В 1956 году Андрей Вознесенский очень сочно написал:
«И так же весело и свойски,
Как те арбузы у ворот,
Земля мотается в авоське
Меридианов и широт!»
У каждой эпохи есть свои символы. Таким символом потребительской удачи для миллионов людей в СССР стала простая сетка с ручками, прозванная в народе авоськой.
Она была жизненно важной и многофункциональной вещью, которую постоянно носили с собой (та в свёрнутом виде легко умещалась в кармане). Если кто-то забывал ее дома - тут же за ней возвращался. Причина этого была в повсеместном дефиците продуктов, а по окончании рабочего дня люди выискивали возможность купить хоть что-то необходимое для семьи.
Наши советские авоськи были практически безразмерными. В ней не только носили продукты, но и просто хранили что-нибудь дома: лук, капусту или чеснок. Она нередко заменяла холодильник, когда портящиеся продукты помещали в авоське за форточкой. В ней удобно было перенести арбуз; она не рвалась от острых углов продуктовых упаковок (особенно советских пакетов-пирамидок с молоком); в ней носили носили книги и документы, а также сдавать бутылки (вмещалось до 15 штук) и макулатуру.
Самыми же необычными способами применения авоськи были окрашивание яиц на Пасху сильно линяющими хлопковыми сумками и использование в качестве мочалки. Ну чем вам не палочка-выручалочка!
Наш великий «солнечный клоун» Олег Попов умудрялся носить в авоське даже Солнце! «Солнце в авоське» - так называлась известная эстрадно-цирковая программа с его участием. А советский писатель Александр Фадеев ходил с авоськой в магазин, даже находясь в загранкомандировках...
В середине 1980-ых стоимость этого повседневного атрибута советского народа варьировалась от 70 копеек до 2 рублей 55 копеек - в зависимости от материала и размера. При этом батон белого хлеба в то время стоил 24 копейки, а кирпичик чёрного - 16 копеек.
Широкое распространение авоськи в СССР в середине 1930-ых стало отражением экономической политики государства. Бытует утверждение, что это забавное словечко родилось в московских очередях, когда незадолго до войны в стране были отменены карточки на ряд продуктовых товаров: выходя из дома, жители прихватывали с собой сетчатую сумку - так, на всякий случай, авось что-то приличное попадётся по дороге!
Если поначалу эту продуктовую сетчатую сумку изготавливали из хлопчатобумажных нитей, то с 1960‑ых годов - преимущественно из капроновых. Такая уже не рвалась, не теряла форму и годами служила верой и правдой. К тому же, авоська ещё и окрасилась в разные цвета (под стать тогдашней моде), а для удобства переноски её ручки стали оборачивать искусственной кожей или вставлять в специальные деревянные ручки. Впрочем, в карман положить такую было уже сложно. Зато отныне она (и так-то прочная и надёжная) стала выдерживать вес до 70 кг!
Одним из самых крутых изобретений для авоськи были специальные удобные крючки (они продавались отдельно), за которые её можно было подвесить. Например, к поручню в общественном транспорте.
Со времён СССР авоськи являлись изделиями вторичной переработки отходов производства. Технология их плетения предельно проста, поэтому это дело в нашей стране было поручено инвалидам по зрению Общества слепых и заключённым в тюрьмах: девять из десяти авосек вязали инвалиды, а десятую - зэки.
Сетка состояла из 14 рядов ячеек (размер ячейки - от 2 до 2,5 см) по 24 клетки в каждом. Потребность в авоськах в стране была огромной, поскольку в каждой семье их требовалось несколько.
Из воспоминаний бывшего зэка:
«Технология несложная, но нужна сноровка, и не должно быть ошибок. Требования строгие: чуть что не так - ручка может получиться косой или клетка в три или пять углов. А это уже брак!
Какая норма - невозможно понять: то десять в день, то восемь, потом вдруг шестнадцать... Короче, тут всё просто - сплести как можно больше! Поскольку нужно ещё обвязать тех, кто не вяжет, но кому норму ставят обязательно: тому же бригадиру, его друзьям, блатным. Сдаёшь в конце дня сетки бригадиру или контролёрам из числа его прихлебателей и непременно получаешь пиз...лей - за то, что мало, или за то, что брак».
Из недостатков у авоськи, пожалуй, был лишь один - её «прозрачность»: абсолютно все окружающие видели содержимое сумки и всегда знали, кто и что сумел достать. Ну и, разумеется, сразу же пытались выяснить - где взял? Поэтому самое сокровенное старались предусмотрительно завернуть в газету.
Впрочем, советский человек приватностью не был избалован и «ничего такого» в авоське нести не мог. С этим был связан смешной эпизод в комедии Гайдая «Бриллиантовая рука», когда главный герой решил «спрятать» в ней… пистолет!
В конце 1970-ых с появлением менее практичных полиэтиленовых пакетов авоська стала постепенно уходить из быта советских людей. По старой привычке (как это было с любимой авоськой) народ стирал пакеты, сушил и многократно использовал, выбрасывая лишь если те совсем приходили в негодность. В 1990-ые промышленное производство авосек было окончательно остановлено.
Но, пройдя проверку временем и пережив СССР, она неожиданно возродилась, как птица Феникс - уже в качестве модного (и одновременно практичного) аксессуара. Потерявшая своё главное значение как сумка для «удачных и неожиданных покупок», авоська в XXI веке стала не просто альтернативой злосчастным пакетам, засоряющим планету, но и востребованным брендом в мире моды - ею вдохновились Prada, Kenzo, Stella McCartney... И стоят такие порой от 100 тыс. рублей!
В такие сетчатые сумки кладут дорогущие кожаные сумочки-клатчи, крутые косметички, телефоны и другие модные и престижные вещи, которые надо продемонстрировать окружающим. Если раньше ношение вещей в авоське было показателем «смотрите, я такой, как все», то теперь наоборот - «смотрите, что у меня есть». Своего рода жизнь напоказ!
Ну что, переходим на авоськи?
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!