Найти в Дзене
Новости Института воспитания

Новости Института воспитания

Подборка актуальных новостей и экспертных материалов от Института изучения детства, семьи и воспитания
подборка · 91 материал
Сегодня в МГИМО МИД России стартовал Всероссийский форум учителей истории и обществознания, объединивший педагогов, методистов и экспертов со всей страны. В течение двух дней участники обсуждают современные подходы к преподаванию, делятся лучшими практиками и участвуют в лекциях, мастер-классах и дискуссионных площадках. Среди спикеров форума — помощник Президента России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, министр просвещения РФ Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян и другие ведущие эксперты в сфере образования. Форум проводится по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации при поддержке Российского общества «Знание», Российского военно-исторического общества и Института содержания и методов обучения имени В. С. Леднева. 📍 Москва, МГИМО МИД России 🗓 23–24 октября 2025 года
22–23 октября в Московском педагогическом государственном университете проходит Всероссийский образовательный форум «Государственная политика в гуманитарной сфере: воспитание Победой». В рамках форума состоялось заседание Совета Министерства просвещения РФ по вопросам сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей. С докладом выступил и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Александр Цветков. В своём выступлении он сослался на данные мониторинга, подчеркнув, что кинопродукция стала неотъемлемой частью жизни современной молодёжи. 85% подростков и молодых людей регулярно смотрят фильмы и сериалы, уделяя этому в среднем 1–2 часа в день. При этом 55% респондентов отметили, что как минимум раз в неделю смотрят кино вместе с родителями. В связи с этим актуальной становится задача грамотного педагогического сопровождения кинопросмотра. Институт воспитания проводит углублённый психолого-педагогический анализ произведений. Для решения этой задачи разработаны методические инструменты, в частности примерные чек-листы для анализа художественных фильмов. Эти материалы помогают превратить пассивный просмотр в осмысленную деятельность, направленную на формирование критического мышления и традиционных духовно-нравственных ценностей. Важнейшим аспектом является создание единого воспитательного пространства, где совместные усилия педагогов и родителей позволяют в полной мере реализовать воспитательный потенциал кинематографа. Профессиональное сопровождение просмотра даёт возможность превратить его из развлечения в значимый элемент образовательного процесса.
Стародубский казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза А. И. Тарасенко получил Переходящее знамя Президента Российской Федерации Торжественная церемония вручения Переходящего Знамени Президента Российской Федерации состоялась в Государственном Кремлёвском дворце. Передачу почётного символа осуществил помощник Президента, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества Дмитрий Миронов. Впервые за историю корпуса этот высокий знак отличия был вручён Стародубскому казачьему кадетскому. В церемонии приняли участие: — заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Герой Российской Федерации Юрий Воробьёв; — заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ, заместитель председателя Совета при Президенте РФ по делам казачества Денис Молчанов; — Губернатор Брянской области Александр Богомаз; — первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев; — атаман Всероссийского казачьего общества Виталий Кузнецов; а также представители государственных органов, духовенства и казачьего сообщества. Корпусу был также вручен Переходящий кубок атамана Всероссийского казачьего общества. Во время церемонии Александр Бугаев зачитал обращение министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова, в котором подчёркнуто значение этого события: «Знамя Президента Российской Федерации — настоящий символ чести, доблести, любви к Отечеству. И потому все обучающиеся, педагоги Стародубского казачьего кадетского корпуса имени Героя Советского Союза А. И. Тарасенко по праву могут гордиться тем, что сегодня это знамя впервые переходит к ним. Уверен, что вы, ребята, оправдаете возложенные на вас надежды, продолжите славные традиции российского казачества и будете дальше подавать пример преданного служения своей стране», — говорится в обращении. Мероприятие проводит Минпросвещения России при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества. Оператором мероприятия выступает Институт изучения детства, семьи и воспитания.
Продолжаем наше культурное путешествие по Северо-Западу! Чтобы поход был в радость, важно обсуждать с ребёнком увиденное. До визита: создаём настроение. Обсуждаем, куда идём, читаем описание спектакля или смотрим картинки из музея. Строим предположения: «Как ты думаешь, о чём эта выставка?», «Как могут поступить герои в условиях сложного выбора?», «Какой экспонат ты хочешь увидеть в живую больше всего и почему?». Во время визита исследуем. Задаём открытые вопросы: «Какой экспонат тебя удивил больше всего?», «А что бы ты почувствовал на месте этого героя?», «Какой цвет здесь главный?». После визита: делимся впечатлениями. Самое важное! За ужином или по дороге домой рассказываем друг другу: 🟢 Что запомнилось больше всего? 🟢 Что тебя обрадовало/огорчило/удивило? 🟢 Какие вопросы у тебя появились после сегодняшнего дня? 🟢 Нарисуем или слепим то, что понравилось? Главное — дать ребёнку высказаться, не перебивать и не навязывать своё мнение. Его впечатления уникальны и ценны сами по себе!
Модератором дискуссии «Русский язык как основа формирования идентичности» выступила Елизавета Хамраева, заместитель директора по научной работе Института воспитания. Елизавета Александровна задала содержательный и живой тон разговору, объединив участников из разных стран — Испании, Португалии, ОАЭ и других. Участники поделились своим опытом преподавания русского языка за рубежом, обсудили, как через язык передаются культурные коды, традиции и ценности, формирующие чувство принадлежности к русскому миру. Участники дискуссии сошлись во мнении, что язык остаётся мощным инструментом объединения и диалога культур.
Институт воспитания запустил обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации для педагогических и управленческих кадров, участвующих в сопровождении курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». 18 октября в Якутске состоялся первый очный день обучения для слушателей из Республики Саха (Якутия). В рамках первого потока программы участвуют представители 18 субъектов из четырёх федеральных округов: Дальневосточного, Сибирского, Приволжского и Уральского. Более 350 участников — педагоги, управленцы и преподаватели СПО — познакомились с современными методиками развития «гибких навыков» у школьников и студентов СПО: коммуникации, критического мышления и эмоционального интеллекта. Наставники представили лучшие региональные практики внедрения курса «Разговоры о важном», примеры интерактивных форм работы и творческих проектов. С приветственными словами к участникам обратились: — Наталья Дмитриевна Келеш, начальник отдела реализации программ повышения квалификации проектного офиса по сопровождению проекта «Разговоры о важном»; — Алевтина Рюриковна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий специалист ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Курсы реализуются с октября по ноябрь 2025 года и охватят более 20 000 педагогов и управленцев из всех регионов России. Организатор: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.