Найти в Дзене
Аутизм

Аутизм

Здесь про аутизм и другие нейроотличия
подборка · 12 материалов
3 месяца назад
Видели новость? «Нашли лекарство от аутизма». Верим?
Нет, потому что мы - воробьи стрелянные и на нашем веку было уже столько "волшебных таблеток"! Поэтому давайте проверим. Исследователи Стэнфорда обнаружили, что у мышей с моделью аутизма (у мышей не может быть аутизма, им в лаборатории просто выключили определенный ген, чтоб запустились процессы схожие с аутизмом) чрезмерно шумит «диспетчер сенсоров» — ретикулярное ядро таламуса.  Ретикулярное ядро таламуса — это своего рода фильтр (или диспетчер) на пути сигналов от чувств к коре. Его задача - приглушать фон и помогать мозгу держать фокус на нужном...
3 месяца назад
Знаете как язык, в смысле речь, работает в мозге? Представьте ребенка с аутизмом. Он видит мир очень конкретно, почти фотографически. Если сказать🍏 «яблоко», он представит именно то яблоко, которое видел, когда ему сказали, что это яблоко: зелёное, с точкой на боку. Для него слово и предмет связаны жёсткой, прямой нитью. Теперь вообразим, что вы добавляете: яблоко — это «фрукт». Нейротипичный ребёнок легко протянет нить: «если это яблоко = фрукт, значит и другое, тоже фрукт, а еще груша, апельсин и слива». Он не прилагает усилий. Так работает его мозг. Но аутичный мозг часто не может увидеть такие связи. Для него яблоко остаётся яблоком. А чтобы появилась новая связь, нужно его этому специально учить: показать, сравнить, объяснить, повторить. Именно поэтому у детей с РАС мы нередко видим буквальное понимание речи. Фраза «держи ухо востро» скорее заставит их потрогать ухо, чем быть более внимательными. Метафора не «цепляется», потому что паутина связей в их мозге устроена иначе: меньше гибкости, больше прямоты. Как работает нейротипичный мозг? В нейротипичном развитии всё иначе. Один опыт рождает целую сеть. Ребёнку показали яблоко → он тут же связывает его с вкусом, ароматом, понятием «фрукты», картинкой в книжке, игрой Fruit Ninja и айфоном . 🕸️Эти связи расползаются паутиной: «яблоко вкуснее моркови», «яблоко похоже на грушу», «яблоко можно подарить другу и будет приятно», «мне не дали яблоко и было обидно». Такая гибкая сеть позволяет нам мыслить абстрактно, строить планы, понимать юмор и метафоры. Слова становятся не просто ярлыками для вещей, а мостиками между понятиями, идеями, эмоциями, людьми. Но те же связи делают возможными тревогу, стыд и застревание в мыслях. Например: «Если я ошибусь → я плохой человек». Это связь, которую однажды установил мозг в социальной ситуации, но она стала реально влиять на чувства в разных жизненных обстоятельствах. Учёные назвали это «теорией реляционных фреймов». По сути, это наука о том, как мозг учится связывать всё со всем. У кого-то сеть получается разветвленной и гибкой, у кого-то — более жёсткой и прямой. Но именно эта паутина делает нас людьми: даёт язык, мышление, возможность предсказывать и мечтать. Аутизм с точки зрения ТРФ— это не «отсутствие языка», а иная организация паутины смыслов: ✔️нитей меньше, ✔️они жёстче и прямее, ✔️труднее переплетать новые связи, особенно социальные и абстрактные. Почему важно знать это? Ну если вы имеете отношение к аутизму, вы будете лучше понимать, как обучать и взаимодействовать с детьми/людьми с РАС. Но даже если аутизма нет даже на горизонте, это все равно очень важно знать! Потому что знание дает возможность понять: за словами стоят не «жёсткие факты», а связи. Это тааак освобождает! Теперь можно перестать путаться в паутине тревожных мыслей и выбрать те связи/пути, которые ведут к ценностям и эффективным действиям. Теория реляционных фреймов - основа ACT (терапия принятия и ответственности), которая строится на том, чтобы: 📌Замечать, что мысли — это не факты, а всего лишь связи внутри фреймов. 📌Учиться «расцепляться» с ними (например, через метафоры, осознанность, упражнения). 📌Выбирать действия не из страха или избегания, а в сторону ценностей. #АСТ
3 месяца назад
Интересный обзор исследований о нейроразвитии при аутизме (Girault & Piven (Neuroimaging Clinics of North America, 2020). Что для нас может быть интересным и полезным: Статья показывает как меняется мозг с рождения до 2–3 лет и какие маркеры появляются ещё до развёртывания симптомов РАС. 1) Семейный риск: у младших братьев/сестёр детей с РАС вероятность диагноза ≈ 20% (именно они и стали выборкой). 2) Таймлайн развития мозга: Уже к 6 месяцам у будущих РАС-детей видны: - атипичная целостность белого вещества - это значит, что созревание мозга идёт иначе по времени и/или по организации, особенно в путях, отвечающих за сенсорику, язык и социальную обработку (задействовано множество факторов: миелин, плотность, пересечение волокон, воспаление). - увеличение объёма внекортикальной (extra-axial) спинномозговой жидкости (это жидкость, которая омывает извилины снаружи и находится в межполушарной щели. Обычно выявляемый увеличенный объем этой жидкости совпадает с моторными задержками, сенсорными трудностями, сниженными когнитивными показателями, нарушениями сна. Это не всегда связанные вещи, но это - маркер риска. 6–12 мес.: ускоренная гиперэкспансия площади коры (без изменений толщины) — предвестник «перероста» мозга во второй год жизни. Это значит, что у младенца площадь коры быстро увеличивается, появляется больше складок и разветвлений, он начинает занимать большую поверхность, но без заметного утолщения самого слоя. Такой ранний «рывок» по площади часто предшествует тому, что во второй год жизни у части детей наблюдают более быстрый общий рост объёма мозга («перерост»): к увеличившейся поверхности добавляется рост других структур — и общий объём заметно вырастает. Это групповой маркер риска, найденный у части детей, у которых позже выявляют РАС. (Гиорги тут, как очень яркий пример). 12–24 мес.: на фоне увеличения объёма мозга начинают консолидироваться симптомы РАС. После раннего «рывка» роста поверхности/объёма мозга ранние разрозненные сигналы ("ускользающий" взгляд, слабый отклик на имя, необычная сенсорная реактивность) превращаются в устойчивые поведенческие паттерны, заметные в разных ситуациях. Мозг труднее интегрирует социально-сенсорную информацию — и проявляются типичные признаки: задержки/особенности речи и невербальной коммуникации, повторяющиеся действия, ригидность, трудности совместного внимания. Параллельно идут синаптическая «чистка» и миелинизация и если их ритмы нетипичны, отличия в функционировании становятся более выраженными. В итоге к 18–24 месяцам картина стабилизируется и становится диагностически различимой — вот почему диагноз ставиться именно в этом возрасте. 3) Внекортикальная спинномозговая жидкость (СМЖ) — один из самых устойчивых маркеров (причем ранних). Уже на 6 месяце объем СМЖ у детей, которым позже поставили РАС больше на 18%, а у детей с наиболее выраженными симптомами — на 25%. 4) Белое вещество: упорядоченность неврных волокон белого вещества выше нормы в 1-й год жизни (часто говорят об опережающих темпах развития некоторых навыков у малыша), нормализуется к году и снижается к 2-2,5 годам. 5) Подкорковые структуры: у детей с рас отмечали увеличение миндалины (примерно на 20%) и стриатума (полосатого тела - это «узел маршрутизации», который помогает мозгу запускать/останавливать действия, переключаться между задачами, учиться на вознаграждении и формировать привычки, задействует дофаминовую систему). Объёмы миндалины коррелируют с тяжестью социальных и коммуникативных дефицитов, а стриатума с повторяющимся поведением и узкими интересами. 6) Прогноз по МРТ: в небольших проспективных работах прогноз, составленный при помощи машинного обучения по данным МРТ 1-го года жизни ребенка, давал чувствительность 82% и специфичность 100%. В проекте было 59 детей, из них 11 позже получили диагноз. Модель «угадала» 9 из 11 будущих РАС-случаев (2 пропустила) и никого не назвала ошибочно аутичным. Это перспективно, но пока исследовательский уровень. Итог: ранняя диагностика РАС — это оценка динамики развития мозга, а не поиск одного «дефекта».
4 месяца назад
«Мой ребёнок не похож на других детей с аутизмом».
 Слышали это? Или сами так думали? А теперь — внимание: крупнейшее на сегодня исследование подтверждает — аутизм не один, а как минимум четыре! В июле учёные из Принстона и фонда Simons (одного из самых надёжных в этой области) опубликовали статью в Nature Genetics (это как Нобелевка среди научных журналов). Они проанализировали более 5000 детей с РАС и выделили 4 стабильных подтипа аутизма. Каждый из них — это не просто «степень тяжести», а отдельный путь развития, с разными наборами симптомов, темпами и даже генетическими механизмами. Что это значит для нас, родителей? 💡 Что за фразой «аутизм» может стоять совершенно разная жизнь — и стратегии поддержки тоже должны быть разными.
Кому-то нужны визуальные расписания, а кому-то — пространство без сенсорной перегрузки. У кого-то трудности — в общении, у другого — в регуляции возбуждения. Это не значит, что теперь будет «волшебная таблетка» под каждый тип (только понадеялись о опять облом🤷‍♀️). Но это значит, что будущее диагностики и помощи становится точнее. Вместо обобщённых рекомендаций — персонализированный маршрут. Так что, если ваш ребёнок «не как в книжках» — вы не одни. Просто наука наконец догоняет жизнь.
164 читали · 6 лет назад
Особенный ребенок и обычное окружение
Какой бы обычной семья не была, как бы не выглядела картинка их жизни со стороны, всем приходиться идти своим путем по бездорожью, без протоптанных троп. И хоть я называю семьи, где есть дети с нарушениями в развитии - особенными, они обычны тем, что так же, как все преодолевают свой собственный жизненный бурелом. Просто в нашем случае бурелом - это жизнь с особенным ребенком. И если я, как мать, проходила собственные этапы принятия, была зациклена на своих страданиях и поисках ответов, то члены нашей семьи были не меньше меня вовлечены в процесс трансформации жизни...