Это призошло совершенно неожиданно. Я отправила поздравление с Татьяниным днем томской двоюродной сестре.
И тут выяснилось, что умерла тетя Нина... день назад.
И что-то обрушилось в моей душе. Что-то там с болью оборвалось, накрывая недоумением и горечью.
Всех категорически приветствую!
Меня зовут Юлия, я участник программы переселения соотечественников, переехала в Россию из Узбекистана, успешно прошла все этапы и живу в России с 2019 года.
На своем канале делюсь своими впечатлениями о России и рассказываю о жизни переселенцев.
Вместе с мужем пишу книги в жанре альтернативной истории. С ними можно ознакомиться здесь:
Тетя Нина...
Она приходилась мне двоюродной тетей.
Ей было далеко за восемьдесят. Да, возраст, болезни... Но все равно известие о том, что ее больше нет, меня потрясло.
Я хорошо помнила тетю Нину по детству. Гостя на томской даче, я видела ее каждый день - их участок примыкал к "нашему". Обычно она возилась со своими грядками, одетая в панаму, рубаху и закатанные штаны.
И всегда улыбалась...
У нее была просто удивительная улыбка.
Так мало кто умеет улыбаться.
В этот момент она сама вся превращалась в солнце - приветливое и ласковое.
Есть в людях с такой улыбкой нечто необыкновенное. Точно так же улыбались и моя бабушка, и моя родная тетя Юля. И они и вправду обладали чем-то таким, что свойственно далеко не многим.
Что это было? Что заставляло так по-особенному светиться их лица? Так, что через тридцать с лишним лет я помню их только улыбающимися.
Наверное, это была любовь. Просто любовь - к миру, к людям, к жизни.
Наши ушедшие бабушки и тетушки светом своей любви освещали все, что их окружает. Их души были открыты. И пережитые невзгоды не делали их печальными, мрачными, недоверчивыми.
Они были другими. Совсем не такими, как мы. И это поколение уходит...
Как жаль!
Но свет их любви остается. Он греет нас даже оттуда, куда ушли они, завершив свой земной путь.
Я рассказывала о том, как через тридцать с лишним лет я познакомилась со своими троюродными сестрами... Этим летом, гостя с подругой в Томске, я опять встретилась с одной из сестер. И она дала мне номер тети Нины, сказав, что та очень хочет пообщаться со мной.
Потом мы созвонились. Приятно было ощущать радость тети Нины, ее заинтересованность. Голос у нее был довольно молодой и бодрый, и я прямо видела, как она улыбается, разговаривая со мной. Мне отчетливо представлялось ее лицо. И казалось, что она ни капельки не изменилась.
И вот в сентябре, когда я ездила на мероприятие "Марковская осень", посвященное моему деду писателю Георгию Маркову, мы встретились с тетей Ниной...
Каки же волнующим было предвкушение встречи! Как мне хотелось обнять тетю Нину, ощутив то теплое чувство родства и причастности, которого мы, живя далеко от родственников, были лишены. Тетя Нина была для меня последней ниточкой, связывающей с родителями, ведь их общая молодость прошла в тесном общении друг с другом.
Да... Такие вещи для меня - это таинство и дар судьбы, благосклонный промысел Небес...
Тетя Нина пригласила нас с сыном, студентом ТГУ, к себе в гости.
И когда мы вошли, и я увидела свою тетю, то поняла, что она и вправду не изменилась.
Нет, конечно, тридцать пять лет изменят внешность любого человека...
Но дело было не в этом.
Глядя на нее, я не видела ее морщинок и прочих признаков старости.
Я видела только ее улыбку...
Ту самую.
И как же стало мне радостно, что это та, прежняя тетя Нина, пусть и совсем пожилая, но не раздавленная болезнями, без малейших признаков старческого уныния и обреченности...
Мы обнялись, и мне казалось, что в этот момент часть ее внутреннего солнца перетекла в меня.
Мы долго общались в тот вечер.
Тетя Нина приготовила шикарный ужин!
Как же это было приятно и трогательно...
И супруг ее (уже сильно сдавший человек) сидел вместе с нами, и в этой домашней и теплой атмосфере я испытывала такую негу, такое счастье, что все во мне радостно трепетало и пело, точно долго молчавшие струны.
Тетя Нина много расспрашивала о том, как мы живем. Потом делилась воспоминаниями о моих родителях, когда они только встречались. "Мы были одной компанией!" - сказала она.
И мне было бесконечно интересно и важно все то, что она рассказывала.
Ох, как же чудесно было находиться с ней рядом!
Вечер это быстро пролетел, но я была уверена, что еще много раз увижусь с тетей Ниной. Она была вполне бодра и вполне оптимистично настроена, хотя я знала, что со здоровьем у нее серьезные проблемы.
Быстро пролетел этот замечательный вечер, который навсегда останется в моей памяти...
На прощание тетя Нина сказала моему сыну: "А ты приходи в гости, Витя, не стесняйся! У тебя ж тут нет, поди, никого, к кому прийти можно запросто, побыть в домашней обстановке. Хороший ты мальчик. Приходи, хоть накормлю тебя домашним..."
Мы вновь обнялись...
Тогда я не знала, что вижу тетю в последний раз.
Совершенно довольные, в благостном настроении, мы с сыном возвращались на такси из Академгородка.
А вечером мы с тетей еще поговорили по телефону, и она все нахваливала моего сына. Я пообещала, что приеду еще раз в декабре, и непременно навещу ее.
Но в декабре приехать не получилось.
Сын один раз навестил тетю Нину...
Мы с ней иногда созванивались. Как приятно было осознавать эту связь с тетей! А связь эта была особенной. И мне хотелось думать, что тетя Нина вечная... И что мы еще встретимся много раз! И поговорим тоже о многом. Она была последней из того, старшего поколения, кто знал меня с детства.
И вот она умерла.
И оборвалась эта ниточка...
И я корила себя за то, что не смогла приехать в декабре, что многое не выслушала, многое не сказала...
Практически сразу я решила, что поеду на похороны, которые должны были состояться через день. Я знала, что непременно должна попрощаться с тетей.
Да, если подумать, мы практически не знали друг друга и не виделись почти 36 лет.
Но это не имело никакого значения.
Мы существовали друг для друга - а это главное. Когда я переписывалась с томской бабушкой (бабой Лялей), а потом с тетей Юлей, то наша семья всегда была в курсе, что происходит у других томских родственников, которые иногда даже передавали нам привет. Тете Нине и ее семье в письмах всегда было уделено внимание.
И тот короткий миг, когда мы встретились с тетей Ниной, был для меня бесконечно важен и символичен. Эти крупицы воспоминаний, наш разговор, ее жесты, улыбка - все это я собрала в пригоршню и положила в шкатулку своей души, став от этого богаче... Став лучше. Это - одно из моих сокровищ.
Тетю Нину отпевали в Троицком храме. Вот тут я и увидела всех (или почти) своих родственников... Большинство из них были мне незнакомы.
Батюшка читал молитву, мы держали свечи...
Под сводами церкви, где лица святых смотрели со стен, особенно сильно ощущался тот Высший Промысел, что управляет миром. Строго и торжественно было здесь. И как-то успокаивалась душа, и умитротворение снисходило на нее.
Мысли текли размеренно.
Просто пришел срок... пришел срок... Светлый человек, уходя, непременно оставляет свой свет в этом мире. Разве же я его не ощущаю? Он во мне, живой и созидательный, побуждающий творить доброе.
Потом мы поехали на кладбище...
Оно располагалось среди сосен, а вдали виднелся поселок. В снегу была прокопана узкая тропинка. Все вокруг было засыпано снегом так, что выглядывали только верхушки памятников.
По очереди мы прощались с тетей Ниной...
Потом бросали землю...
Был поставлен памятник, уложены венки.
С фотографии смотрела тетя Нина, с ее неизменной улыбкой.
Ближе к вечеру состоялся поминальный обед. Добрые слова говорили о тете Нине. Я жадно слушала то, что рассказывали другие - какие-то случаи, иногда забавные. Мне так хотелось знать о ней больше...
И царила какая-то проникновенная, душевная атмосфера; казалось, сердца людей открыты и восприимчивы к тому, что в обыденности обычно ускользает.
А еще было какое-то особенное чувство, что вот, я сижу среди людей, большинство из которых - мои родственники... И все они - хорошие люди. И я тут не чужая. Никогда прежде вокруг меня не было столько родственников. Но они в большинстве своем видели меня в первый раз.
Я тоже сказала свое слово в память тети Нины. Мне было что сказать...
Там я и познакомилась с некоторыми из родственников. Очень тепло пообщались и обменялись телефонами.
И это меня как-то... приободрило.
У нас не было рядом никого из родных, когда мы жили в Узбекистане. Подруги, бывало, рассказывали, что мол, ходили в гости к тете, к бабушке. Нам же не к кому было ходить и некого приглашать к себе, особенно после того, как люди стали массово уезжать.
И вот это всегда вызывало во мне тоску и ощущение какой-то неправильности.
Семья наша была как остров, от которого на большую землю лишь изредка ходит паром.
Многие переселенцы уезжают именно туда, где живут их родственники. Это - стремление быть рядом с родными людьми, а еще надежда на то, что помогут и поддержат.
Но сколько разочарований происходит на этой почве!
Сколько историй слышала я о том, что помогли совсем не родственники, а совершенно чужие люди...
Мотая все это на ус, мы решили ничем не обременять моих родственников.
Никогда ни о чем не просите! Сами придут и сами все дадут! ("Мастер и Маргарита")
Да и чем нам было их обременять? Мы изначально рассчитывали только на себя. Поселились в Новосибирской области. Чтобы в Томск было ездить не очень далеко.
Нам не нужно было срочно искать работу, чтобы обеспечить свое существование.
Практически сразу была решена проблема с доходом - здесь, в России, получать роялти от российских же издательств стало не в пример удобнее, чем в Узбекистане, когда деньги приходилось дважды конвертировать (отправитель переводил рубли в доллары, мы при получении обменивали их на сумы).
Когда мы приехали, еще жива была моя тетя Юля. И она отправила нам посылку... Там были теплые вещи и еще много разных ништяков полезных и приятных мелочей, в частности, кедровые орешки, собранные на даче с дерева, посаженного моим дедом.
Я была тронута. Конечно же, томское "Птичье молоко" тоже было в посылке... как и в старые добрые времена.
Я прорастила часть орешков, посадила сеянцы на своем участке, и несколько из малышей-кедриков выжило. Надеюсь, они вырастут большими и однажды станут плодоносить. Будут зеленеть своей кроной и тянуться к небу...
Увижу ли я этот момент?
Сменяются поколения... И становимся мы бабушками и дедушками, все чаще задумываясь о том, что мы оставим после себя на этой земле...
Но древо жизни вечно зеленеет...
И наши родные люди - те, чья частица осталась в нас, незримо всегда присутствуют рядом. И то, что они передали нам, важно сохранить.
И пусть порой кажется, что наши дети другие, все же остается в них что-то от нас. И на определенном рубеже жизни, когда приходит пора осознать накопленное, они тоже поймут, почувствуют душой, что является истинным сокровищем.
Для этого никогда не бывает поздно.
Всем добра и благополучия!
Увидимся на моем канале!