Всем нам знаком такой родственный статус, как сноха (не путать с невесткой), т.е. жена сына по отношению к его родителям. Но, оказывается, на Руси были и «снохачи» - так в деревнях называли отца мужа, вступившего в сожительство с его молодой женой.
Кто бы мог подумать, что наши предки, связанные по рукам и ногам религиозными предписаниями и моралью, были способны на такое!
Снохачество или бабья повинность (именно так называлась это мерзкое социальное явление) русский историк В.И.Семевский называл «отвратительной чертой семейных нравов русского крестьянства». Оно было настоящим бичом общества: из-за него семьи часто распадались, в них часто случались убийства на почве ревности и самоубийства главных действующих лиц (в основном женщин).
Наиболее широкое распространение снохачество получило в XVIII-XIX веке. Оценить его масштабы было невозможно, поскольку этот «грех» крестьяне никогда не афишировали. И хотя на снохачество в ряде случаев деревенское сообщество смотрело снисходительно, в большинстве своём народ снохачей презирал и осуждал. Кое-где оно считалось даже самим собой разумеющимся. Вспомните хотя бы «Тихий Дон»: как казаки, отправляясь воевать, переживали, что молодые жены с их отцами остаются! Случалось, что ничего не подозревающий муж растит не сына, а своего брата...
А вот позиция церкви и государства в этом вопросе была однозначной. Более того, в Российской империи оно официально считалось преступлением: действующее уголовное законодательство за кровосмешение в первой степени свойства (т.е. с тёщей или свёкром, зятем или снохой) предусматривало наказание в виде ссылки на жительство в Сибирь или отдачу в исправительные арестантские отделения. Правда, молодые бабы редко пытались найти защиту от сексуальных домогательств свёкра в суде - как правило, последний устранялся от разбора подобных дел. Хотя иногда мог лишить снохача «большины» (права быть главой семьи), но это было скорее исключением, чем правилом.
Упоминание о снохачестве сплошь и рядом можно отыскать в русской литературе:
«Никогда я на женщину руки не поднимал, - уж какие были те, и Дунька, и Сашка… разве эта - ровня им! А замучил бы! Милая, пала ты мне на душу молоньей - и сожгла! Побить бы, а после - в ногах валяться, слёзы бы твои пил! Вот еду к Мокею Чапунову, нехорошему человеку, снохачу. Зажгу теперь себя со всех концов - на кой я леший нужен!» (М.Горький, «Жизнь Матвея Кожемякина»)
«Она припомнила к случаю разные истории, где свёкры добывали невесток правдами и неправдами: в раскольничьих семьях таких снохачей было несколько, - все это знали, все об этом говорили, а дело оставалось шитым и крытым» (Д.Мамин-Сибиряк, «Дикое счастье»)
Почему это явление имело хождение на Руси?
Предпосылкой для снохачества был сам деревенский уклад. Многие сыновья не имели возможности жить с жёнами отдельно, а потому оставались даже после свадьбы под опекой родительского крова. Вот и обитали несколько семей крестьян в одном доме, и даже если жильё было просторным, всё равно все постоянно видели друг друга. Не было никаких секретов или тайн: половая жизнь родителей проходила прямо на глазах у их детей. Бывало и так, что младшие сыновья подолгу не женились, потому что заводили отношения с жёнами старших.
Но случалось и наоборот, когда сыновей женили очень рано, в 13-15 лет. Невесту, как правило, выбирали родители. Но не всегда это было связано с желанием найти для неопытного отпрыска самую красивую и работящую супругу. Было и ещё одно соображение: помимо того, что в таком возрасте девушка и работать будет лучше, она ещё сможет заменить в постели свекровь, которая к сорока годам уже была измучена многочисленными родами и тяжёлой работой и окончательно утрачивала красоту и привлекательность для мужа. А то и просто не доживала до этого возраста. Пока сын рос и учился быть мужем, отец с удовольствием брал на себя выполнение супружеского долга. А из-за того, что молодая жена после свадьбы приходила жить в дом мужа, отказать свёкру она почти никогда не могла.
Наиболее активно снохачество процветало в семьях, где сыновей забирали в рекруты. А поскольку воинская служба в дореволюционной России была очень долгой (те служили по 25 лет), сама женская природа требовала выхода…
Причиной снохачества также было отсутствие работы в деревне, и в её поисках молодые мужчины отправлялись на заработки буквально за тридевять земель, оставляя молодую жену под опекой отца. У того, как понимаете, были развязаны руки - он свободно сожительствовал с невесткой. А то и с двумя одновременно: если одну приходилось задабривать подарками, красивыми нарядами и дополнительными днями отдыха от домашней работы, то вторая (менее сговорчивая) была вынуждена смириться со своей долей, поскольку полностью зависела от снохача, власть в семье которого всегда была безграничной. Если же непокорная сноха отказывалась подчиняться, то её ждали побои и ночи в холодном подполе или амбаре - сломать насилием можно было даже самую упрямую. Вот и приходилось невесткам терпеть домогательства «большаков» и одаривать тех своей лаской, чтобы выжить в непростых условиях.
Зачастую главы семейств использовали проверенный способ, чтобы добиться своей цели - они специально принимали невестку враждебно, дабы та пыталась получить благоволение всеми доступными способами. Если она не понимала, что от неё требуется, или осознанно рисковала отказывать свёкру, тот загружал её грязной и тяжёлой работой для усмирения характера.
Бывало и так, что молодуху наказывал муж по поручению недовольного «поведением» невестки отца. Да и когда сын узнавал о греховной связи своего отца, виновной всегда становилась женщина - настолько отца семейства почитали и боялись! А жёны «большаков» рассуждали просто: «Пусть уж лучше в своей конюшне кобыл топчет, а не по грязным девкам гуляет и дурные болезни приносит!».
Родители молодой жены повлиять на ситуацию не могли, так как принять дочь назад домой считалось в те времена достаточно постыдным: знали, что больше её никто не возьмёт.
В качестве наглядной иллюстрации этого неприглядного явления деревенской действительности того времени рекомендую посмотреть немой фильм «Снохач» (1912 год).
Сюжет прост. Молодая крестьянка Луша живёт со своим мужем Иваном, лодырем и беспросветным пьяницей (его играет звезда немого кино Иван Мозжухин) в доме его отца. Пользуясь беспробудным пьянством сына и чувствуя его безразличие к молодой жене, свёкор воспылал похотью к снохе.
Наблюдая её тоску, старик-снохач решает утешить её по-своему. Однажды, сильно напоив сына, он насилует невестку на меже. Луша сопротивляется, но старик овладевает ей, а несчастная не смеет признаться в этом мужу.
Это становится известно всей деревне. В поисках хоть какой-то надежды Луша отправляется узнать свою долю к старому мельнику-колдуну, но ничего светлого тот ей не наколдовал.
Поняв безвыходность своего социального падения, от стыда и позора она решается покончить с собой. То же самое совершает и снохач, осознавший гнусность своего поступка.
По мере распада патриархальной семьи и увеличения числа крестьянских разделов снохачество как явление сельского быта стало сходить на нет. Преобладающей в деревне стала малая, нуклеарная семья, в которой по причине раздельного проживания родителей и женатых детей снохачеству объективно не было места. Отныне девушки перестали бояться замужества: теперь они знали, что «глава семьи» (отец мужа) не станет для них самым страшным зверем, живущим по соседству...
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!