МУЗЕЙНЫЙ СЛОВАРЬ Походные иконостасы представляли собой складни, состоящие из отдельных вертикальных трехчастных икон, которые при составлении, структурно повторяли храмовый иконостас. Изображения образуют три горизонтальных ряда: деисусный, праздничный и пророческий. В деисусном ряду изображаются обращенные ко Христу с молитвой за род человеческий Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел и святые. Средний ряд образуют изображения главных праздников от «Благовещения» до «Успения Богоматери». В верхнем ряду - пророки, обращенные к Богоматери. Подобно храмовым иконостасам, походные иконостасы-складни могли украшаться драгоценными окладами. «Походные церкви» брали с собой в военные кампании воеводы и епископы. В их состав входил образ преподобного Сергия Радонежского, почитавшегося заступником от «находящих врагов христианских» и помощником защитникам Отечества со времен благословения троицким игуменом великого князя Московского Дмитрия Ивановича на битву с Ордой. Сами походные военные церкви освящались и освящаются сегодня во имя Преподобного Сергия.На выставке «Любовью и единением спасемся» экспонируются замечательные образцы походных иконостасов: живописный складень 14 в. «Походная церковь» из Государственной Третьяковской галереи и иконостас-складень в окладе конца 16 - первой трети 17 века - вклад в Троицкий монастырь по душе думного дьяка Ивана Грамотина.
5 месяцев назад