Найти в Дзене
Закреплено автором
Мозгоправ Топурия
📌Кто я и что тут интересного. Меня зовут Наталья Топурия. Когда-то я управляла ресторанами и была просто мамой мальчика с аутизмом. Сейчас я клиничечкий, когнитивно-поведенческий ПСИХОЛОГ, "адвокат" людей с ментальными особенностями и психологическая опора для их родственников. 📍Блог про особое родительство, психологию и аутизм ГИОРГИ_НАТАЛИЯ 📍Страница социального проекта для молодых людей с ментальными расстройствами ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ https://t.me/ludiobichnie 📍Запись на сессию, групповая терапия, тренинги можно найти по ссылке https://taplink.cc/topuriya Этот канал — еще одно место, где я делюсь своими знаниями, размышлениями, открытиями и фрагментами личной жизни. Если вам нужны мягкая психологическая поддержка, полезная информация о работе психики и безопасное общение, то вам тут понравится. Что интересного уже можно узнать про меня: 🎥 Вместе с моей соратницей с Юлей из Шотландии мы провели много тематических психологических эфиров, их можно найти в телеграмме по хэштегу #эфирсЮлей Если хочется познакомиться со мной поближе, то истории моей жизни собраны в телеграмме и их можно найти по хэштегу #историимоейжизни Навигатор по темам в телеграмме https://t.me/natatopuriya/33
4 месяца назад
Видели новость? «Нашли лекарство от аутизма». Верим?
Нет, потому что мы - воробьи стрелянные и на нашем веку было уже столько "волшебных таблеток"! Поэтому давайте проверим. Исследователи Стэнфорда обнаружили, что у мышей с моделью аутизма (у мышей не может быть аутизма, им в лаборатории просто выключили определенный ген, чтоб запустились процессы схожие с аутизмом) чрезмерно шумит «диспетчер сенсоров» — ретикулярное ядро таламуса.  Ретикулярное ядро таламуса — это своего рода фильтр (или диспетчер) на пути сигналов от чувств к коре. Его задача - приглушать фон и помогать мозгу держать фокус на нужном...
3 месяца назад
Знаете как язык, в смысле речь, работает в мозге? Представьте ребенка с аутизмом. Он видит мир очень конкретно, почти фотографически. Если сказать🍏 «яблоко», он представит именно то яблоко, которое видел, когда ему сказали, что это яблоко: зелёное, с точкой на боку. Для него слово и предмет связаны жёсткой, прямой нитью. Теперь вообразим, что вы добавляете: яблоко — это «фрукт». Нейротипичный ребёнок легко протянет нить: «если это яблоко = фрукт, значит и другое, тоже фрукт, а еще груша, апельсин и слива». Он не прилагает усилий. Так работает его мозг. Но аутичный мозг часто не может увидеть такие связи. Для него яблоко остаётся яблоком. А чтобы появилась новая связь, нужно его этому специально учить: показать, сравнить, объяснить, повторить. Именно поэтому у детей с РАС мы нередко видим буквальное понимание речи. Фраза «держи ухо востро» скорее заставит их потрогать ухо, чем быть более внимательными. Метафора не «цепляется», потому что паутина связей в их мозге устроена иначе: меньше гибкости, больше прямоты. Как работает нейротипичный мозг? В нейротипичном развитии всё иначе. Один опыт рождает целую сеть. Ребёнку показали яблоко → он тут же связывает его с вкусом, ароматом, понятием «фрукты», картинкой в книжке, игрой Fruit Ninja и айфоном . 🕸️Эти связи расползаются паутиной: «яблоко вкуснее моркови», «яблоко похоже на грушу», «яблоко можно подарить другу и будет приятно», «мне не дали яблоко и было обидно». Такая гибкая сеть позволяет нам мыслить абстрактно, строить планы, понимать юмор и метафоры. Слова становятся не просто ярлыками для вещей, а мостиками между понятиями, идеями, эмоциями, людьми. Но те же связи делают возможными тревогу, стыд и застревание в мыслях. Например: «Если я ошибусь → я плохой человек». Это связь, которую однажды установил мозг в социальной ситуации, но она стала реально влиять на чувства в разных жизненных обстоятельствах. Учёные назвали это «теорией реляционных фреймов». По сути, это наука о том, как мозг учится связывать всё со всем. У кого-то сеть получается разветвленной и гибкой, у кого-то — более жёсткой и прямой. Но именно эта паутина делает нас людьми: даёт язык, мышление, возможность предсказывать и мечтать. Аутизм с точки зрения ТРФ— это не «отсутствие языка», а иная организация паутины смыслов: ✔️нитей меньше, ✔️они жёстче и прямее, ✔️труднее переплетать новые связи, особенно социальные и абстрактные. Почему важно знать это? Ну если вы имеете отношение к аутизму, вы будете лучше понимать, как обучать и взаимодействовать с детьми/людьми с РАС. Но даже если аутизма нет даже на горизонте, это все равно очень важно знать! Потому что знание дает возможность понять: за словами стоят не «жёсткие факты», а связи. Это тааак освобождает! Теперь можно перестать путаться в паутине тревожных мыслей и выбрать те связи/пути, которые ведут к ценностям и эффективным действиям. Теория реляционных фреймов - основа ACT (терапия принятия и ответственности), которая строится на том, чтобы: 📌Замечать, что мысли — это не факты, а всего лишь связи внутри фреймов. 📌Учиться «расцепляться» с ними (например, через метафоры, осознанность, упражнения). 📌Выбирать действия не из страха или избегания, а в сторону ценностей. #АСТ
3 месяца назад
Интересный обзор исследований о нейроразвитии при аутизме (Girault & Piven (Neuroimaging Clinics of North America, 2020). Что для нас может быть интересным и полезным: Статья показывает как меняется мозг с рождения до 2–3 лет и какие маркеры появляются ещё до развёртывания симптомов РАС. 1) Семейный риск: у младших братьев/сестёр детей с РАС вероятность диагноза ≈ 20% (именно они и стали выборкой). 2) Таймлайн развития мозга: Уже к 6 месяцам у будущих РАС-детей видны: - атипичная целостность белого вещества - это значит, что созревание мозга идёт иначе по времени и/или по организации, особенно в путях, отвечающих за сенсорику, язык и социальную обработку (задействовано множество факторов: миелин, плотность, пересечение волокон, воспаление). - увеличение объёма внекортикальной (extra-axial) спинномозговой жидкости (это жидкость, которая омывает извилины снаружи и находится в межполушарной щели. Обычно выявляемый увеличенный объем этой жидкости совпадает с моторными задержками, сенсорными трудностями, сниженными когнитивными показателями, нарушениями сна. Это не всегда связанные вещи, но это - маркер риска. 6–12 мес.: ускоренная гиперэкспансия площади коры (без изменений толщины) — предвестник «перероста» мозга во второй год жизни. Это значит, что у младенца площадь коры быстро увеличивается, появляется больше складок и разветвлений, он начинает занимать большую поверхность, но без заметного утолщения самого слоя. Такой ранний «рывок» по площади часто предшествует тому, что во второй год жизни у части детей наблюдают более быстрый общий рост объёма мозга («перерост»): к увеличившейся поверхности добавляется рост других структур — и общий объём заметно вырастает. Это групповой маркер риска, найденный у части детей, у которых позже выявляют РАС. (Гиорги тут, как очень яркий пример). 12–24 мес.: на фоне увеличения объёма мозга начинают консолидироваться симптомы РАС. После раннего «рывка» роста поверхности/объёма мозга ранние разрозненные сигналы ("ускользающий" взгляд, слабый отклик на имя, необычная сенсорная реактивность) превращаются в устойчивые поведенческие паттерны, заметные в разных ситуациях. Мозг труднее интегрирует социально-сенсорную информацию — и проявляются типичные признаки: задержки/особенности речи и невербальной коммуникации, повторяющиеся действия, ригидность, трудности совместного внимания. Параллельно идут синаптическая «чистка» и миелинизация и если их ритмы нетипичны, отличия в функционировании становятся более выраженными. В итоге к 18–24 месяцам картина стабилизируется и становится диагностически различимой — вот почему диагноз ставиться именно в этом возрасте. 3) Внекортикальная спинномозговая жидкость (СМЖ) — один из самых устойчивых маркеров (причем ранних). Уже на 6 месяце объем СМЖ у детей, которым позже поставили РАС больше на 18%, а у детей с наиболее выраженными симптомами — на 25%. 4) Белое вещество: упорядоченность неврных волокон белого вещества выше нормы в 1-й год жизни (часто говорят об опережающих темпах развития некоторых навыков у малыша), нормализуется к году и снижается к 2-2,5 годам. 5) Подкорковые структуры: у детей с рас отмечали увеличение миндалины (примерно на 20%) и стриатума (полосатого тела - это «узел маршрутизации», который помогает мозгу запускать/останавливать действия, переключаться между задачами, учиться на вознаграждении и формировать привычки, задействует дофаминовую систему). Объёмы миндалины коррелируют с тяжестью социальных и коммуникативных дефицитов, а стриатума с повторяющимся поведением и узкими интересами. 6) Прогноз по МРТ: в небольших проспективных работах прогноз, составленный при помощи машинного обучения по данным МРТ 1-го года жизни ребенка, давал чувствительность 82% и специфичность 100%. В проекте было 59 детей, из них 11 позже получили диагноз. Модель «угадала» 9 из 11 будущих РАС-случаев (2 пропустила) и никого не назвала ошибочно аутичным. Это перспективно, но пока исследовательский уровень. Итог: ранняя диагностика РАС — это оценка динамики развития мозга, а не поиск одного «дефекта».
3 месяца назад
Последние исследования в сфере аутизма: цифры, которые меняют представление 💙 Ещё недавно мировые оценки говорили: РАС встречается у 1 из 271 человека (https://www.thelancet.com/journals/lanpsy/article/PIIS2215-0366%2824%2900363-8/fulltext?utm_source=chatgpt.com) Новые данные опубликованные в The Lancet Psychiatry показывают: это 1 из 127 — почти в два раза чаще, чем мы привыкли думать. И нет, это не «эпидемия» (лично у меня на этот счет есть другое мнение, но научные данные утверждают. что все же рост связан не с ростом числа случаев). Это результат более точных методов, лучшей диагностики и того, что всё больше людей получают свой диагноз. 🔍 Ключевые выводы исследования GBD-2021: 1. Масштаб. В 2021 году с РАС жили 61,8 млн человек по всему миру. Это не редкость — это часть разнообразия человеческой популяции. 2. Бремя не только детское. РАС — в топ-10 причин нефатального бремени здоровья у людей до 20 лет, и значимая причина потерь здоровья всю жизнь. Это значит, что поддержка нужна не только детям, но и подросткам, и взрослым. 3. Гендерный разрыв меньше. Мужчины диагностируются чаще, но разница меньше, чем считалось. Девочек и женщин по-прежнему часто недодиагностируют, особенно при «маскированных» профилях. 4. Неравенство между странами. Где доступнее диагностика и скрининг, там цифры выше. Это вопрос не только биологии, но и организации здравоохранения. Что это значит для нас? ❗️Поддержка должна быть непрерывной: школа → колледж/работа → взрослые сервисы. ❗️Важно искать и лечить коморбидности (СДВГ, тревожность, депрессию). ❗️И добиваться доступной диагностики для всех, особенно для девочек, женщин и взрослых. 💬 Аутизм — это не приговор, а особый путь развития. Чем точнее мы понимаем масштаб и потребности, тем больше шансов, что этот путь будет безопасным, поддержанным и наполненным возможностями.
4 месяца назад
Физические упражнения - эффективный антидепрессант Если вы в депрессии или у вас высокий уровень тревоги, но вы не хотите подсаживаться на "таблетки настроения", а в психотерапию не верите или не можете себе позволить - у вас все еще есть шанс помочь себе! Физические упражнения - это наиболее эффективная альтернатива антидепрессантам и работе с психологом. 1. Что показало исследование? В мета-анализе, охватившем 26 рандомизированных контролируемых исследований, сравнивали влияние аэробных и силовых тренировок на симптомы депрессии и тревоги. Аэробные упражнения продемонстрировали чуть более сильное снижение депрессивных симптомов (в среднем –1,6 балла), тогда как силовые — –0,89 балла. Разница не была статистически значимой. По тревожности эффект был умеренным: у аэробики снижение –0,56 балла, у силовых — –0,83 балла. Силовые показали небольшое преимущество, также без статистической значимости. Вывод: обе формы физической активности значительно снижают симптомы депрессии и тревоги — эффект сопоставим с обычными терапевтическими подходами (медикаментами, КПТ и др.). 2. Почему это работает — механизмы Вы­со­кая ин­фла­ма­ция, не­йроп­ла­сти­чес­кие сбои и нарушения метаболизма триптофана считаются важнейшими биологическими факторами депрессии. Высокая инфламация — это хроническое малосимптомное воспаление, даже без явной инфекции или травмы, при котором иммунная система находится в постоянной «боевой готовности». Противовоспалительные цитокины (IL-6, TNF-α, CRP) способны влиять на работу мозга: нарушать синтез нейромедиаторов (серотонина, дофамина), снижать уровень BDNF, усиливать нейродегенеративные процессы и запускать метаболизм триптофана в сторону образования токсичных метаболитов. Нейропластические сбои — это нарушенная способность мозга изменяться, адаптироваться и формировать новые нейронные связи, что приводит к снижению уровня BDNF, который нужен для роста и выживания нейронов, уменьшению объёма определённых зон мозга, например гиппокампа, снижение способности формировать и закреплять новые полезные связи, «залипанию» мозга в дисфункциональных нейросетях (негативном мышлении и эмоциональных реакциях). Нарушения метаболизма триптофана — это сбой в том, как организм перерабатывает аминокислоту триптофана Как в норме работает метаболизм триптофана? Триптофан (незаменимая аминокислота) поступает в организм с пищей (мясо, рыба, яйца, орехи, молочные продукты). Дальше он идет по нескольким путям: Синтез серотонина → регулирует настроение, сон, аппетит. Синтез мелатонина → регулирует суточные ритмы. Кинурениновый путь → образуются вещества, влияющие на работу нервной системы. Что происходит при нарушениях? При стрессе, хроническом воспалении и некоторых заболеваниях ферментативная система переключается так, что триптофан уходит преимущественно в кинурениновый путь, а не в синтез серотонина. В результате: Снижается уровень серотонина → ухудшается настроение, сон, усиливается тревога. Образуется больше кинуренина, который может превращаться в хинолиновую кислоту — нейротоксичное вещество, повреждающее нейроны и усиливающее депрессию. Регулярная физическая активность: Снижает уровень провоспалительных цитокинов. Увеличивает количество противовоспалительных веществ (IL-10, миокинов). Улучшает метаболизм глюкозы и работу сосудов, что косвенно снижает воспалительный фон. Повышает уровень BDNF, стимулируя рост новых нейронов и синапсов. Усиливает кровоток и снабжение мозга кислородом и питательными веществами. Поддерживает баланс нейромедиаторов (серотонин, дофамин, норадреналин), что облегчает обучение и эмоциональную гибкость. Повышает уровень фермента KAT (кинуренин-аминтрансфераза) в мышцах., который переводит кинуренин в нейропротективную кинурениновую кислоту (она не проходит через гематоэнцефалический барьер и снижает токсическую нагрузку на мозг). ИТОГ: Физическая активность — мощный природный антидепрессант. Она работает через снижение воспаления, укрепление нейропластичности и биохимическую защиту мозга. И даже небольшие дозы движения могут существенно улучшить ментальное здоровье.
4 месяца назад
«Мой ребёнок не похож на других детей с аутизмом».
 Слышали это? Или сами так думали? А теперь — внимание: крупнейшее на сегодня исследование подтверждает — аутизм не один, а как минимум четыре! В июле учёные из Принстона и фонда Simons (одного из самых надёжных в этой области) опубликовали статью в Nature Genetics (это как Нобелевка среди научных журналов). Они проанализировали более 5000 детей с РАС и выделили 4 стабильных подтипа аутизма. Каждый из них — это не просто «степень тяжести», а отдельный путь развития, с разными наборами симптомов, темпами и даже генетическими механизмами. Что это значит для нас, родителей? 💡 Что за фразой «аутизм» может стоять совершенно разная жизнь — и стратегии поддержки тоже должны быть разными.
Кому-то нужны визуальные расписания, а кому-то — пространство без сенсорной перегрузки. У кого-то трудности — в общении, у другого — в регуляции возбуждения. Это не значит, что теперь будет «волшебная таблетка» под каждый тип (только понадеялись о опять облом🤷‍♀️). Но это значит, что будущее диагностики и помощи становится точнее. Вместо обобщённых рекомендаций — персонализированный маршрут. Так что, если ваш ребёнок «не как в книжках» — вы не одни. Просто наука наконец догоняет жизнь.
4 месяца назад
Репост
4 месяца назад
Какой вы родитель? Как часто вы задаете себе этот вопрос? А Диана Баумринд смогла бы вам на него ответить. Психолог Диана Баумринд в 1960-х годах предложила одну из самых влиятельных классификаций стилей воспитания, которая до сих пор служит опорой в психологии развития. Она выделила 4 стиля: 📌авторитетный (высокие требования, высокая отзывчивость, 📌авторитарный (высокие требования, низкая отзывчивость), 📌либеральный (попустительский) (низкие требования, высокая отзывчивость), 📌индифферентный (низкие требования, низкая отзывчивость), ✔️Авторитетный стиль— идеальный с точки зрения развития ребёнка (Роберт Сапольски правда называл его характерным для невротических родителей среднего класса, но кто сказал, что быть немного невротиком - плохо?)). Это там, где высокие требования сочетаются с высокой отзывчивостью. Где правила — понятны, но гибкие. Где родитель слышит, а не давит. Где "я вижу тебя" важнее, чем "я сказал". Это стиль, при котором дети вырастают с хорошей самооценкой, умением к саморегуляции и более высокой академической успеваемостью. Исследования подтверждают: дети, воспитанные в этом стиле, чаще демонстрируют эмоциональную устойчивость, эмпатию и инициативность. Но быть авторитетным родителем не значит быть идеальным. Это значит быть *вовлечённым*, *доступным* и *последовательным*. Уметь говорить твёрдое «нет» и при этом быть чутким к чувствам. Давать выбор, но удерживать в определенном направлении. Спрашивать: «Как ты сейчас?» — и реально ждать ответа. Я наблюдаю, как этот стиль становится для многих мам — особенно тех, кто растит детей с особенностями — чем-то вроде интуитивного компаса. Мамы, прошедшие через тревогу, перерастают в зрелых родительниц, которые не отказываются от границ, но уже не стремятся к контролю. Они больше слушают, чем навязывают. Они устают — но выбирают быть рядом. Мне часто пишут: «А вдруг я слишком мягкая?» Или наоборот: « Я срываюсь и потом виню себя». Это нормально. Мы не стиль, мы больше и сложнее, чем любой описанный стиль. Главное, куда мы движемся. Авторитетный стиль — это не костюм, который можно однажды надеть и носить, это направление, которое мы выбираем для себя и своих детей. 📌 Исследования (Maccoby & Martin, 1983; Steinberg et al., 1992) показывают: дети авторитетных родителей чаще чувствуют себя в безопасности и демонстрируют высокий уровень социальной компетентности. Это не про «балование» или «посадить себе на голову» — это прочный фундамент для достойного будущего ребенка и долгих, теплых, доверительных отношений с ним. Если вы мама, которая пробует, ошибается, срывается, тревожится, но несмотря на это, идёт на контакт, остается доступной, проявляет внимание и уважение — вы уже в этой парадигме. И ваш стиль — благоприятный. Если нет, самое время подумать, какого будущего вы хотите для себя)
4 месяца назад
Представьте, что все ваши трудные эмоции сейчас сидят рядом с вами, а не внутри. Они как ваша мама, которая все время переживает по поводу того, какое впечатление вы производите и как себя ведете, как папа, который вечно видит во всем угрозу для вас, как бабушка, которая бесконечно боится, что с вами может что-то случиться, как дедушка, который переживается, что ваша жизнь недостаточно интересна. И вот они все время вокруг вас суетятся и каждый талдычит что-то свое. Представили? А теперь задайте себе вопрос: Какой маленький шаг я могла бы сделать сегодня в сторону того, чего хочу для себя, позволяя своим эмоциям-родственникам быть «спутниками», но не позволяя им управлять вашими выборами и действиями? #принятиеаст #ACT
4 месяца назад
📌Кто я и что тут интересного. Меня зовут Наталья Топурия. Когда-то я управляла ресторанами и была просто мамой мальчика с аутизмом. Сейчас я клиничечкий, когнитивно-поведенческий ПСИХОЛОГ, "адвокат" людей с ментальными особенностями и психологическая опора для их родственников. 📍Блог про особое родительство, психологию и аутизм ГИОРГИ_НАТАЛИЯ 📍Страница социального проекта для молодых людей с ментальными расстройствами ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ https://t.me/ludiobichnie 📍Запись на сессию, групповая терапия, тренинги можно найти по ссылке https://taplink.cc/topuriya Этот канал — еще одно место, где я делюсь своими знаниями, размышлениями, открытиями и фрагментами личной жизни. Если вам нужны мягкая психологическая поддержка, полезная информация о работе психики и безопасное общение, то вам тут понравится. Что интересного уже можно узнать про меня: 🎥 Вместе с моей соратницей с Юлей из Шотландии мы провели много тематических психологических эфиров, их можно найти в телеграмме по хэштегу #эфирсЮлей Если хочется познакомиться со мной поближе, то истории моей жизни собраны в телеграмме и их можно найти по хэштегу #историимоейжизни Навигатор по темам в телеграмме https://t.me/natatopuriya/33
4 месяца назад
Нана моей жизни
Рисовать меня научила соседка. Она была старше меня лет на семь и училась в художественной академии. Её звали Нана, она была тонка, воздушна, ранима и... совершенно инопланетна. Сейчас, став взрослой и прослушав не один десяток лекций о психопатологиях, я могу предположить, что её фантастичность была следствием  диагноза, но тогда... Эта странная девушка, которая шарахалась не то что от соседей, но и всех дворовых кошек, которая боялась своего отражения в зеркале и даже собственного голоса, стала...
5 лет назад
Радость первых шагов
- Девчонки, Валерка пошел! Быстрее несите ножницы надо путы разрезать между ног, - через закрытую дверь массажного кабинета я услышала звонкий голос тети Светы и торопливый топот ног. Даже мой трехлетка Гиорги оторвал голову от массажного стола и удивленно взглянул на меня, желая убедится, что эти непонятные резвые крики из больничного коридора не предвещают беду. Я успокоительно похлопала встревоженного малыша по плечу, снова уложила его голову на мягкую пеленку и взглядом показала массажистке, что схожу выяснить причину возни и шума за дверями...
6 лет назад