребления, и воспитывать личность на основе традиционных ценностей. Александр Цветков, и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания, в ходе дискуссии рассказал о мониторинге ценностных ориентаций молодёжи, проводимом Институтом воспитания. Опираясь на статистические данные, Институт выявляет проблемы, с которыми сталкиваются не только дети, но и педагоги, и разрабатывает способы их решения. Представленный курс повышения квалификации призван максимально учесть мнение представителей из разных регионов для дальнейшей адаптации программы «Разговоры о важном». Елена Слесаренко, директор детского центра Музея Победы, в ходе дискуссии рассказала о работе по духовно-нравственному воспитанию школьников на базе школьных музеев. Участие в программе «Школьный музей Победы» позволяет образовательным учреждениям расширить возможности своих музеев: обмениваться опытом, находить новых партнёров и выстраивать индивидуальные траектории развития. Организатор: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
4 дня назад
Стартовали очные курсы повышения квалификации будущих наставников курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 3 сентября в Москве собрались более 180 специалистов со всей России — сотрудники региональных организаций дополнительного профессионального педагогического образования, муниципальных методических центров, советники по воспитанию, победители всероссийских конкурсов. На торжественном открытии с приветственным словом к участникам обратился Александр Цветков, и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания. Он отметил значимость этой работы: «Наставники станут связующим звеном, помогая педагогам реализовывать курс на высоком методическом и ценностном уровне. От того, как мы вместе научимся работать с содержанием и передавать его детям, зависит то, насколько близкими и значимыми станут занятия для миллионов школьников». Также участников поприветствовал Игорь Юргин, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания Минпросвещения России. Впереди у участников интенсивная шестидневная программа: лекции по государственной политике в сфере воспитания и концептуальным основам курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»; выступления экспертов, практикумы, панельная дискуссия. В рамках курсов повышения квалификации пройдут обучение около 400 слушателей. Это станет важным шагом в создании сильного профессионального сообщества тьюторов для поддержки педагогов в регионах. Организатор: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
4 дня назад
Семинар и мастер-класс по поддержке детского и юношеского чтения с участием современнных детских писателей: «Литературный сеанс: учимся разговаривать с книгами» На молодёжном форуме «Ладога» прошла лекция о роли литературы в развитии детей и подростков. Главная тема встречи — как научить ребёнка не просто читать, а вступать в живой диалог с книгой, открывать через неё новые смыслы и ценности. Спикеры мероприятия: Светлана Кривошлыкова — детский писатель, председатель Союза детских и юношеских писателей. Она рассказала о роли сказок в воспитании, подчеркнув, что именно они помогают детям развивать воображение, речь и эмоциональную сферу. Спикер поделилась практическими советами для родителей: как выбрать книгу, которая увлечёт ребёнка, и как вдохновить его читать. Татьяна Крылова — общественный деятель, член Союза детских и юношеских писателей, член Ассоциации творческих деятелей «Россия. Образ будущего». Её выступление было посвящено мифам и сказкам, а также важности вовлечения детей в диалог и творческое осмысление прочитанного. Она познакомила слушателей с малоизвестными мифическими персонажами и показала, как через фольклор можно выстраивать воспитательную работу. Лилия Кандыбович — детский писатель, член Союза детских и юношеских писателей, эксперт в области патриотического воспитания АКО «Ликей», автор издательств Феникс-Премьер, Издательский дом Мещерякова, Профдетлит, АСТ Она подчеркнула, что книга — это всегда повод для разговора о семье, истории страны и нравственных ценностях. В своём выступлении спикер затронула темы исторической памяти и воспитания через художественные образы. В рамках встречи были представлены книги современных авторов и издательства «Профдетлит», прошедшие экспертизу Института воспитания. Участники получили практические рекомендации по подбору литературы для разных возрастов и познакомились с уникальными ресурсами: — «шпаргалками» для совместного чтения с детьми; — каталогом «100 лучших книг»; — новыми изданиями для младшего и среднего школьного возраста. Атмосфера встречи показала: книга остаётся важнейшим инструментом воспитания, а чтение — путём к формированию воображения, нравственности и культурной идентичности ребёнка.
4 дня назад
Евгений Чарушин — художник, который по-настоящему услышал голос природы и передал его детям через рисунок. С раннего детства он увлекался книгами о животных, с натуры рисовал в чучельной мастерской, а позже окончил Академию художеств и посвятил себя детской иллюстрации. Чарушин стал одним из первых художников-анималистов в детской литературе. Иллюстрации к книгам Виталия Бианки были признаны настоящим искусством: одну из них приобрела Третьяковская галерея. Работая с Самуилом Маршаком над книгой «Детки в клетке», Чарушин по просьбе автора попробовал себя в роли писателя. В результате появились его собственные истории, такие как «Томка» и «Волчишко». 📚 В рубрике «Иллюстрации» вспоминаем три книги, в которых животные становятся настоящими героями благодаря линии, свету и вниманию Чарушина.
4 дня назад
День солидарности в борьбе с терроризмом Дата связана с одной из самых страшных трагедий — терактом в Беслане, произошедшим 1–3 сентября 2004 года. Тогда в стенах школы, оказались в заложниках сотни детей, их родители и учителя. В результате беспрецедентного по своей жестокости террористического акта погибли 334 человек, среди них — 186 детей. Дата 3 сентября установлена Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России» в редакции от 21 июля 2005 года. В День солидарности в борьбе с терроризмом Россия отдает дань памяти тысячам соотечественников, сотрудникам силовых структур и спасателям, погибшим не только при трагедии в школе Беслана, но и во время других террористических актов. Эта памятная дата символизирует единение государства и общества в борьбе с таким страшным явлением, как терроризм. Борьба с терроризмом — это не только задача государства и спецслужб. Это общая ответственность и готовность каждого из нас быть внимательным, неравнодушным, поддерживать друг друга, укреплять ценности человечности и мира.
4 дня назад
80 лет назад: Победа над Японией и окончание Второй мировой войны Ровно через три месяца после завершения Великой Отечественной войны Советскому союзу предстояло ликвидировать последнего союзника нацистского блока, чтобы завершить борьбу с мировым злом и поставить точку в самом масштабном вооруженном конфликте в истории человечества – Второй мировой войне. Последняя крупная битва Второй мировой войны. Небольшой остров Шумшу у берегов Камчатки стал местом ожесточённых боёв. Хаос рукопашных схваток, подвиги молодых героев, которые закрыли амбразуры дзотов ценой своей жизни. Советские десантники сражались с неприступными укреплениями японской армии: десятки дотов, дзотов и танков, километры траншей, тысячи солдат. Японцы даже оборудовали огневую платформу на полузатопленном еще в 43-м году советском танкере «Мариуполь», что позволило им постоянно вести прицельный огонь. Шумшу — был узлом обороны, который контролировал вход в Курильскую гряду. В августе 1945 года Советский Союз вступил в войну с Японией, задача была ясна: освободить Курильские острова, ликвидировать врага, укрепить стратегические позиции нашей страны и завершить целый исторический цикл нашей борьбы за безопасность своих восточных рубежей. Утро. 18 августа 1945 года — начало Курильской десантной операции, холодная вода, сильное течение. Единственная ставка — эффект внезапности. Ради этого Советские десантники и морпехи с тяжелым вооружением в руках отправились вплавь. Квантунская группировка их обнаружила спустя два часа и открыла мощный огонь. Солдаты падали в воду, кто-то тонул, не доплыв до берега. Те, кто выбирались на сушу, сталкивались лицом к лицу с врагом. Это был бой не на жизнь, а на смерть, в ход шли гранаты, винтовки, даже сапёрные лопатки. Многие солдаты не вернулись… Именно там, на небольшом острове решалась судьба … всего человечества. Герои того сражения, закрывавшие своими телами дзоты, спасали не только своих фронтовых товарищей, они отдавали жизнь, всю без остатка, за мир…. в котором мы с вами сейчас живем. Сегодня Шумшу — место подвига и памяти: здесь создаётся мемориал, музей и комплекс увековечения героизма наших солдат. Великая Красная армия, пройдя через величайшие сражения ХХ века, своей стойкостью и мужеством не только сокрушила врагов, но и вернула человечеству мир, подарив будущим поколениям спокойное небо над головой. 3 сентября в России отмечается День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. Для проведение тематического урока, посвящённого Дню воинской славы России, используйте материалы по ссылке. znan.ru/obznan.ru/...bzr
5 дней назад
Как обезопасить себя от мошенников? Несмотря на обилие профессий и возможностей сделать этот мир лучше, находятся те, кто сознательно выбирает путь обмана, манипуляций и краж. Особенно активно мошенники действуют по телефону и в социальных сетях, маскируясь под сотрудников банков, службы поддержки или даже под знакомых. В последнее время участились случаи, когда злоумышленники, завоёвывая доверие, вводят людей в заблуждение и обманом склоняют к совершению противоправных действий, якобы «во благо» — обещая вернуть деньги, отменить «угрозу» или «спасти близкого». Это опасный путь, который может привести к уголовной ответственности. Ни в коем случае нельзя выполнять какие-либо действия, даже если вас пытаются склонить к этому обещаниями или давлением. ⤴️ Сегодня мы подготовили базовые рекомендации для взрослых и подростков старше 14 лет о том, как распознать уловки мошенников и защитить себя и своих близких. ❗️ Обязательно поделитесь этим постом с родными — это может уберечь их от серьёзных неприятностей.
6 дней назад
На форуме «Ладога» рассказали об исследовании «Медиапотребленние современной молодёжи» Руководитель площадки «Код воспитания», начальник отдела проектов и программ ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Анастасия Никулина обсудила исследование «Медиапотребление современной молодёжи» с участниками форума. Исследование охватило 7890 респондентов из 62 регионов России (школьники 5–11 классов и студенты СПО). Его цель — выявить специфику медиапотребления современной молодёжи. Несколько интересных фактов из исследования: – Telegram — абсолютный лидер: им пользуются до 99% старшеклассников и студентов; – YouTube и «ВКонтакте»сохраняют популярность: более 80% респондентов используют их ежедневно; – TikTok постепенно теряет позиции — особенно у старших школьников и студентов СПО; – девушки чаще выбирают Pinterest, а юноши активнее используют Discord и Twitch; – в учебной деятельности школьники и студенты всё чаще обращаются к нейросетям — лидируют ChatGPT, MidJourney и YandexGPT; – каждый второй подросток сталкивался с негативным контентом или кибербуллингом в сети. В своём выступлении Анастасия подчеркнула: важно не только фиксировать медиапривычки молодёжи, но и вырабатывать стратегии их сопровождения, помогая подросткам безопасно и продуктивно использовать цифровую среду. «Сегодня цифровая среда стала естественной частью жизни подростков. Наша задача — не ограничивать медиапространство, а помочь молодым людям научиться использовать его безопасно и с пользой: для учёбы, самореализации и общения. Ведь именно от того, как они выстраивают своё медиаповедение, во многом зависит их личное развитие и будущее», — отметила Анастасия Никулина.
1 неделю назад
На молодёжном форуме «Ладога» рассказали о мониторинге ценностных ориентаций молодёжи Результаты исследования представила Ольга Доремидова, заместить директора по реализации проектов Института изучения детства, семьи и воспитания. В исследовании Института воспитания в 2025 году приняли участие более 300 тысяч человек из 89 регионов России: школьники, студенты, родители и педагоги. Интересные факты из исследований: – каждый третий дошкольник уже имеет собственный смартфон; – 40% подростков и молодёжи проводят в соцсетях более 5 часов в день; – ключевые ценности современной молодёжи: создать семью и иметь крепкое здоровье, но данные показывают, что экономическое благополучие оказывает значительное влияние и на решение вступить в брак, и на решение завести ребёнка; – ставить интересы страны выше собственных готовы 39% обучающихся. «Результаты мониторинга ценностных ориентаций молодёжи позволяют увидеть тенденции, которые будут определять развитие общества в ближайшие годы. Мы видим, что ключевыми ориентирами для молодых людей остаются крепкая семья и здоровье. Вместе с тем в цифровую эпоху усиливается влияние социальных сетей, растёт время, проводимое подростками онлайн, меняется формат общения и досуга. Эти процессы несут как новые возможности, так и определённые риски — снижение концентрации, недосып, сложности в построении живого общения. Мониторинг даёт нам основания для более адресной работы с родителями, педагогами и самими детьми, чтобы воспитание не отставало от вызовов времени, а становилось инструментом развития личности и общества в целом», — отметила Ольга Доремидова.
1 неделю назад