Все профессии нужны: как говорить с ребёнком о выборе будущего пути В новом выпуске журнала «Семья и школа» Елена Лосева – ведущий научный сотрудник Института воспитания, кандидат культурологии рассказывает: почему профориентацию стоит начинать еще в раннем детстве; как расширить представление ребёнка о мире профессий — от первых наблюдений до осознанного выбора; как обсуждать профессии через интересы ребёнка, привычные ситуации, фильмы и жизненные примеры; что важно подростку: условия труда, стиль жизни, ответственность, гибкость графика; как помочь ребёнку понять себя — свои сильные стороны, предпочтения, мотивацию. Полный текст статьи читайте в осеннем выпуске журнала «Семья и школа»! Ссылка на выпуск: семьяишкола.рф/...89ee
Институт воспитания
2765
подписчиков
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности ребенка, защита и забота о нем, основанные на многолетнем опыте и современных инновационных практиках.
3 декабря — День неизвестного солдата Это не просто дата в календаре. Это день, когда мы всей страной чествуем память тех героев, чьих имён мы не знаем. Тех, кто навсегда остался на полях сражений, защищая нашу мирную жизнь. Их подвиг безымянен, но не бесследен. Выбор даты символичен: 3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой, из братской могилы был с особыми почестями перенесён прах Неизвестного солдата. Он был торжественно предан земле у стен Московского Кремля, в Александровском саду. Спустя год родился священный для каждого из нас мемориал, где горит Вечный огонь — как неугасимая память народа. Этот комплекс стал общенациональным символом скорби и памяти, местом, куда приходят миллионы людей, чтобы поклониться подвигу. В годы Великой Отечественной войны судьбы более двух миллионов человек остались неизвестными. Сегодня работа по восстановлению имён не прекращается: поисковые отряды ведут раскопки на местах боёв, историки изучают архивные документы, чтобы вернуть героям их имена. Для многих семей, так и не узнавших о судьбе своих близких, Могила Неизвестного Солдата у кремлёвской стены стала местом поклонения и всеобщим символом их личной потери. Именно через такие символы и историю к нам приходит понимание ценности мира и долга перед Родиной. Но как передать это чувство детям? Как говорить с ними о патриотизме так, чтобы это было не просто заучиванием дат, а искренним разговором о подвиге, памяти и уважении? Как воспитать смелость и ответственность у подрастающего поколения? Подробно об этом написано в весеннем выпуске журнала «Семья и школа». Из него вы сможете узнать, как разговаривать с детьми на сложные темы и прививать им интерес к истории. Весенний выпуск:семьяишкола.рф/...e1bb
И. о. директора Института воспитания Александр Цветков принял участие в стратегическом совещании по развитию Всероссийской программы «Орлята России». Данный проект является ключевым элементом системы воспитания и социального становления младших школьников. В совещании приняли участие эксперты в сфере образования и молодёжной политики: — Игорь Юргин, Герой России, директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации; — Артур Орлов, Герой России, председатель Правления Всероссийского движения детей и молодёжи «Движение Первых»; — Александр Кудряшов, директор Российского детско-юношеского центра; — Людмила Савинова, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А. И. Герцена; — Лариса Сайфутдинова, заместитель директора ВДЦ «Орлёнок». В ходе встречи были обсуждены приоритетные направления развития программы: — расширение сети флагманских школ и развитие направления «Орлята-дошколята»; — результаты мониторинга, свидетельствующие о высокой эффективности и востребованности программы в регионах; — актуализация методических рекомендаций для педагогов-наставников; — интеграции с «Движением Первых», включая конкретные меры по совместной реализации проектов, поддержке субъектов РФ и укреплению общего бренда. По итогам обсуждения был согласован комплексный план развития проекта на 2026 год.
Устали от потока противоречивых советов по воспитанию? Предлагаем системный подход! В Липецке прошел Четвертый региональный форум классных руководителей и кураторов групп СПО Липецкой области Надежда Бабарыкина, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания, выступила с темой «Инструменты поддержки инициатив родителей и вовлечения их в воспитательные практики образовательной организации». Надежда Анатольевна в своем выступлении обозначила ключевой принцип современного воспитания: оно должно строиться в едином образовательном пространстве, где школа и семья действуют сообща. Единство строится на гармонии школьного уклада и семейных традиций, а также на опоре на базовые духовно-нравственные ценности. Чтобы создать такое пространство, важно учитывать как общие для всех компоненты (инвариантные), так и уникальные, гибкие (вариативные). Эксперты Института воспитания предложили модель инвариантного содержания родительского просвещения. Она помогает: — упорядочить поток информации для родителей; — устранить фрагментарность просветительских программ; — обеспечить целостный подход к вопросам воспитания и семейного просвещения. Это не жесткая система, а структурированный и гибкий инструмент, который поможет нам лучше понимать друг друга и действовать в интересах детей согласованно.
Как приучить ребёнка к детскому автокреслу в автомобиле? С 26 июля 2025 года в Правилах дорожного движения Российской Федерации определено понятие «детская удерживающая система (устройство)». Но возникает главный вопрос: как приучить ребёнка регулярно и спокойно пользоваться детским автокреслом? Особенно если малыш плачет, выгибается, протестует или пытается выбраться во время движения. В карточках рассказываем, какие рабочие методы помогают сформировать у ребёнка устойчивую привычку — «машина едет → я в своём автокресле пристёгнут».
Сегодня первый день зимы, а впереди целый декабрь, наполненный хлопотами и заботами. В этой предпраздничной суматохе так легко забыть о простых радостях для детей! Пособие «От 0 до 18» помогает легко планировать досуг, делая дни ребёнка интереснее. Воспользуйтесь интерактивным календарем, чтобы каждый день декабря стал особенным: откройте для ребёнка старинные народные игры; познакомьте с трудовыми традициями и ремёслами; приготовьте вместе уютные праздничные угощения; посмотрите подобранные нами фильмы и мультфильмы. Переходите на сайт, чтобы узнать подробности и превратить этот месяц в яркое и насыщенное приключение для всей семьи! Календарь от 3 до 5 лет: семьяишкола.рф/...bc88 Календарь от 5 до 7 лет: семьяишкола.рф/...2fee
Как преодолеть страх перед родительством Страх перед родительством — одно из самых частых и самых тихих переживаний. Даже те, кто уверен в себе, порой сомневаются: хватит ли сил, времени, возможностей? Можно ли всё успеть? А будет ли «идеальный момент»? В новом материале осеннего выпуска журнала «Семья и школа» ведущий научный сотрудник Института воспитания Наталия Житнякова разбирает самые распространённые тревоги будущих родителей и отвечает на важные вопросы: почему карьерные планы, путешествия и родительство могут сосуществовать, не исключая друг друга; бывает ли «подходящее время» или мы откладываем из-за страха ответственности; что помогает почувствовать уверенность в своих силах и перестать сравнивать себя с другими; как меняется жизнь с появлением ребёнка и почему вместе с трудностями приходит радость, новый опыт и настоящая близость. Полную версию материала читайте в новом осеннем выпуске журнала «Семья и школа». Ссылка: clclck.ru/...bjz
Аппликация — один из самых понятных и увлекательных видов творчества для малышей. Она помогает ребёнку пробовать новые материалы, работать руками, планировать последовательность действий и создавать что-то своё, пусть и маленькое, но очень ценное. В материале пособия «От 0 до 18» специалисты Института воспитания объясняют: чем полезны аппликации для развития внимания, моторики и воображения; почему важно предлагать ребёнку разные материалы — от бумаги до ткани и природных объектов; как организовать пространство так, чтобы творчество приносило радость, а не стресс; что можно делать вместе, а что стоит доверить ребёнку самому. Аппликации помогают ребёнку расти через игру, фантазию и маленькие ежедневные успехи. Полный материал читайте в пособии «От 0 до 18» на сайте «Семья и школа». Ссылка: clclck.ru/...ve2
Ситуация с подготовкой подростком теракта в православном храме Калининградской области служит тревожным сигналом, показывающим необходимость комплексного подхода. Статья «Террористический акт» предусматривает совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций, либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями. Ответственность за теракт наступает с 14 лет и наказание составляет от 12 до 20 лет. В случае вынесения судом обвинительного приговора несовершеннолетний будет отбывать наказание в воспитательной колонии. Совместно с экспертами из Федерального центра «Профилактика» мы подготовили рекомендации, которые помогут предотвратить вовлечение подростков в противоправные действия. Такой поступок — это не спонтанное решение, а результат стечения нескольких факторов: уязвимость подростка, мастерство манипулятора и среда, которая не смогла его защитить. Ознакомиться с нашими рекомендациями можно в карточках. Предотвращение таких ситуаций — это не задача одного человека, а общая ответственность семьи, школы и общества. Нужно не просто запрещать, а учить ребенка мыслить критически и делать осознанный выбор в пользу безопасности и закона.
В новом выпуске журнала «Семья и школа» Владимир Алеников — режиссёр, писатель и автор легендарных «Петрова и Васечкина» — вспоминает, как создавалось детское кино 40 лет назад, и объясняет, почему главные принципы работы с детьми остаются неизменными и сегодня. В статье вы узнаете: что объединяет работу режиссёра детского кино и работу педагога; почему атмосфера доверия важнее любых технологий; какую роль играют родители в творчестве ребёнка; как создаётся мир, в который ребёнок верит сильнее, чем в реальность; почему хорошие детские фильмы — вовсе не только для детей; и что происходит, когда дети из разных стран начинают творить вместе. Эта статья написана почти 40 лет назад — и остаётся удивительно актуальной. Полный текст статьи читайте в новом осеннем выпуске журнала «Семья и школа»! Ссылка: clcclck.ru/...qah
В Ростовской области прошла стратегическая сессия «Семейные ценности в современном обществе: вызовы и возможности» Юлия Евграфова, заведующая лабораторией фундаментальных и прикладных научных исследований Института воспитания приняла участие в педагогическом совете с выступлением по теме: «Реализация курса "Моя семья" в образовательных организациях». В своем выступлении Юлия Александровна отметила, что курсы семьеведческой направленности являются важным компонентом просемейного образования. В эпоху цифровизации и размытых традиционных ориентиров подрастающее поколение часто не имеет перед глазами модели благополучных семейных отношений. Именно семьеведческие курсы, в том числе «Моя семья», становятся практическим ответом на этот вызов. Они помогают молодым людям осознанно подходить к созданию семьи, давая им не только теоретические знания, но и практические навыки межличностных отношений. При этом успех этой работы возможен только при объединении усилий всех сторон: государства, которое создает поддерживающую политику, школы, предоставляющей образовательную платформу, и самой семьи, выступающей основой для передачи ценностей.
«Детей нужно воспитывать на хорошей живописи, литературе, музыке, приучать их к этому». Сергей Образцов. Имя Сергея Владимировича Образцова — великого кукольника, известно далеко за пределами России. Крупнейший в мире театр кукол назван в его честь — Государственный академический Центральный театр кукол имени С. В. Образцова (ГАЦТК). Вот уже 94 сезон в театре ставятся спектакли для детей и взрослых, ставшие легендами: «Необыкновенный концерт», «Волшебная лампа Аладдина», «Наша Чукоккала», «Божественная комедия», «По щучьему веленью», «Хитрый Ёжик», «Кот в сапогах». В театре поставлены и новые спектакли: «Питер Пэн и Венди», «Снеговик», «Играем Шекспира», «Алисы в Стране чудес», «Турандот», и многие другие. ГАЦТК реализует уникальный проект, направленный на работу с детской и юношеской аудиторией. В рамках проекта организуются мастер-классы и творческие встречи с ведущими деятелями театра кукол для педагогов детских театральных студий из Москвы и регионов. 29 октября исполняющим обязанности директора ГАЦТК назначен Илья Морозов, в его планах продолжить замечательные традиции театра, наполнив их новым воспитательным содержанием. 21 ноября 2025 года в театре состоялась встреча Ильи Морозова с представителями Института воспитания — Ольгой Доремидовой, заместителем директора по реализации проектов Института воспитания, и Натальей Казначеевой, ведущим экспертом отдела экспертизы. В планах Института и ГАЦТК — сотрудничество по вопросам воспитания и развития детей средствами искусства.