Найти тему
Жемчужные наряды икон. Часть 2
Серьезные изменения внесло в стилистику и технологическую завершенность нового направления так называемое «второе барокко» (его еще именуют «вторым рококо») середины XIX века. На новом художественном этапе контрастность приемов узорного низания и плотного жемчужного застила достигла вершины своей выразительности. Впервые на иконных жемчужных ризах наряду с рельефностью всей поверхности начали выделять ее отдельные части. Однако такой рельеф создавался уже не самим шитьем, а мягким подкладом из ваты между первой основой (например, фольгой) и второй (плотной склейкой ткани, бумаги, картона)...
3 дня назад
История в музейных экспозициях. Ко Дню историка и 105-летию музея
Исторические исследования – одно из приоритетных направлений деятельности музея. Как самостоятельное структурное подразделение «Отдел истории» был создан в 30-е годы 20 века. Его формированию, структуре и задачам предшествовала работа основателей Сергиевского историко-художественного музея, в первых проектах которых ставилась главная задача - создание музейной экспозиции, посвященной истории Троице-Сергиевой лавры и сергиевопосадской земли. Все исторические экспозиции музея строились в соответствии с официально принятой концепцией развития государства в преломлении местной истории...
1 неделю назад
Жемчужные наряды икон. Часть 1
Очень много икон с драгоценными жемчужными прикладами и привесами скапливалось в крупных монастырях, куда они поступали при захоронениях российской знати или по случаю знаменательных семейных событий. Богатые ризничные собрания, например, Троице-Сергиевой лавры (ныне — Сергиево-Посадский Государственный историко-художественный музей), сохранившие значительное число домашних молельных икон в жемчужных уборах, позволяют рассмотреть этот оригинальный вид художественного творчества. С древних времен жемчужные иконные украшения — женское рукоделие...
2 недели назад
Друзья, делимся с вами финальными кадрами с монтажа выставки «Цветы Жостова». Наш музей впервые продемонстрирует почти всю свою коллекцию жостовских подносов и часть коллекции уникальных экспериментальных работ 1930-х годов на нетрадиционных для Жостова формах и материалах: панно на дереве, эскизы рисунков на бумаге, наборы деревянной и пластмассовой детской посуды. Эта часть собрания, малоизвестная даже специалистам, составляет гордость Сергиево-Посадского музея. Особенно ценные, очень редкие подносы и сухарницы второй половины 19 века – самые ранние из сохранившихся жостовских изделий в России, предоставлены Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург). Хронологически рамки представленных произведений охватывают солидный период существования Жостовского промысла – 1870-е – 2000-е годы. Вместе с Жостовской фабрикой декоративной росписи мы сопроводили выставку мультимедийной частью, которая наглядно покажет технологию изготовления жостовскими мастерами будущих произведений искусства. Партнёрами проекта выступили Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) и Жостовская фабрика декоративной росписи. 20 марта выставка, работа которой продлится до 18 мая, примет первых гостей! Ждём вас в залах Сергиево-Посадского музея-заповедника. #спмз #новаявыставка
2 недели назад
«Евдокия весну снаряжает, птиц собирает»
Мир птиц относится к самой многочисленной и распространённой группе сюжетов народной глиняной игрушки. Небольшие, обтекаемой формы, условные фигурки конца XIX - начала XX вв. очень похожи на те, что находят археологи в слоях земли, относящихся к культуре неолита. На округлом птичьем тулове имеются специальные отверстия для свиста, а хвостик выполнен в виде полой трубочки – свистка. Не случайно подобная форма птички-свистульки остаётся неизменной с течением времени: образ птицы до сих пор не потерял до конца своё древнее значение...
3 недели назад
Парадная ризница Троице-Сергиевой лавры второй четверти 19 - начала 20 веков. Часть 2
Из золотного пунцового бархата в Троице-Сергиевой лавре были сшиты облачения для 13 священников и 8 диаконов. Первоначально планировалось изготовление 12 фелоней, но по желанию митрополита Филарета была добавлена риза для отца наместника; фелонь архимандрита Антония отличалась от остальных наличием среброзолоченой бахромы на подоле, а на его епитрахили было 8 серебряных пуговиц. Всего потребовалось 189 аршин 11 вершков бархата; 42 аршина 3 вершка ткани «остались непочатые». Кроме того, были закуплены...
1 месяц назад
Парадная ризница Троице-Сергиевой лавры второй четверти 19 - начала 20 веков
Под ризницей понимали комплект облачений, выполненный из одинаковых тканей, с одинаковыми галунами, крестами, кустодиями, предназначенный как для одного священнослужителя, так и для нескольких священников и диаконов. В толковых словарях слово «ризница» в значении «комплект богослужебных облачений» отсутствует, но оно прочно вошло в обиход с 18 века в связи с постепенной стандартизацией облачений священства. В 19 веке существовало понятие «соборная ризница». По свидетельству Е. Голубинского, в Троице-Сергиевой...
1 месяц назад
Будущий известный живописец Кириак Костанди (1852-1920) был потомственным греком, выходцем из небогатой семьи. Однако, благодаря протекции Айвазовского, сумел поступить и закончить Академию художеств в Санкт-Петербурге. Всю жизнь он прожил в Одессе и изображал непарадные, повседневные сцены из жизни российской деревни. Одну из работ художника «Гуси» сегодня можно увидеть на выставке «Шедевры Императорской Академии художеств». Судьба этого яркого произведения сложилась наилучшим образом - оно пополнило коллекцию Музея Академии художеств, но все могло быть намного трагичней. О сложностях и перипетиях «Гусей» Костанди рассказывает ст.науч.сотрудник музея Мария Сергеева.
1 месяц назад
МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ Походные иконостасы представляли собой складни, состоящие из отдельных вертикальных трехчастных икон, которые при составлении, структурно повторяли храмовый иконостас. Изображения образуют три горизонтальных ряда: деисусный, праздничный и пророческий. В деисусном ряду изображаются обращенные ко Христу с молитвой за род человеческий Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел и святые. Средний ряд образуют изображения главных праздников от «Благовещения» до «Успения Богоматери». В верхнем ряду - пророки, обращенные к Богоматери. Подобно храмовым иконостасам, походные иконостасы-складни могли украшаться драгоценными окладами. «Походные церкви» брали с собой в военные кампании воеводы и епископы. В их состав входил образ преподобного Сергия Радонежского, почитавшегося заступником от «находящих врагов христианских» и помощником защитникам Отечества со времен благословения троицким игуменом великого князя Московского Дмитрия Ивановича на битву с Ордой. Сами походные военные церкви освящались и освящаются сегодня во имя Преподобного Сергия.На выставке «Любовью и единением спасемся» экспонируются замечательные образцы походных иконостасов: живописный складень 14 в. «Походная церковь» из Государственной Третьяковской галереи и иконостас-складень в окладе конца 16 - первой трети 17 века - вклад в Троицкий монастырь по душе думного дьяка Ивана Грамотина.
1 месяц назад
Московский митрополит Платон и великая княгиня Наталья Алексеевна. Часть 3
Перед бракосочетанием наследника престола комнаты в Зимнем дворце, располагавшиеся рядом с покоями Навла, спешно переоборудовали для невесты. Екатерина самолично выбирала штофные обои и мебель. Из-за задержки с отделкой даже была отложена на несколько дней свадебная церемония. Одновременно императрица активно контролировала меблировку покоев Китайского дворца в Ораниенбауме, где по рисункам архитектора Ринальди русскими мастерами создавались предметы интерьера. Кресла из Китайского дворца и вифанские кресла с подушками несомненно имеют единый художественный первоисточник - эскизы Ринальди...
143 читали · 2 месяца назад
МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ Мочесник – небольшой лубяной короб с деревянным дном, без крышки. Такие короба использовали пряхи: в них складывали «мочки» – пучки шерстяной или льняной кудели, подготовленной для прядения, или веретена с напряденными уже нитями. В начале 20 века мочесники производили в ряде деревень, расположенных недалеко от крупного торгового села Городец Нижегородской губ. Обычно сюжеты росписи таких предметов были простыми: конек, дамы, кавалер и дама, иногда кот или пароход. В экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI» музейного комплекса «Конный двор» представлен мочесник, выполненный мастером Ф.С. Крюковым, с изображением сцены чаепития. Рядом с кавалером и дамой размещена надпись: «Вопросъ это что такое Вы кушаете чай или збитень Ответ збитень», сверху дата – «1907 года». С оборотной стороны, на дне, имя владелицы – «А.В. Смирновой».Восстановить историю этого удивительного предмета удалось в начале 1990-х годов. Оказалось, что мочесник был сделан мастером в подарок любимой девушке, но она предпочла другого и вышла замуж за парня по прозвищу «Сбитень». Отсюда и насмешливая надпись.
2 месяца назад
Московский митрополит Платон и великая княгиня Наталья Алексеевна. Часть 2
Во второй половине 18 века возникла мода на миниатюрные портреты, которыми украшали стены кабинетов и гостиных, они стояли на каминах, бюро, туалетных столиках. Такие портреты помещали в кольца, браслеты, крышки часов и табакерок, монтировали в веера, носили на груди как броши. Часто стены была заполнены рядами миниатюрных портретов, напоминавших о близких людях.Опись 1788 года фиксирует костяную пластинку с портретом среди презентов владыки в Вифанский монастырь. Поясное профильное изображение окаймлено по краю резной надписью: «Великая Княгиня Наталія Алексеевна»...
2 месяца назад