Найти в Дзене
«Верным в бранях помогающая». Традиция небесного заступничества от находящих врагов. Иконы Богоматери, связанные с военной историей
«Донская» икона Богоматери – святыня, по преданию преподнесенная князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году. В летописи сообщается, что икона «на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем». Н.Н. Карамзин спустя сотни лет представлял величественную, драматическую картину битвы: «Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша...
3 месяца назад
Плакат агитационный «Русско-японская война» № 8
В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года произошла первая атака японского флота на Порт-Артур. Корабли японского флота под командованием адмирала Того без объявления войны напали на корабли 1-й Тихоокеанской эскадры, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура. В результате торпедной атаки восьми японских миноносцев на несколько месяцев были выведены из строя два лучших русских броненосца («Цесаревич» и «Ретвизан») и бронепалубный крейсер «Паллада». Одновременно японская эскадра в составе шести крейсеров...
3 месяца назад
Выставка "Пространство и время художника-баталиста Франца Рубо" завтра примет первых посетителей! Живописные и графические работы художника предоставил для экспонирования музей-панорама "Бородинская битва", который хранит самую большую в мире коллекцию работ Рубо. Среди 60 лучших произведений, которые вы увидите, самые значимые и эксклюзивные - единственный сохранившийся автопортрет художника и фрагмент панорамы "Бородино". По словам куратора выставки ст.науч.сотрудника отдела "Изобразительное искусство" Марии Сергеевой "новый проект стал не просто выставкой о художнике и человеке Франце Рубо. Это выставка об истории России, об истории искусства". Гостей выставки встречает вопрос: "Кто вы, Франц Рубо?". Кураторы обещают, что каждый из гостей получит ответ на этот вопрос. Выставка принимает гостей в Главном корпусе музея (пр-кт Красной Армии, 144) до 30 августа 2025 года. #ПространствоиВремя #музеиговорят #105СПМЗ
4 месяца назад
Вяземский пряник: гнётся, но не ломается
31 мая в Вязьме отметят День рождения вяземского пряника – пожалуй, главного бренда второго по величине города в Смоленской области. В коллекции пряничных досок Сергиево-Посадского музея есть старинная доска, которая датируется XIX веком и происходит из города Вязьмы Смоленской губернии. Она разделена на сорок восемь маленьких прямоугольников, в каждом из которых имеется надпись «ВЯЗ». В 19 веке свой сорт пряников имел практически каждый купеческий город. В Вязьме история пряничного дела восходит к 17 столетию...
4 месяца назад
Книгохранительница Троицкого монастыря
📚В День библиотек расскажем о богатейшей в Московском государстве книгохранительнице - библиотеке Троицкого монастыря. Книжное собрание монастыря начало формироваться при жизни преподобного Сергия Радонежского (1314-? / 1322-? – 1392). Сергий, как повествует Житие, «книги часто читал прилежно». Ему принадлежали два Служебника на харатеи (пергаменте) и «Свертки на деревце» (бересте). До нашего времени сохранился только один из Служебников. По мнению исследователей, при жизни святого в монастыре было от 12 до 17 книг: богослужебных, поучительных, аскетических...
4 месяца назад
Спасенная коллекция капитана В.И. Балдина
С именем русского капитана инженерно-саперных войск Виктора Ивановича Балдина, впоследствии известного реставратора архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры, неразрывно связана послевоенная судьба так называемой «бременской коллекции». Это уникальное собрание графики и живописи мирового значения – рисунков Дюрера, Ван Дейка, Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Родена, Пуссена, Гварди, Рембрандта, Тициана, Караваджо, Тьеполо, Гвидо Рении, Веронезе, Коро, Делакруа, старых немецких и итальянских мастеров...
5 месяцев назад
Военные дороги музейных коллекций: эвакуация сокровищ Троице-Сергиевой лавры
В 1941 году подготовка к эвакуации проводилась уже с первых дней войны. 27 июня 1941 года было принято совместное постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества". В глубоком тылу было создано девять крупных хранилищ эвакуированных музейных ценностей. В Загорском музее-заповеднике к 1 июля был определен состав первых готовых к отправке ящиков с экспонатами. Всего было подготовлено 42 ящика ценного груза – экспонатов 1-й категории: предметов...
5 месяцев назад
Верным в бранях помогающая ...
«Порт-Артурская» икона Богоматери («Торжество Пресвятой Богородицы») — первая икона, явленная в 20 веке. За два месяца до начала русско-японской войны, 11 декабря 1903 года, в Киево-Печерскую лавру из Бессарабской губернии пришел старик-матрос, участник обороны Севастополя Феодор Катанский. Он рассказал, что горячо молился о судьбе русского флота, и во сне ему явилась Богородица. Она стояла у морского залива, на противоположном берегу которого в тумане угадывался город. Богородица как покров держала в руках плат с Нерукотворным ликом Спасителя, попирая ногами два сломанных обоюдоострых меча...
133 читали · 5 месяцев назад
Начало музейного строительства: 1920-е годы. К 105-летию Сергиево-Посадского музея-заповедника
Важнейшей вехой в истории Сергиево-Посадского музея-заповедника стало первое десятилетие существования. Залогом его успешного развития в этот период стали профессионализм и сплоченность музейного коллектива. Своим становлением в 1920-е годы музей обязан людям, посвятившим жизнь науке и искусству. Среди них – председатель Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры в 1922-1924 годах Владимир Дмитриевич Дервиз (1859–1937) – живописец, график, общественный и музейный деятель, окончивший Училище правоведения и обучавшийся в Академии художеств в Петербурге...
5 месяцев назад
Жемчужные наряды икон. Часть 2
Серьезные изменения внесло в стилистику и технологическую завершенность нового направления так называемое «второе барокко» (его еще именуют «вторым рококо») середины XIX века. На новом художественном этапе контрастность приемов узорного низания и плотного жемчужного застила достигла вершины своей выразительности. Впервые на иконных жемчужных ризах наряду с рельефностью всей поверхности начали выделять ее отдельные части. Однако такой рельеф создавался уже не самим шитьем, а мягким подкладом из ваты между первой основой (например, фольгой) и второй (плотной склейкой ткани, бумаги, картона)...
6 месяцев назад
История в музейных экспозициях. Ко Дню историка и 105-летию музея
Исторические исследования – одно из приоритетных направлений деятельности музея. Как самостоятельное структурное подразделение «Отдел истории» был создан в 30-е годы 20 века. Его формированию, структуре и задачам предшествовала работа основателей Сергиевского историко-художественного музея, в первых проектах которых ставилась главная задача - создание музейной экспозиции, посвященной истории Троице-Сергиевой лавры и сергиевопосадской земли. Все исторические экспозиции музея строились в соответствии с официально принятой концепцией развития государства в преломлении местной истории...
6 месяцев назад
Жемчужные наряды икон. Часть 1
Очень много икон с драгоценными жемчужными прикладами и привесами скапливалось в крупных монастырях, куда они поступали при захоронениях российской знати или по случаю знаменательных семейных событий. Богатые ризничные собрания, например, Троице-Сергиевой лавры (ныне — Сергиево-Посадский Государственный историко-художественный музей), сохранившие значительное число домашних молельных икон в жемчужных уборах, позволяют рассмотреть этот оригинальный вид художественного творчества. С древних времен жемчужные иконные украшения — женское рукоделие...
6 месяцев назад