Непереработанный травматический опыт - это оставшаяся в психике боль. Эта боль с физиологической точки зрения вызывает на гормональном уровне стрессовую реакцию. Бей или беги , но источник этой боли в вас. И получается, что человек бесконечно "бьёт себя" или "убегает от себя", и боль не уходит. Она, забирая на "обслуживание" себя много сил, формирует новое поведение, вносит искажение в интерпретацию реальности. Сила травматизации тоже разная. С чем-то невозможно справиться без помощи специалиста, что-то можно и самому переработать. Уместить всю психотерапию в один пост невозможно, поэтому, опуская этапы, опишу, что должно получится в результате переработки. Всегда нужно помнить о цели работы, в нашем случае - это избавление от боли, формирование нового представления о реальности и нового поведения. В результате травмы мы формируем в сознании историю о травмирующем событии. Цель истории - перевести представления о реальности в адаптационное поведение. В процессе работы наша задача "переписать" эту историю. В новой истории о событии можно описать, чему нас научил опыт, зачем он был нам нужен, как он проявлялся в чувствах и поведении, за что мы ему благодарны и почему мы от него сейчас отказываемся. В новой истории мы фиксируем наше новое поведение и ощущения от него. Пример. "Я больше не боюсь ошибаться и действовать. Раньше я боялась ошибиться, ведь "умные люди не ошибаются", и поэтому избегала риска. Эта стратегия защищала меня от многих проблем, мне было комфортно и безопасно, но она же мешала реализовать свои мечты. Теперь я понимаю, что ошибки - это часть обучения, и даже если я ошибаюсь, я не виню себя, а исправляю и иду дальше. Мой страх перед жизнью больше не мой панцирь. Я защищаю себя не страхом, а анализом, решениями и действиями. Я чувствую радость и энтузиазм от того, что двигаюсь к своим целям".
Гиперборея
212
подписчиков
Метанавыки и метазнания. Для тех, кто намерен изменить свою жизнь к лучшему. Цитаты и выдержки из курсов "Сам себе коуч", "Достижение максимума", "Это просто проект", "Курс выживания в современном мире".
Как сфокусироваться на выполнении своих планов. Недавно делала обзор на книгу Джефа Хейдена "Миф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победу". Один из приемов, позволяющих не выбиться из настроя по исполнению планов, называется "работа со своим числом". Поясню, по мнению Джефа, за каждым успехом стоит постоянная ежедневная работа по заранее намеченному плану и корректировка этого плана в случае, если он недостаточно эффективен. После написания плана, который будет состоять из разовых действий и некоторых постоянных процессов, стоит перевести этот план в рабочие для вас вербальные формулы. Этот НЛП-прием позволяет настраивать наш мозг, да и весь организм на нужную деятельность. Представим, что вы ставите себе большую цель - похудеть или написать книгу. Расписываете план, в который входят разовые действия, например, купить кроссовки или написать структуру содержания книги, а так же повторяющиеся действия - пробежки или написание текстов. После того, как вы оцените план с точки зрения достижения цели к определенному сроку, можно перевести некоторые пункты плана в "формулы с числом". "5 км пробежки в день", или "50 предложений в день", или "100 отжиманий в день" и т.д. Мозг любит числа, мозг любит правильно сформулированные команды. Мозг - вообще любитель поработать, главное, направить его работу в нужное русло. Для меня такой рабочей формулой стало число 111. Одно улучшение для бизнеса в день, одно улучшение для себя в день, один новый клиент в день. Каждый день я пишу себе план действий, распределяя их по этим пунктам. Какие результаты? Очевидные плюсы: 1. Закрылось много "висяков". 2. Стало меньше негативных эмоций по поводу бесконечного вала дел. 3. Появилось свободное время, потому что теперь его тратишь на "нужное", а на "ненужное" не тратишь. Высказывание в стиле Тони Роббинса, но лучше не скажешь. 4. Закрылись проекты, которые, вроде как, хорошие, но не развиваются. Часть из них перекочевали в раздел "следующая цель", а часть вычеркнута совсем. 5. Мышление реально подстраивается под формулу. Теперь входящий поток клиентов обрабатывается более качественно, добавились новые источники поиска, одновременно повышаем конверсию старых. Использовать формулу 111 я начала с января месяца, в марте мы перевыполнили план по выручке, хотя и задрали его на 15%. Апрель тоже закрываем хорошо, несмотря на кучу незапланированных проблем, свалившихся на нас в этот период. Неочевидные минусы: 1. Ужасно злит, когда в план вносятся коррективы "по независящим от тебя обстоятельствам". Например, внезапная смена поставщика или "период простуд", или дождь. Давно я не злилась на дождь 😁. Видимо стоит прокачать навыки принятия или научиться оборачивать это в пользу, или как-то закладывать в план непредвиденные обстоятельства. 2. Окружающие, кто "не тянут план" или мешают исполнению, автоматически попадают в категорию "балласт". К сожалению иногда - это близкие люди или люди, которые много лет были вам полезны. Неприятно. Придумайте свои формулы и обязательно с числом. С вдохновляющим вас числом. Рабочий метод).
О базовых ресурсах для жизни. Мы все мечтаем о том, что вот-вот корзинка ресурса (время, деньги, здоровье) наполнится, и мы тогда ого-го... Мы тогда горы свернём и реки перенаправим. И жизнь станет прекрасной, и радость бесконечной, и покой непоколебимым. Но с ресурсами все немного не так. Представьте, что вам нужно убраться к приходу гостей. Если у вас будет в запасе два дня или два часа, то вы в обоих случаях израсходуете весь ресурс. В первом уберетесь более тщательно, но и во втором тоже сможете сделать многое. Или деньги. Есть у вас 10 тыс или миллион - тоже израсходуете все. Разница будет в масштабах и качестве трат, но ресурс будет тратиться. Более того, некоторые ресурсы вообще нельзя накопить. Как накопить время? Или здоровье? Поэтому никаких полных корзинок не будет. Не ждите. И вообще мне кажется правильным использовать для базовых ресурсов не понятие много или мало, а понятие достаточно и недостаточно. Итак, корзинки с горкой не будет. А что будет? А будет бассейн и две трубы. В одну вливается, в другую выливается, и так в течение всей жизни. И задача сделать так, чтобы не перелилось, не протухло и не пересохло. Нет никаких "когда-нибудь", а есть сегодня. Прямо сейчас в моменте оценка, сколько вливаем ресурса и куда его направляем, чтобы потратить. Да, выглядит скучно, мало кому понравится сравнивать жизнь с работой сантехника. Но зато честно. И не стоит откладывать поливку вашего "огорода", потому что воды в вашем "бассейне" на донышке. А то не будет вообще никакого огорода. А так может и будет один помидор. Но тот самый, какой вы хотели. А с причинами, почему недолили в бассейн, или почему вода протухла, или ее разлили почём зря, надо разбираться параллельно. Каждый день. Кстати задачи про бассейн с трубами в школе одни из самых нелюбимых😁.
В продолжение темы "Ребенок ест маршмеллоу" (начало тут ), хочу поделиться результатами полугодовой системной работы со своим девятилетним сыном. Напомню, что меня очень беспокоили поведенческие проблемы: истерики, отказ выполнения требований, забывчивость, неспособность сосредоточиться и, как следствие, неспособность выполнить самостоятельно, без постоянных подгоняющих замечаний, классную и домашнюю работу. Были проблемы нейропсихологического характера с пространственно-зрительным блоком (отсюда ужасный почерк и подозрение на дисграфию). А также с блоком планирования и контроля. Сын быстро утомлялся, избегал трудностей. В наш индивидуальный план работы входили назначенные неврологом препараты, направленные на улучшение работы мозга, в частности витамины группы В, магний, рецептурный лекарственный ноотроп, направленный на улучшение передачи нервного импульса, физиопроцедуры (магнит). Занятия ушу (тренировка включает много упражнений на баланс и координацию) и на балансборде. Из предметов было решено сделать акцент на математику и каллиграфию. Результаты: ребенок стал более мотивирован. Меньше боится трудностей. Выполняет домашнюю сам, правда, может сидеть над ней очень долго, а потом сделать за 10 минут. С классной работой пока без системных улучшений. Выполняет ее полностью очень редко. Чтобы улучшить почерк, занимались прописями раз в неделю. Долго, месяца два было без изменений, но, в какой-то момент, сын сообщил, что отныне будет писать хорошо. Прилагаю фотоотчет с работами: до решения хорошо писать, сразу после, и через три недели. Посещает сейчас помимо ушу три кружка: шахматы, робототехнику, программирование. Раньше бы ныл, что ему тяжело, и он никуда не пойдет, а сейчас для него это нематериальные стимулы. В общем, стал более самостоятельным, отзывчивым, спокойным. До идеала еще далеко, но уже виден свет в конце тоннеля.
Обзор книги "Миф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победу"
Книга Джеффа Хейдена изданная "Мифом" написана простым языком, содержит много шуток и самоиронии. Сам автор работает в том числе "литературным негром" и является довольно успешным блогером (о секрете своего успеха он тоже пишет в книге). Так что на простых, доходчивых текстах он собаку съел. Не знаю, является ли книга переработкой и компиляцией чьих-то идей, но точно знаю, что в книге есть золотое зерно. Я уже писала о том, что человеческий организм имеет очень интересную гормональную подложку в случае мотивации...
Магия исполнения мечты... В чем она? Причины того, что мы не можем достичь цели я уже описывала: 1) нехватка ресурсов для решения проблемы или неумение ими управлять; 2) ошибочные выводы о реальности; 3) "мировоззренческие" преграды, т. е. набор правил и установок, которыми мы руководствуемся по жизни, но которые не помогают, а мешают в данной ситуации. Сегодня хочу обсудить очень интересный феномен, который можно отнести сразу и к первой, и к третьей группе причин. Так называемое "клиповое мышление", по сути, представляющее собой кратковременное направление внимания и восприятие небольших объемов информации "клипов". Клипами могут быть и видео, и аудио, и текстовые "кусочки" информации. От фокусировки внимания зависит очень многое, внимание - это важнейший эволюционный механизм - вспомогательный психический процесс, позволивший человеку выживать и развиваться (заметьте, это не одно и то же). Психика внимание раздробила на непроизвольное (короткое, позволяющее вычленять раздражители и фильтровать их на опасные и нет) и произвольное. Ну и какая тут связь с целями? Прямая. Достижение целей - процесс, который напрямую зависит от количества и качества произвольного внимания. Это планы, их реализация, оценка обратной связи. До появления автоматизма в этом процессе вам нужно постоянно сохранять фокус произвольного внимания на вашей цели, но за него идет мощная конкуренция! Производители товаров, политтехнологи, медиа разных форматов, ваша семья, работодатель, коллеги, подчиненные, даже ваши питомцы - всем нужно как можно больше вашего внимания. Без него их процессы (рабочие или жизненные) пострадают. Вот и остается у вас на ваши цели лишь малая толика. К тому же переключение внимания - это очень энергозатратный процесс для мозга. Человеческая психика в части сознательных процессов эволюционирует быстро и вот уже клиповое мышление, которое еще 100 лет назад считалось бы отклонением от нормы, прочно вошло в нашу жизнь не только как инструмент, помогающий выжить и не "поехать кукушкой", но и как то, что мешает нам развиваться. А тут и соцсети подтянулись. Есть спрос - нате вам предложение - "бесконечная лента" контента, большая часть из которого это просто красивый мусор. Картиночки и видосики, вызывающие небольшой всплеск дофамина. И это реально выглядит спасением для нашего мозга, измученного бесконечным переключением и концентрацией внимания и восприятия. Какие могу дать советы? Только неприятные 😁. Сокращайте факторы, требующие внимания, не отвечающие вашим интересам. Например, я в какой-то момент выключила звук у телефона, включаю его только в моменты когда реально жду звонка. А с остальными позвонившими я буду говорить тогда, когда посчитаю нужным. Хорошо еще уменьшить количество уведомлений от приложений. Выделить конкретное время для просмотра почты. Впрочем, все это вы уже знаете))). Просто когда-то лично для меня стало открытием, что то, что я считала способом приблизиться к целям - многозадачность, быстрое переключение, ускорение темпа жизни - только отдаляло меня от них. А приближало планирование и "неотклонение" от плана. Именно в сфере фокуса внимания лежит магия исполнения желаний. У тех, у кого фокус качественнее, исполнение вероятнее и быстрее. Они видят больше возможностей, лучшие решения, быстрее корректируют ошибки. Что касается "бесконечной ленты" - да, отказаться сложно, но просто подумайте, приближает ли ее чтение вас к вашей цели? (рисунок взят тут pictures.pibig.info/...jpg)
Чему надо научить ребенка, какие знания, умения и навыки ему нужно дать? Я работаю со взрослыми в сфере достижения целей и понимаю, что многого им в детстве недодали. В итоге приходится наверстывать, но иногда наверстать, увы, не получается, слишком поздно. Статистика говорит нам о том, что чем раньше вы вложитесь в образование ребенка тем выше отдача и результаты во взрослой жизни. Составила свой список "Чему родитель должен научить ребёнка". Пункты пронумерованы не по важности. Итак, родитель должен: 1. Научить ребенка правилам безопасности в реальной жизни и интернете. 2. Сформировать человека, который будет способен жить в социуме. В идеале, способен приспосабливаться и жить в разных социумах (сюда относятся вопросы коммуникации, знания, по которым существует общество, знания о социальных лифтах, мотивации людей). 3. Дать ребенку все необходимые навыки и инструменты, чтобы он смог себя реализовать на 100%, если захочет. (Сюда относится умение работать с информацией и ее источниками, навыки мышления (критическое, вариативное, умение видеть связи, системы) навыки решения задач оптимальными методами, обучение ремеслу (ручному труду). 4. Развить самостоятельность, волевые качества, умение выбирать важное, фокусироваться, ставить цели, планировать, находить ресурсы и доходить до результата. 5. Сформировать у ребенка картину мира и образ будущего. Особое внимание необходимо уделить: 6. Навыку осознанности, пониманию себя, своих мотивов, умению слушать свое тело. 7. Обучению процессу творчества. Это особый навык, делающий человека человеком. 8. Научить ребенка учиться. 9. Научить ребенка радоваться. 10. Научить навыку благодарности. При этом надо постараться не сделать из ребенка невротика, ибо невротическая личность - это так себе существование. И конечно нужно сохранить или, по-возможности, приумножить здоровье ребенка.
Странное наблюдаю нынче в информационной сфере. Это уже даже не просто информационный шум. Это пережеванный и переваренный много раз кем-то контент: пересказанные книги без ссылки на автора, переснятые видеоблогерами чужие анекдоты, выдаваемые за свежие шутки. Как пища для птенцов, кто-то съел и отрыгнул. Но мне кажется, это все не для взрослых птиц с когтями и крепким клювом. Я, по крайней мере, себя птенцом не чувствую. То, что люди воспроизводят уже кем-то сказанное, стало нормой. Создается ощущение, что все это неизбежный этап развития инфосферы. Массовый интернет и т.д. Но за этим явлением прячется куда более неприятная идея: неизбежность того, что человек якобы должен светиться в соцсетях, иметь профили в госструктурах, неизбежность всеобщей цифровизации, неизбежность замены человеческого труда и культуры на труд роботов и произведения нейросетей. Я не сторонник теорий заговора, но все это мало похоже на то, что это наша идея. Это больше похоже на то, что нам кто-то переварил эти идеи, а сторонники пережёванного контента размножают эти мысли уже без критического восприятия. Ура, роботы!!! Ура, нейросети!!! Ура, ИИ!!! Нет в этом ничего неизбежного. Как есть и большие сомнения в том, что это нужно человечеству. Нет ничего неизбежного в том, что нужно оставлять цифровой след или сдавать биометрию. Нет ничего неизбежного в идее, что всем нужны деньги, много денег. Нет ничего неизбежного в том, что нужно обязательно сообщить о себе миру: что я ем, где и как отдыхаю. Нет ничего неизбежного в том, что известные, а точнее, мелькающие на экранах гаджетов люди изрекают непреложные истины, которым нужно следовать. Это просто люди с теми же правами и обязанностями. Я думаю стоит предложить как альтернативу новый этический кодекс, который я бы описала иными словами, но сейчас не очень хочу использовать мат. Поэтому напишу помягче. Не шуми. Не трать время на чужой шум. Пусть говорят дела и поступки, но не речи о них. Кто-то скажет, что за слова сейчас платят больше, и будет прав. Но задумайтесь, кто и почему? Вот и я сейчас... пошумела😁.
Ребенок "ест маршмеллоу". Кто виноват и что делать.
В знаменитом эксперименте, где детям предлагалось потерпеть и не есть маршмеллоу чтобы получить потом вдвое больше, мой ребенок наверное был бы первым. Он первым бы съел маршмеллоу, не дожидаясь ухода лаборанта, и затребовал бы еще. А после ухода лаборанта из комнаты занялся бы поиском пакетика с остальными маршмеллоу, и если бы нашел - тоже съел. Такой поведенческий паттерн приводит к куче проблем: с обучением и успеваемостью, конфликтам со сверстниками и взрослыми. Впервые я заметила, что мой парень не готов переносить даже малейшие трудности, когда ему исполнилось два с половиной...
Однажды ты проснешься. И тебя волной накроют ощущения. Запахи будут ярче, звуки объемнее, ты будешь наслаждаться осязанием самых простых вещей: шершавой тканью, холодным и гладким стеклом, тёплой кожей, нежнейшим лепестком цветка. Но это пройдёт. Однажды ты проснешься и вдруг начнёшь слышать и видеть гармонию в абстрактных, порожденных человеком вещах: в рифмах стихов, в красиво решенных уравнениях, в незатейливой мелодии, в том, как кто-то несколькими штрихами карандаша смог передать всю гамму эмоций. И ты сам напишешь прекрасные стихи или нарисуешь картину. Но это пройдет. Однажды ты проснешься. Проснешься, как от толчка, от мысли, что ты любишь, и эта любовь делает тебя лучше и светлее, возможно, эта любовь лучшее, что случилось с тобой. Но свобода любимого человека важнее твоего желания быть с ним каждое мгновение. И отпустишь его, и не будешь сожалеть, хотя еще не набылся вместе с ним, еще не наполнился им до краёв. Но это пройдёт. Однажды ты проснешься и вдруг увидишь, как красивы лица людей, тебя окружающих: пожилой соседки, юной продавщицы, усталого таксиста и ты позволишь внутренне людям быть такими, какие они есть. Признаешь за ними право быть не несовершенными. Но это пройдёт. Однажды ты проснешься и поймёшь, что счастлив. Просто счастлив без всяких причин. Но это пройдёт. 🍀🍀🍀 Однажды ты проснешься и поймёшь, что всем этим можно было управлять.
Копаю тему эффективного распределения времени. С рождением второго ребенка это стало особенно актуальным. Все пишут, и это бесспорно, что для достижения результата нужно фокусироваться. Но у меня была проблема не в том, что надо, а на чем. И как помочь себе в том случае, если ты фокусируешься, фокусируешься в комок, а тебя размазывает в лужицу. Вот что получилось, назовем это "Советы бывалого" 😁: 1) Выбрать направление фокусировки, опираясь на самоидентичность. И тут есть грустный момент. Для получения результата с чем-то придется расстаться или принять то, что это не главная ваша ипостась. И уделять этому ограниченное время по остаточному принципу. Тут важно каждый раз по этому поводу не рефлексировать. А просто сказать один раз, да, пока я на это время не трачу и не буду испытывать по этому поводу чувство вины и сожаления. 2) Некоторые вещи в самоидентификации трудно примирить. Например, я - хорошая мать, уделяющая своим детям много времени, и хороший предприниматель, стремящийся развить свой бизнес. В этом случае придется провести жёсткое разграничение. Например, вы до 16.00 работаете, а потом занимаетесь детьми. Это сложно, но иначе процессы будут налагаться друг на друга и сильно портить картину результативности. Как говорится, "На двух конях сидеть одновременно - седалища не хватит". 3) Физическое состояние организма: питание, фарма, добавки, режим сна, отдыха, какая-либо физическая активность. Это все процессы для поддержания вашей формы, экономить на них время и силы нельзя. Иначе вас вырубит в самый неподходящий момент. 4) Тревоги. Наша эволюционная фишка, которая иногда сильно мешает жить. Тревоги - лечить. Любым приемлемым для вас способом. 5) Мотивация. Начните писать списки дел и хвалите себя даже за маленькие выполненные пункты. А то можно слиться не достигнув цели. 6) Планирование. Нужна довольно подробная картинка, как вы будете жить и что будете чувствовать. Причем, на несколько горизонтов. Год, 5 лет, 15 лет. Особо смелым советую нарисовать картинку за пределы жизни. Как будут жить ваши дети и внуки, чем заниматься, уровень образования и т.д. Реально помогает взглянуть на жизнь немного сверху и не плутать в трех соснах. 7) Немного затертое, но очень крутое состояние "потока". Да, существует, да, позволяет быть очень эффективным. И да, достигается непросто. Есть несколько ступеней к нему. Снижение значимости "я" и приобщение к чему-то большему. Каждый ищет свое "большее". Обычно взрослые люди уже знают примерно от чего у них "расширение". Безвременность (это когда значимость времени снижается по сравнению с результатом). Легкость и насыщенность (это когда вы творите ради творения, не придавая процессу иных смыслов. Например, я рисую чтобы лучше передать настроение, а не для того, чтобы потом продать картину. Или пишу этот пост, потому что хочу сформулировать систему, а не для того, чтобы поднять свой уровень экспертности в глазах сообщества). 8) Ответственность за результат. Так как у нас благодаря планированию есть точные критерии оценки результата, мы не сравниваем результат со случайными людьми из инсты или вк, и избегаем лишних действий и траты времени, связанных со сравнением и оценкой. Тогда, если по нашим критериям у нас не получилось, то не рвем на себе волосы, а просто анализируем ошибки и начинаем сначала. 9) И конечно нужно принять и простить себя за то, что не все и не всегда зависит от нас, как говорится, "shit happens". Без лишних эмоций начинаем все заново, поверьте, второй раз будет легче, не говоря уж о третьем😁. Дорогу осилит идущий. А если не терять чувство юмора и легкость, то путь будет гораздо приятнее. Пока все, но будут дополнения.
Ругаете и вините себя? Это нормально, но неэффективно.
Вы часто ругаете и наказываете себя за что-то? Обвиняете себя? Тревожитесь о туманном будущем? Этот негативный эмоциональный фон отравляет всякую радость от жизни! Однако нельзя вот так взять и сказать: "Прекратите! Вы делаете это напрасно!" Не поможет. Как уже писала, негативные эмоции были нужны нам для выживания, через них лучше закреплялся опыт выживания в трудных ситуациях. Так что негативный эмоциональный фон - это чисто эволюционный механизм. Он был нам очень нужен как защитная реакция, и рулит этим наш древний "животный" мозг...