Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

Съесть её означало совершить грех: какая рыба на Руси считалась запретной

Не всякая пища на Руси допускалась к столу. Одно время запретными считались картофель, кофе, некоторые виды мяса и рыбы. Употребление конины считалось кощунством. В разряд «нечистых» также попадали кролик, тушканчик, верблюд и даже свинья. Причина кроилась не в суевериях, а в прямом следовании Ветхому Завету, где пищевые правила были прописаны предельно чётко и строго. В Священном Писании говорилось однозначно: «…всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте <…>: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены; и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». Этот текст воспринимался буквально. Не как рекомендация, а как закон, который соблюда
Оглавление

Не всякая пища на Руси допускалась к столу. Одно время запретными считались картофель, кофе, некоторые виды мяса и рыбы. Употребление конины считалось кощунством. В разряд «нечистых» также попадали кролик, тушканчик, верблюд и даже свинья. Причина кроилась не в суевериях, а в прямом следовании Ветхому Завету, где пищевые правила были прописаны предельно чётко и строго.

Иллюстрация к статье создана при помощи ИИ
Иллюстрация к статье создана при помощи ИИ

В Священном Писании говорилось однозначно:

«…всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте <…>: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены; и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас».

Этот текст воспринимался буквально. Не как рекомендация, а как закон, который соблюдался беспрекословно.

Рыба, к которой нельзя даже прикасаться

Кроме того, была в священном тексте упомянута и рыба. Употреблять её можно было в некоторые дни поста – но с важной оговоркой. В книге Левита (11:1–10), а также во Второзаконии прямо указывалось: истинно верующему запрещено есть рыбу без чешуи. Такая пища считалась нечистой.

Именно поэтому на Руси веками избегали «голой» рыбы. Осётр, сом, угорь – всё это не попадало на стол благочестивого человека. Более того, согласно Ветхому Завету, осквернённым считался даже тот, кто лишь прикоснулся к тушке запретной рыбы.

Вместе с ней нельзя было употреблять в пищу морских и речных обитателей, не имеющих чешуи или перьев. В эту категорию автоматически попадали почти все дары моря. Кальмары, креветки, водные змеи и прочие обитатели водных глубин.

Когда всё изменилось

Ограничения держались на Руси необычайно долго. Их соблюдали поколениями до тех пор, пока не наступил церковный раскол. В ходе реформ патриарха Никона был пересмотрен целый пласт церковных правил – в том числе и тех, что касались еды.

После XVII века в рацион постепенно вернулись осётры, зайчатина и свинина. То, что раньше считалось грехом, стало допустимым. Однако приняли эти изменения не все. Старообрядцы остались верны прежним законам и соблюдают их до сих пор.

Друзья, если вам хочется видеть на канале «Ямал-Медиа» больше интересных публикаций, подписывайтесь и пишите об этом в комментариях. А пока можете провести время за чтением похожих статей: