Найти тему
Парадная ризница Троице-Сергиевой лавры второй четверти 19 - начала 20 веков. Часть 2
Из золотного пунцового бархата в Троице-Сергиевой лавре были сшиты облачения для 13 священников и 8 диаконов. Первоначально планировалось изготовление 12 фелоней, но по желанию митрополита Филарета была добавлена риза для отца наместника; фелонь архимандрита Антония отличалась от остальных наличием среброзолоченой бахромы на подоле, а на его епитрахили было 8 серебряных пуговиц. Всего потребовалось 189 аршин 11 вершков бархата; 42 аршина 3 вершка ткани «остались непочатые». Кроме того, были закуплены...
2 недели назад
Парадная ризница Троице-Сергиевой лавры второй четверти 19 - начала 20 веков
Под ризницей понимали комплект облачений, выполненный из одинаковых тканей, с одинаковыми галунами, крестами, кустодиями, предназначенный как для одного священнослужителя, так и для нескольких священников и диаконов. В толковых словарях слово «ризница» в значении «комплект богослужебных облачений» отсутствует, но оно прочно вошло в обиход с 18 века в связи с постепенной стандартизацией облачений священства. В 19 веке существовало понятие «соборная ризница». По свидетельству Е. Голубинского, в Троице-Сергиевой...
1 месяц назад
Будущий известный живописец Кириак Костанди (1852-1920) был потомственным греком, выходцем из небогатой семьи. Однако, благодаря протекции Айвазовского, сумел поступить и закончить Академию художеств в Санкт-Петербурге. Всю жизнь он прожил в Одессе и изображал непарадные, повседневные сцены из жизни российской деревни. Одну из работ художника «Гуси» сегодня можно увидеть на выставке «Шедевры Императорской Академии художеств». Судьба этого яркого произведения сложилась наилучшим образом - оно пополнило коллекцию Музея Академии художеств, но все могло быть намного трагичней. О сложностях и перипетиях «Гусей» Костанди рассказывает ст.науч.сотрудник музея Мария Сергеева.
1 месяц назад
МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ Походные иконостасы представляли собой складни, состоящие из отдельных вертикальных трехчастных икон, которые при составлении, структурно повторяли храмовый иконостас. Изображения образуют три горизонтальных ряда: деисусный, праздничный и пророческий. В деисусном ряду изображаются обращенные ко Христу с молитвой за род человеческий Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел и святые. Средний ряд образуют изображения главных праздников от «Благовещения» до «Успения Богоматери». В верхнем ряду - пророки, обращенные к Богоматери. Подобно храмовым иконостасам, походные иконостасы-складни могли украшаться драгоценными окладами. «Походные церкви» брали с собой в военные кампании воеводы и епископы. В их состав входил образ преподобного Сергия Радонежского, почитавшегося заступником от «находящих врагов христианских» и помощником защитникам Отечества со времен благословения троицким игуменом великого князя Московского Дмитрия Ивановича на битву с Ордой. Сами походные военные церкви освящались и освящаются сегодня во имя Преподобного Сергия.На выставке «Любовью и единением спасемся» экспонируются замечательные образцы походных иконостасов: живописный складень 14 в. «Походная церковь» из Государственной Третьяковской галереи и иконостас-складень в окладе конца 16 - первой трети 17 века - вклад в Троицкий монастырь по душе думного дьяка Ивана Грамотина.
1 месяц назад
Московский митрополит Платон и великая княгиня Наталья Алексеевна. Часть 3
Перед бракосочетанием наследника престола комнаты в Зимнем дворце, располагавшиеся рядом с покоями Навла, спешно переоборудовали для невесты. Екатерина самолично выбирала штофные обои и мебель. Из-за задержки с отделкой даже была отложена на несколько дней свадебная церемония. Одновременно императрица активно контролировала меблировку покоев Китайского дворца в Ораниенбауме, где по рисункам архитектора Ринальди русскими мастерами создавались предметы интерьера. Кресла из Китайского дворца и вифанские кресла с подушками несомненно имеют единый художественный первоисточник - эскизы Ринальди...
143 читали · 1 месяц назад
МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ Мочесник – небольшой лубяной короб с деревянным дном, без крышки. Такие короба использовали пряхи: в них складывали «мочки» – пучки шерстяной или льняной кудели, подготовленной для прядения, или веретена с напряденными уже нитями. В начале 20 века мочесники производили в ряде деревень, расположенных недалеко от крупного торгового села Городец Нижегородской губ. Обычно сюжеты росписи таких предметов были простыми: конек, дамы, кавалер и дама, иногда кот или пароход. В экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI» музейного комплекса «Конный двор» представлен мочесник, выполненный мастером Ф.С. Крюковым, с изображением сцены чаепития. Рядом с кавалером и дамой размещена надпись: «Вопросъ это что такое Вы кушаете чай или збитень Ответ збитень», сверху дата – «1907 года». С оборотной стороны, на дне, имя владелицы – «А.В. Смирновой».Восстановить историю этого удивительного предмета удалось в начале 1990-х годов. Оказалось, что мочесник был сделан мастером в подарок любимой девушке, но она предпочла другого и вышла замуж за парня по прозвищу «Сбитень». Отсюда и насмешливая надпись.
1 месяц назад
Московский митрополит Платон и великая княгиня Наталья Алексеевна. Часть 2
Во второй половине 18 века возникла мода на миниатюрные портреты, которыми украшали стены кабинетов и гостиных, они стояли на каминах, бюро, туалетных столиках. Такие портреты помещали в кольца, браслеты, крышки часов и табакерок, монтировали в веера, носили на груди как броши. Часто стены была заполнены рядами миниатюрных портретов, напоминавших о близких людях.Опись 1788 года фиксирует костяную пластинку с портретом среди презентов владыки в Вифанский монастырь. Поясное профильное изображение окаймлено по краю резной надписью: «Великая Княгиня Наталія Алексеевна»...
1 месяц назад
Конец декабря ознаменовался для Сергиево-Посадского музея-заповедника открытием выставки произведений выдающихся выпускников Императорской Академии художеств. Почетным гостем на открытии выставки стал искусствовед, вице-президент Российской Академии художеств, заслуженный деятель искусств, профессор Андрей Андреевич Золотов. Благодарим Андрея Андреевича за высокую оценку выставки «Шедевры Императорской Академии художеств» и приглашаем к просмотру. #спмз #новаявыставка
1 месяц назад
📚 Сегодня -День российской печати. В этот день в 1703 году в Москве по указу царя Петра I вышел первый номер русскоязычной печатной газеты «Ведомости». ⚠️ Несколько интересных фактов о происхождении слова «газета». ✅ Хотя слово «газета» еще не фигурирует в названии первой печатной продукции, оно проникло в Россию как раз в это время из французского языка, в котором имело значение «периодическое издание». ✅ Французское слово «gazette» попало и в другие языки, но со временем в английском, немецком языках, да и в самом французском появились иные слова для обозначения газет. А в России слово прочно вошло в обиход и используется по сей день. ✅ Интересно, что французы это слово заимствовали у итальянцев. В Венеции с первой половины 16 века продавали сначала рукописные, а позже печатные листки с новостями. За такой листок просили мелкую серебряную монету gazeta (газетта, гадзетта), и со временем название монеты стало и названием листа с новостями. В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника хранится венецианская газетта (гадзетта) 17 века. Монета сильно потерта, явно она множество раз переходила из рук в руки. Возможно, на нее покупали и листки с новостями. В монете пробито отверстие, изображение Фемиды с поднятым мечом в одной руке и весами в другой практически неразличимо, но на оборотной стороне до сих пор прекрасно виден крылатый лев с нимбом и раскрытой книгой – символ святого апостола Марка, небесного покровителя Венеции. #спмз #фондымузея #деньвистории
1 месяц назад
"Музейный артефакт: Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря" Уникальный образец древней рукописи - Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 17 столетия, хранит записи о подношениях, сделанных в монастырь представителями разных родов и фамилий. Кем были вкладчики, что приносили в обитель Преподобного и чем особенно примечательна Вкладная книга - в новом выпуске программы «Музейный артефакт» рассказывает зам.директора по науч. работе Светлана Николаева. Запись: 8(496) 540-53-56; 8 (985) 040-45-17
2 месяца назад
МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ Индития – это облачение престола в Церкви.Традиция покрывать престол тканями имеет византийские корни. Однако ранние индитии имели вид пелены, покрывающей подобно скатерти только верхнюю часть литургического стола. Укороченные индитии использовались и позже, но более распространенными стали облачения, полностью закрывающие кубовидную подставку со всех сторон.Символическое уподобление престола трону Царя Христа, а индитии – «одеянию славы» является обоснованием для изготовления напрестольных облачений из дорогих шелковых и парчовых тканей, их украшения вышитыми священными изображениями, жемчугом и самоцветами.Именно такая «драгоценная» индития представлена в экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков».Она сшита из двух видов роскошного итальянского бархата XVI в. и декорирована с лицевой стороны вышитой шелковыми, золотными и серебряными нитями композицией «Предста царица одесную Тебе». Кроме Спасителя, Богоматери и Иоанна Крестителя, в состав сцены входят и образы троицких первоигуменов – преподобных Сергия и Никона Радонежских, склонившихся в молитвенном поклоне у ног Христа.Существует мнение, что вышивку на индитии собственноручно выполнила Ксения Борисовна Годунова, а само произведение вложил в Троице-Сергиев монастырь ее отец – царь Борис Федорович Годунов. Эта легенда сформировалась в XIX в. на волне поиска «именных» древностей в ризнице Троицкой обители. По свидетельству современников, Ксения Борисовна была девушкой и умной, и образованной, и красивой, но достоверных свидетельств ее уникальных «рукодельных» качеств не существует. Индития входит в число «загадочных» произведений, хранящихся в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, о которых много чего сказано и написано, при этом ни одна версия и ни одно предположение не опираются на факты.
2 месяца назад
Московский митрополит Платон и великая княгиня Наталья Алексеевна. Часть 1
О Наталье Алексеевне мало что известно, кроме редких упоминаний в мемуарах и письмах современников. Прибыв к российскому двору, восемнадцатилетняя принцесса трагически скончалась двадцати одного года от роду во время тяжелых родов. Единственным научным исследованием о жизни великой княгини в России, построенном на документальном материале, является книга исследователя политической истории России 17-18 вв. А.В. Морохина, появившаяся в 2013 году. В нашем случае книга сама служит историческим источником, так как содержит огромный архивный материал...
153 читали · 2 месяца назад