Бывая в этом городе, я всякий раз стремилась прогуляться мимо старых деревянных домов. Островки старого Томска... Они манили меня как магнитом, казались особенными, наделенными душой и памятью. Ведь, подумать только, сколько они видели человеческих страстей! Мне казалось, что квартиры в этих домах полны тайн и окутаны особенной аурой.
Возможно, в них даже водятся привидения...
Всех категорически приветствую!
Меня зовут Юлия, я участник программы переселения соотечественников, переехала в Россию из Узбекистана, успешно прошла все этапы и живу в России с 2019 года.
На своем канале делюсь своими впечатлениями о России и рассказываю о жизни переселенцев.
Вместе с мужем пишу книги в жанре альтернативной истории. С ними можно ознакомиться здесь:
Одна из таких квартир давно лежала у меня в закладках на Авито. Причем цена была сущие пустяки.
И вот, когда я решила ехать в Томск проводить в последний путь свою тетю, то арендовала эту квартиру. К тому времени под объявлением уже появился один хороший отзыв.
Сын встретил меня на автовокзале, и мы вызвали такси. Было 11 часов вечера.
В том районе всего несколько таких домов. А вокруг - уже современные строения. Деревянные дома стоят вдоль узкой дорожки-тупика, на другой стороне которой растет ряд деревьев. А за деревьями - крутой обрыв, выходящий на большую проезжую часть, со спуском уходящую вправо.
Я обращала внимание на эти дома, когда прогуливалась по противоположной стороне дороги во время прошлых визитов.
И теперь мне предстояло провести три ночи в одном из них!
И вот он - тот момент, когда мы, выйдя из такси, оказались перед темной двухэтажной постройкой, в которой, впрочем, оконные рамы были пластиковыми. Мы направились вдоль стены, ища подъезд и при этом плохо представляя, как он должен выглядеть.
В узеньком незадернутом окне на первом было прекрасно видно чью-то кухню... Там сидел дед, испуская густые клубы дыма.
Подъезды оказались с противоположной стороны дома, два рядом. Из-за двери первого пробивался свет.
Мы с трудом открыли волочащуюся по деревянному настилу дверь. Подъезд был освещен довольно мощной лампой, но все же свет казался тусклым из-за темных стен.
Я замерла на пороге и стала озираться, наслаждаясь первым впечатлением и стараясь запомнить его.
Тут все было деревянное!
На первом этаже не было никаких дверей - ну точно, квартиры первого этажа располагались в другом подъезде, который примыкал к этому.
Нам же нужно было на второй этаж.
Слева находилась довольно крутая лестница в два пролета. И она была очень сильно перекошена влево, отчего у меня закружилась голова.
Живо представился гимназист в картузе, резво сбегающий по этим ступеням, когда лестница была еще ровная...
Вообще все тут было столь необычно, что возникало ощущение некоторой сюрреалистичности... потустронности... тайны...
Впрочем, подумалось мне, если тут и водятся привидения, то они добрые и ненавязчивые.
У дома однозначно была хорошая аура.
Держась за перила, я стала подниматься наверх. Сын шел следом, неся тяжелый чемодан, набитый банками с кабачковой икрой, которую я привезла в качестве гостинца, наряду с пирожками.
На верхней площадке по левой стороне узкого коридорчика оказались две двери с номерами квартир. По другой стороне было еще несколько маленьких дверей, запертых на висячие замки - очевидно, это были кладовки.
Нужная нам дверь была незаперта, и мы вошли.
Встретивший нас мужчина оказался братом хозяина. Он объяснил все, что нужно, и ушел.
Квартира мне понравилась сразу. Она состояла из одной маленькой комнаты, кухни и санузла, где имелась душевая кабина и стиралка. Я не без удовольствия отметила, что в комнате точь-в-точь такие же светло-серые обои, как и у меня на кухне!
В квартире было чисто, ничем не пахло.
И очень тепло. Даже жарко.
В комнате со свежевыкрашенными полами стояли раскладное кресло-кровать, стеклянный столик и платяной шкаф. И все. На шкафу, заполняя все пространство, громоздились в ряд толстенные фолианты одной серии. Я не успела разобрать, что это за книги, решив сделать это потом.
В прихожей, правда, ремонта не было (как и указывалось честно в объявлении). Входная дверь изнутри выглядела облезлой, а в потолке сквозь частично отставшие декоративные элементы проглядывали какие-то рейки.
Однако я совсем не из тех чистоплюев, кто будет приходить в ужас из-за таких пустяков и потом писать гневные отзывы.
Квартира мне нравилась.
Онаа совершенно явно имела душу и характер, что в посуточном жилье встречается довольно редко. Рассказывала историю, побуждая к фантазиям...
Вот телевизора здесь не было. Но я не припомню, чтобы когда-либо включала телевизор в съемных квартирах...
На стене в прихожей висела небольшая полочка, заполненная книгами и уставленная детскими рисунками и поделками.
Бесхитростный уют...
Мы с сыном попили чай, я подстригла его, и наконец, оставшись одна, смогла лечь спать, постелив новенькое белье со звездами...
Окно на ночь пришлось оставить приоткрытым, а то было бы жарко.
Как же хорошо мне спалось!
Просто удивительно.
Обычно, как бы я ни утомилась, очень плохо сплю в чужом доме.
Но тут словно сами стены баюкали меня. Сквозь занавески проникал желтый свет соседних зданий, издалека доносился шелест шин...
Тут была особенная, этакая надежная тишина, какой не бывает в современных квартирах.
Я очень хорошо выспалась, и с утра у меня было время изучить квартиру подробнее.
Оказалось, что фолианты на шкафу - это Большая Советская Энциклопедия! Вся, кроме первого тома. Я преисполнилась уважением к тем людям, кто проживал здесь.
Помнится, в детстве мечтала о такой энциклопедии - казалось, что, прочитав ее всю, я стану самой умной в мире!
Но, однако, сколько места заняли эти тридцать томов...
Я не удержалась, и достала самый первый. По состоянию страниц было понятно, что книгу довольно часто листали.
На полочке в прихожей, среди других книг, весьма разножанровых, обнаружилась "Энциклопедия юного филолога".
Это же просто прелесть что за книжка! Я когда-то, в пятом классе, брала ее почитать в библиотеке.
Одна из книг оказалась упакована в прозрачную пленку, то есть ее приобрели недавно, и еще не читали.
Да, интересно...
Некоторая интрига в обстановке присутствовала.
Сегодня мне предстояло провести весь день не "дома". Прощание в храме с тетей Ниной в 13-00, затем похороны, поминальный обед... Скорее всего, вернусь поздно.
Не спеша позавтракав, я построила на карте маршрут до Троицкого храма. Идти пешком предстояло всего 17 минут.
Но я решила выйти далеко заранее.
По Томску я предпочитаю ходить медленно, чтобы успевать проникаться его духом, а не просто глазеть. Когда спешишь, то потом даже и вспомнить нечего, и возникает чувство досады.
Например: "Я видела красивый домик с резными наличниками..."
Плохо, когда при этом не вспоминается никаких чувств - тогда получется, что нет никакой разницы, видела ты этот домик на картинке или собственными глазами.
Я запоминаю через эмоции... Спокойное, не отвлекаемое ничем зрительное восприятие неизменно рисует передо мной живые картинки, вызывает звуки и запахи. И тогда все, что я вижу, становится как бы частью меня, а я - частью его.
Район, где находится Троицкая церковь, как раз состоит из старых улиц, по краям которых стоят деревянные дома.
У меня очень хорошее воображение, достаточно широкий кругозор, а душа всегда настроена на тонкие вибрации. И все это вкупе позволяет сделать обычную прогулку по старинным улицам увлекательным приключением.
Чужие, прошлые жизни предстают перед моим внутренним взором. Мнятся мне присходившие за стенами этих домов разговоры... Я вижу радости и горести людей ушедшей эпохи... Обрывки чужого минувшего бытия будоражат, волнуют...
И в какой-то момент охватывает меня сладкая тоска: как жаль, что я не живу в том прошлом, которое снится этим деревянным домам! Там было все по-другому. И люди были душевнее и ближе друг другу.
И усилием мысли я переношу себя в собственные грезы, где я так же не спеша иду по этой же улице...
Я вижу впереди молодую женщину в отороченном мехом полушубке и в муфте, обгоняя которую, мчится шумная стайка румяных ребятишек, одетых в валенки, в ушанках и в платках, волочащих за собой громоздкие деревянные санки... И по проезжей улице, засыпанной щебенкой, едет повозка, и разудалой бородатый извозчик подергивает вожжи, хрипло выкрикивая: "Н-но, милая!".
Да... Так же жили в те времена в этих домах люди, как и сейчас живут.
Да только пресловутый "квартирный вопрос" продолжает портить людей быть актуальным.
Мне говорили, что в этих старых домах живут одни старики...
И квартиры там недорогие. Даже в тех красивых домах с резными наличниками, которые защищены от сноса и считаются памятниками старины. Говорят, что там вечно проблемы с коммуникациями, а кроме того, такое жилье подвержено пожарам.
Когда я достигла церкви, времени было еще достаточно, и я еще немного побродила по живописным улочкам, ловя отголоски прошлого и все больше погружаясь в философское состояние и глубже осознавая предстоящее событие - похороны тети Нины.
В тот день я действительно вернулась "домой" поздно. Мне оставался еще один день в Томске, и я была намерена посвятить его прогулкам, ведь зимний Томск воистину прекрасен.
Н следущий день я отправилась гулять с сыном. Мы прошлись по Лагерному маду, полюбовались Томью с высокого берега, потом в сквере покатались на ледяной горке, затем посетили Универстетскую рощу. Поужинали в любимом кафе "Дастархан".
Вечером, придя домой, я написала хозяину, что съезжаю утром в начале 10-го. Он ответил, что придет к этому времени принять квартиру.
Было очень любопытно взглянуть на этого мужчину и пообщаться... В отзыве писали, что он надежный и доброжелательный человек.
А вот последнюю ночь я долго заснуть не могла...
В доме то и дело раздавались глухие стуки, которые, впрочем, меня совсем не пугали. Мне, грешным делом, даже хотелось увидеть что-то необычное: например, какое-нибудь привидение, которое облачком спустится со шкафа, где стоит Энциклопедия, и, приняв образ благообразного старичка, поведает свою историю...
Но, увы, привидение не явилось.
А вот утром пришлось изрядно понервничать...
Хозяин не пришел вовремя.
Я позвонила ему, и он обескураженно ответил, что понял так, что я съезжаю в 10 часов. И добавил, что уже бежит.
А у меня автобус в начале 11-го!
Короче, я его не дождалась.
В 9-40 вызвала такси, оставила ключ в замке и вышла с чемоданом на улицу.
Такси и хозяин появились одновременно.
Вид запыхавшегося арендодателя говорил о том, что ему неловко передо мной. Он извинился и выразил надежду, что я успею на свой автобус. Мы попрощались друг с другом, и я уехала.
Он был довольно мил, и я почти не злилась на него. Лишь было жаль, что мы так и не успели пообщаться.
На автовокзал я приехала за 12 минут до отбытия автобуса.
И только тогда на меня снизошел покой.
Однако при выходе на платформу за пять минут до отбытия возникла еще одна неожиданная нервотрепка.
Охранник не пускал меня!
Паспорта ему было недостаточно. Он требовал билет.
А я и забыла, как тут все по-дурацки устроено... Обычно-то электронный билет у меня в телефоне. А на этот раз не было.
Пришлось в панике звонить еще спящему мужу и просить отправить билет (это он его приобретал).
Что характерно, такие проблемы бывают исключительно в Томске.
Что в Сузуне, что в Новосибирске возле автобуса стоит контролер со списком пассажиров, и требует от обладателей электронных билетов лишь предъявить паспорта.
Все пассажиры уже давно прошли на платформу, а я со своим чемоданом стояла за спиной дебелого охранника, ужасно нервничая, в то время как тот увлеченно играл на своем телефоне в какую-то стрелялку.
Оставалась минута...
Наконец муж переслал билет.
Суровый страж лишь мельком глянул и кивнул.
Я понеслась к автобусу. Тут уже надо было предъявлять только паспорт.
Когда автобус тронулся, на меня накатила такая расслабуха, что я погрузилась в полудрему, одним глазом поглядывая на дорогу (у меня было место номер 1). В таком состоянии приятно впоминалось пребывание в Томске...
Еще я думала о той квартире. Конечно же, во время очередного приезда снова остановлюсь там. Тем более что цена очень радует.
Надеюсь, будет возможность пообщаться с хозяином.
И полистать Энциклопедию, с ностальгическим наслаждением ловя невидимые искорки запечатленной в ней чужой любознательной души...
Всем добра! До новых встреч на моем канале!