Переехав в новую квартиру, забронированную на двое суток, мы с подругой отправились на прогулку согласно заветам мистера Фикса предварительно составленному плану.
Мы доехали на автобусе до Университетской рощи.
Тут надо отметить, что в томских автобусах (по крайней мере, на которых приходилось ездить), при отсутствии кондуктора нет терминалов в салоне! И вот, когда салон набит до отказа (там это не редкость), люди, прижатые со всех сторон, через множество рук ПЕРЕДАЮТ водителю свою карту либо же деньги.
По правде говоря, как-то дико было с этим столкнуться. В Новосибирске даже на допотоптных автобусах есть терминалы в салоне.
Ну и просто испытываешь психологический дискомфорт, отдавая в чужие руки свою карту, которая, устремляясь к водительской кабине, теряется из виду.
Итак, вышли мы и направились вдоль ограды.
Всех категорически приветствую!
Меня зовут Юлия, я участник программы переселения соотечественников, переехала в Россию из Узбекистана, успешно прошла все этапы и живу в России с 2019 года.
На своем канале делюсь своими впечатлениями о России и рассказываю о жизни переселенцев.
Вместе с мужем пишу книги в жанре альтернативной истории. С ними можно ознакомиться здесь:
А на ограде-то интересное!
Там были картинки. Вот такие.
Мы, конечно, залипли. Я старалась рассмотреть каждую.
Здорово было видеть эти плакаты. Хорошо передают настроение тех лет... Мне подумалось, что неплохо было бы и в современной жизни использовать подобный "инструмент".
"Агитационный политический плакат" называется.
Идея разместить эти плакаты на университетской ограде к 80-летию Великой Победы просто гениальна.
Только почитайте, как В ТЕ ГОДЫ изготавливались эти агитки.
Вручную!
Вот тут написано об этом, и Галка внимательно читает:
Но вот мы заходим на территорию Университета.
Я была здесь в 1990 году, в один из наших приездов, когда еще никто не ведал, что скоро все изменится.
Мы с мамой заходили внутрь, узнавали что-то насчет экзаменов...
Здесь еще стоял Куйбышев, прямо на фоне главного, старинного здания.
Тогда я была уверена, что буду учиться в Томске - через год, когда закончу школу. Скорее всего, в этом университете.
Но потом вы знаете, что произошло. И я не поехала поступать в Томск... Я осталась в Узбекистане, и не получила высшего образования.
После 1990 года я увидела Томск только через 30 лет, уже будучи гражданкой России.
В ТГУ училась моя мама.
А ныне учится мой сын.
Вот так получилось...
А моя юность пришлась на смутные годы, когда реальность многим разбила планы, а некоторых и вовсе сломала.
Но я ни о чем не жалею!
Просто Томский Государственный Университет всегда навевает на меня мысли о том, как все было бы, если бы... И мне начинает казаться, что существует параллельная реальность, где я окончила этот университет и занимаюсь филологическими исследованиями, что моя жизнь идет по совсем другой колее...
По аллее мы с подругой направились к главному корпусу. Но там всюду шел какой-то ремонт, дороги местами были перекопаны.
Мы свернули в Университетскую рощу.
Вспомнились рассказы мамы, как они гуляли там с папой, будучи молодыми влюбленными.
И сейчас тут попадались парочки. И даже мамочки с колясками...
Мы набрели какие-то живописные развалины, и потом направились в другую сторону.
Я была в этой роще первый раз в жизни.
Мы посмотрели памятники, что здесь установлены, но Куйбышева так и не обнаружили.
Потом посидели на лавочке неподалеку от Научной библиотеки, наблюдая, как туда-сюда ходит молодежь. Перед нами высилось огромное новое здание, соединенное переходом с другими корпусами.
Мы проникались интеллектуальной атмосферой этого места, и в каждом проходящем мимо молодом человеке видели будущего профессора.
Ну а дальше мы двинулись вдоль центральной улицы Ленина в направлении Лагерного сада.
Здесь были сплошь научные центры, учебные заведения, расположенные в величественных зданиях старинной архитектуры, и мы только рот разевали, любуясь ими.
На некоторых домах были прикреплены таблички с информацией о данном объекте, и, конечно же, я все их читала.
С жадностью и восторгом я впитывала в себя ауру Томска, его историю и его дух.
На некоторых зданиях были установлены горельефные скульптуры прославленных людей, вышедших из данного учебного заведения.
А вот и Политех, где учился мой папа...
Не помню, чтобы в детстве я проходила мимо этого места.
На несколько секунд воображение унесло меня в 60-е: представлялось, как молодой красавец папа, с модной стрижкой, в голубой рубашке, брюках со стрелками, выходит вот из этих дверей, смотрит на часы, поднося их близко к глазам (он стеснялся носить очки), и затем спешит нам навстречу...
Проходит мимо... ах ну да, он торопится к университету, что остался за нашей спиной, чтобы встретиться с мамой после лекций...
День был довольно жаркий.
Почти дойдя до Лагерного сада, мы вдруг увидели антикварную лавку.
Я никогда не бывала в подобных местах. Но повеяло от этой лавки чем-то загадочным, ностальгически-приятным...
Ох, как же нам захотелось туда зайти!
Мы зашли - и не пожалели. Сколько всего интересного мы там увидели! Кроме нас, покупателей больше не было.
Там стояли полочки, шкафчики, витрины, сплошь заполненные чудными вещами, премущественно эпохи Советского Союза.
Покупок мы делать, собственно, не планировали, и только разглядывали все это, то и дело воклицая: "А у меня вот такое было!"
Посуда, куклы, статуэтки, фосфорные орлы... И многое другое. Причем стоило все это довольно недорого.
В лавке даже пахло советской эпохой.
И тут мне очень хотелось что-нибудь купить - но такое, что несло бы в себе отпечаток Томска. На память... Ведь именно с Томском связаны самые яркие впечатления моего советского детства.
Как-то невзначай завязался разговор с антикваром.
Он начал предлагать какие-то брошюрки, брелочки.
Но все это было не то...
И тогда он снял с полки... я не поверила собственным глазам! - глиняную кружку.
Точно такую же, что когда-то имелась в нашем доме!
И, пока я благоговейно поворачивала эту кружку в руках, пелена воспоминаний застила мой взор.
Папа привез эту кружку еще в незапамятные времена - сколько себя помню, она всегда была у нас. Коричневая, покрытая глазурью, с выпуклыми узорами. На ней была изображена надпись "Томск 375 лет".
Мне вспомнилось, как папа пил из нее чай. Он вообще любил использовать для чая объемную посуду. Заваривал себе прямо в кружке, покрепче...
И говорил, что чай в этой кружке получается особенно вкусный. Мы просили дать попробовать - и неизменно убеждались, что это так и есть.
А потом кружка разбилась...
Но не погибла.
Папа так аккуратно и незаметно склеил ее "бустилатом", что мог снова пить из нее чай!
Но в следующий раз она разбилась уже более фатальным образом. Папа все равно склеил ее, но пить из нее уже не рисковал. И она украсила собой сервант... Иногда на Новый год мы ставили в нее пахучие ветки арчи, украшенные мишурой, и водружали кружку на телевизор.
Но того момента, когда эта вещь окончательно исчезла из нашего дома, я совершенно не помню...
И вот, увидев кружку из детства, с которой связано столько воспоминаний, я сразу поняла, что куплю ее...
Антиквар сказал, что того керамического завода, где выпускали такие кружки, уже давно не существует. И показал еще несколько вещей, сто выпускало это предприятие: кувшин и чашечки. И я их тоже узнала: такие были на томской даче - в кувшин бабушка наливала молоко, которое мы разливали потом по таким вот чашечкам.
Милейший антиквар долго заворачивал ее в несколько слоев бумаги таким образом, чтобы можно было безопасно положить в рюкзак. Пакет получился в три раза объемней самой кружки.
Я была очень, очень довольна! Я просто физически ощущала, как в сердце разливается тепло, а душу бередят обрывки приятных воспоминаний...
Еще я купила там набор советских открыток с видами Томска, в очень хорошем состоянии. Такие тоже были у нас, но также оказались безвозвратно утраченными...
Подруга тоже приобрела пару сувениров, и мы, очень довольные, покинули лавку и добрейшего антиквара.
Дальше оставалось пройти еще немного - и вот мы оказались а Лагерном саду... Как тут было приятно! Ухоженные кусты, яркие клумбы, интересные стенды, много прогуливающихся.
Все трепетало во мне, и вновь мысленный взор был направлен в прошлое...
Лагерный сад я помню хорошо. С родителями мы часто бывали здесь. Я помню, что территория была тогда не очень ухоженной. К Томи вели рассыпающиеся ступеньки, и мне запрещали спускаться вниз.
Однажды я поехала туда с папой, мне было лет шесть. Увлекшись собиранием шишек, я вдруг потеряла папу из виду. Вот только что он стоял вон там, у той сосны - и теперь его там нет.
Вокруг вообще не было ни одной живой души!
Я бросила шишки и побежала к тому месту, где стоял папа, надеясь, что он спрятался за каким-нибудь стволом. Обошла несколько деревьев, но не нашла папу.
Он просто исчез...
И тут на меня напал такой дикий страх, что весь мир передо мной померк. Я вообразила, что не увижу папу уже никогда, и что сама навсегда останусь здесь, в этом лесу, обреченная вечно бродить между сосен...
И, объятая каким-то мистическим ужасом и тоскливой безнадежностью, уверенная, что теперь мы с папой навсегда разлучены и заколдованы, я побрела по тропинке куда-то вглубь, в сумрак чащи... Молча. И только крупные слезы катились по моим щекам.
О, как же хорошо я помню то чувство! Оно навеки осталось со мной. Чувство неизбывного одиночества и леденящей тоски.
И вдруг я услышала позади торопливые шаги. Состояние мое было таково, что я вообразила, что там, за спиной, опасность. И, не оглядывась, побежала вперед.
"Юляшка, стой! Куда ты?!" - услышала я вдруг удивленный голос папы.
И сразу же рассеялся вокруг зловещий мрак, колдовские чары рухнули - и зазеленела трава, солнечные пятна ожили на тропинке, птицы весело защебетали...
Я остановилась и обернулась.
"Ты что, испугалась?" - спросил папа, подойдя ко мне и взяв за руку.
Мне очень хотелось обнять его; голова кружилась от радости, что он нашелся. Но сильнейшая обида не давала мне этого сделать. Я молчала, и только слезы продолжали литься из глаз. Но теперь это были слезы счастья и облегчения.
"Я просто решил поиграть с тобой, и спрятался за дерево... - оправдывался папа. - А ты меня не нашла и вдруг пошла куда-то. Куда ты пошла?"
А я не отвечала. И вообще, обидевшись, почти не разговаривала с ним до самого дома.
Если бы он только знал, что творилось у меня в душе, когда он неожиданно исчез! Мне даже самой было страшно об этом вспоминать.
И вот теперь я оказалась в том же самом месте...
Я даже примерно помнила, где произошла та история - она вновь ярко встала перед глазами, и тот прежитый страх легким дуновением коснулся моего разума...
Но сейчас в Лагерном саду было отрадно и солнечно, и по аллеям гуляли люди. Мы присели отдохнуть на скамеечку в тени, немного устав от продолжительной ходьбы.
И тут вокруг принялись шнырять белки! Их было много. И мы подумали, что неплохо бы их покормить.
Но ничего подходящего у нас с собой не было.
И я решила сгонять в магазин. Подруга осталась сидеть на лавочке.
Я купила тыквенные семечки для белочек и черешню для нас. И еще какие-то ватрушки перекусить.
Потом мы с удовольствием поглощали крупную черешню и пытались угостить белочек семечками... Но сделать это не удавалось. Мешали голуби. Стоило только сделать жест, что достаешь что-то из баночки, и эти нахальные увальни тут же собирались вокруг, а гордые белки не желали тереться в толпе п о п р о ш а е к.
Бросив бесперспективную затею, мы пошли смотреть величественный памятник, у которого горел Вечный огонь.
И я снова, как в детстве, поднималась к нему по ступенькам и обходила вокруг.
Потом мы двинулись к Томи.
Здесь было довольно много народу. И когда мы подошли поближе, поняли, что так притягивает сюда людей. Потрясающая, захватывающая дух панорама открывалась отсюда, с края крутого склона, вызывая чувство полета. Томь, со своей излучиной, расстилась внизу во всей красе, и от этого вида невозможно было оторваться. Когда смотришь с этой точки, то ощущаешь бескрайний простор, поневоле преклоняясь перед величием и красотой природы.
Вдоль склона проходит тротуар, и по крям стоят скамеечки. Здесь резвятся дети, молодые люди делают эффектные фотосессии, кто-то просто сидит, ведя со своим спутником разговор или погрузившись в задумчивое созерцание... Отрадная картина. В советское время, как мне помнится, здесь все было довольно запущено.
Мы прошли по дорожке, и вскоре увидели ступеньки, ведущие вниз. Выглядели они маняще, и, конечно же, я решила выяснить, что там, внизу.
Там оказался второй асфальтированный ярус, и еще ниже и третий. Но там было довольно пустынно, и лишь высокие травы колыхались по обочинам. Правда, еще ниже, у самой кромки воды, звучали голоса и слышался плеск воды - очевидно, там купалась и отдыхала какая-то компания.
Вполне удовлетворенная исследованиями, я поднялась обратно. И снова белки сновали по обеим сторонам от лестницы, в назойливом сопровождении голубей...
Мы направились к выходу, уже другим путем. У меня была назначена встреча с троюродной сестрой, и это должно было стать волнующим событием, так как виделись мы с ней лишь однажды, осенью, когда мне посчастливилось побывать на милой сердцу даче, с которой также связано множество счастливых воспоминаний.
Но об этом я уже поведаю в другой раз...
До новых встреч на моем канале!