Заканчиваем рассмотрение некоторых подробностей восстановления советского флота, в центре внимания - судьба заложенных еще накануне Первой мировой войны русских легких крейсеров типа "Светлана". Начало читать ЗДЕСЬ и ТУТ
Ранее мы вспомнили ситуацию с достройкой крейсеров на Балтике, но ведь крейсера этого типа строились и на Черном море, на котором ситуация оказалась более благополучной. Конструкторским бюро Николаевского государственного завода им. А.Марти (бывший ОНЗиВ) был предложен новый вариант перевооружения крейсера «Красный Кавказ» с четырьмя башнями, и этот проект достройки в мае 1929 года был утверждён начальником Военно-Морских сил Р.А.Муклевичем.
Интересно, что к работам на восстанавливаемом крейсере приступили ещё раньше – 1 марта 1927 года началась подготовка крейсера к капитально-восстановительному ремонту, а сами работы по достройке и модернизации корабля – осенью 1927 года. В ходе работ пришлось решать множество проблем, в первую очередь связанных с необходимостью изготовления вновь утраченных деталей механизмов, доработкой проекта и основным вооружением крейсера (новые 180-мм башенные установки). Работы по восстановлению и достройке крейсера длились четыре года, в сентябре 1931 года обновлённый крейсер вышел на испытания и 25 января 1932 года, подняв военно-морской флаг, вступил в строй Морских сил Чёрного моря. С момента закладки прошло 18 лет, но советский флот наконец-то получил третий лёгкий крейсер.
Как мы уже выяснили, с достройкой «Адмирала Бутакова» («Ворошилова») по «усиленному проекту» не получилось, однако про этот корабль, вернее про его корпус не забыли, и в течение следующих почти десяти лет было рассмотрено достаточно много предложений и проектов.
Первое время в течение нескольких лет с 1928 года крейсер находился в Кронштадтском порту в готовности 40 % от полной. Например, в 1928-1929 годах прорабатывался вариант превращения его в «минный заградитель и глиссероносец» (вполне обоснованный проект для развития «москитного флота»), а в начале 1932 года вновь появились варианты сохранения «крейсера» со 180-мм или 130-мм артиллерией. Однако в феврале 1932 года руководство флота решительно выступило за постройку исключительно новых крейсеров.
Вновь к вопросу об использовании недостроенного корабля вернулись в конце 1930-х годов, в тот период флот пополнялся новыми кораблями, для комплектования экипажей новых кораблей требовались подготовленные специалисты, и их надо было готовить на современном оборудовании и вооружении. Но учебных кораблей, оснащённых современными видами оружия и техники, в составе советского флота не было, учебный крейсер «Аврора» вряд ли смог бы подготовить артиллеристов для 180-мм орудий, а также для средств ПВО, а тем более – машинистов и механиков для современных ГЭУ. В связи с этим было предложено переоборудовать «Ворошилов» в учебный корабль, на котором разместить «актуальное» (современное) оборудование и вооружение.
Первоначальное ТТЗ предусматривало установку на корабле палубных 130-мм и 100-мм орудий по аналогии с первоначальным проектом 1913 года, но корабли, строящиеся для советского «Большого флота», должны были иметь артиллерию в башенных установках. Поэтому на новом учебном корабле решили разместить 130-мм башенные миноносные установки, новые 76,2-мм и 37-мм зенитные орудия тоже в башнях, кроме того установить современные приборы управления артиллерийским огнём.
Кому-то такое решение покажется странным и расточительным, однако таким образом поступали и зарубежные страны. Во Франции, например, в этот же период был построен учебный крейсер «Жанна Д`Арк» (для подготовки унтер-офицеров), а в Японии – целых три учебных крейсера типа «Катори» (японцам срочно требовалось большое количество специалистов для строившихся боевых кораблей).
В августе 1939 года были утверждены основные тактико-технические элементы учебно-артиллерийского корабля, который должен был быть создан на основе недостроенного «Ворошилова» (бывшего «Адмирала Бутакова»).
В книге А.Чернышева указаны следующие особенности данного проекта: «… разместить по четыре установки Б2-ЛМ (130-мм), 39К (76,2-мм), две 46К (37-мм) и восемь пулемётов ДШК в башенках. Минно-торпедное вооружение должно было состоять из пятитрубного 533-мм торпедного аппарата, глубинных бомб и мин заграждения, принимаемых на верхнюю палубу. Двухвальная главная энергетическая установка эшелонного расположения должна была состоять из механизмов, созданных для эсминцев типа «Огневой» (проект 30) или лидеров типа «Киев» (проект 48). Дальность плавания экономическим ходом – не менее 5 000 миль».
Проект учебного корабля получил номер "№ 78", необходимую документацию согласно первоначальных сроков должны были закончить к маю 1940 года, а само переоборудование завершить в 1941 году. Однако сроки практически были сорваны, в связи с чем переоборудование должно было начаться только в конце 1941 года и окончиться в 1943 году. Как видим, намечался очередной долгострой.
Казалось бы, разработка проекта не должна была вызывать затруднений, но на деле всё оказалось сложнее. Конструкторам требовалось в уже готовом корпусе разместить новое нештатное вооружение и механизмы, при этом сохранив неизменной его подводную часть. Осмотр «Адмирала Бутакова» («Ворошилова»), проведённый в доке Кронштадта в сентябре 1940 года, показал, что корпус имеет значительное оборжавление: глубина раковин достигла 2,5-3 мм, 2/3 головок всех заклёпок были разъедены ржавчиной, в главном броневом поясе с каждого борта отсутствовало по две плиты, броня верхней палубы была не проклёпана почти на половину, а на остальной её части требовали замены почти 90 % заклёпок. В то же время набор корабля находился в удовлетворительном состоянии, и корпус мог быть использован для переоборудования в учебный крейсер, несмотря на то, что требовалось переклепать 75 % всех заклёпок.
Осенью 1940 года на корабле начались работы, и в конце декабря с него сняли лишнее оборудование, очистили трюмы и внутренние помещения от мусора, подводную часть очистили от ржавчины и покрасили. К этому моменту корабль вновь изменил наименование – с 25 сентября 1940 года он стал называться «Аврора», и это не удивительно, если вспомнить, что в июне 1940 года в состав советского флота вошел лёгкий крейсер «Ворошилов» проекта 26 (тип «Киров»).
Новый учебный крейсер «Аврора» по проекту имел стандартное водоизмещение 7800 т (с булями – 6810 т), нормальное – 8500 (7535) т, размерения: 158,4 х 15,18 х 6,45 м; поперечная метацентрическая высота при стандартном водоизмещении 0,36 (с булями – 0,82) м. Общая мощность энергетической установки (две паровые турбины по типу проекта 30, шесть главных паровых котлов проекта 29 и вспомогательный котёл проекта 26) – 54 000 л.с, скорость полного хода около 28 узлов (экономичного 14 уз) при дальности плавания 1300 (4000) миль, полный запас топлива около 1200 т, автономность 15 суток. Артиллерийское вооружение: четыре 130-мм установки Б2-ЛМ (100 выстрелов на ствол), четыре 76,2-мм установки 39-К (300 выстрелов на ствол), две 37-мм установки 46-К (1 000 патронов на ствол) и 8 пулеметов ДШК (2 500 патронов на ствол). Бронирование корпуса сохранялось по первоначальному проекту 1913 года. Башенноподобные установки ГК и 76,2-мм зенитных орудий защищались 8-мм бронёй, а 37-мм автоматов и 12,7-мм пулеметов – соответственно 14-мм и 10-мм броней.
Приборы управления артиллерийским огнём ГК состояли из носовой группы КДП2-8 Б-41-3 с центральным постом по схеме проекта крейсера 68 (типа «Чапаев») и кормовой – КДП2-4 Б-43-1 проекта 30.
Минно-торпедное вооружение: 2х3-533-мм ТА 1-Н и 40 (в перегруз) мин заграждения типа АГ или КБ-3, противолодочное – по 20 больших и малых глубинных бомб, противоминное – по два боевых и запасных паравана К-1. Вооружение корабля дополнялось самолетом КОР-2 и дымовой аппаратурой, тремя 90-см боевыми и четырьмя 45-см сигнальными прожекторами. Число практикантов состояло из 220 человек.
Как видим, согласно проекту на корабле было сконцентрировано самое разнообразное оборудование, механизмы и вооружение, которое позволяло готовить специалистов различного профиля и для различных боевых кораблей, которыми должен был пополняться флот.
Но здесь выявилась ещё одна существенная проблема: по расчётам общая трудоёмкость работ по восстановлению корпуса в случае установки булей становилась сопоставимой с постройкой нового корабля, а срок переоборудования оказывался таким же, как и постройка головного крейсера (т.е. 3-4 года). Кроме того, промышленность не гарантировала плановые поставки предусмотренных проектом вооружения и механизмов, так как они требовались в первую очередь новым строящимся боевым кораблям. Стоимость переоборудования по предварительным подсчётам составила 110-125 млн. руб., в то время как стоимость серийного крейсера типа «Киров» с вооружением – всего 150 млн.
Вопрос по перестройке крейсера был вынесен на Главный совет флота, который состоялся в январе 1941 года, так как ни начальник Управления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н.В.Исаченко, ни начальник ГМШ адмирал Л.М.Галлер, ни нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов не стали принимать единоличное решение. В итоге достройка учебного крейсера была отменена, в основном из-за высокой стоимости будущего учебного крейсера, которая приближалась к стоимости новых крейсеров. Название «Аврора» перешло к новому крейсеру пр.68, намеченному к закладке в 1941 году.
Это была последняя попытка использования недостроенного крейсера «Адмирал Бутаков» по назначению, а вскоре началась война. 25 апреля 1942 года при стоянке в Ленинградском морском торговом порту от попадания в подводную часть крупнокалиберного артиллерийского снаряда противника и близких взрывов нескольких авиабомб корпус недостроенного крейсера получил ряд пробоин и с большим креном затонул. В 1948 году его подняли и к 1952 году разделали на металл.
Но в распоряжении советского руководства находилось ещё четыре корпуса в различной стадии готовности, и идея достроить эти корабли хотя бы в качестве транспортных судов была довольно заманчива.
В первую очередь обратили внимание на балтийские корпуса крейсеров, и «Адмирал Грейг» и «Адмирал Спиридов» в соответствии с пятилетним планом строительства торгового флота были переоборудованы в танкеры. Готовность этих кораблей достигала 45-50 %, поэтому их корпуса решили кардинально не переделывать и ограничились установкой продольной и ряда поперечных переборок, разделивших внутренний объём корпуса на несколько танков. По проекту переоборудования в носовой части судов предусматривался сухогрузный трюм, а в кормовой – машинное отделение, где размещались два дизеля, каждый из которых работал на свой винт. Энергоустановка общей мощностью 1500 л.с. (два агрегата по 750 л.с.) обеспечивала скорость 9,75 уз. Построенные таким образом танкеры вмещали по 5000 т жидкого груза.
Работы по достройке выполняли Балтийский завод и Северная верфь. В 1926 году танкеры, получившие названия «Азнефть» («Адмирал Грейг») и «Грознефть» («Адмирал Спиридов»), были переданы флоту. Они перешли на Чёрное море для работы на линии Батум - Порт-Саид и Батум - Александрия. Однако сама идея переоборудования быстроходного крейсера в танкер была порочной. Узкие корпуса, рассчитанные на высокую скорость, оказались слабыми для перевозки большой массы грузов, в итоге они испытывали нагрузки, превышающие допустимые.
К сожалению, эти «танкеры» не смогли похвастаться долгой жизнью. Танкер «Азнефть» в декабре 1937 года в районе Туапсе попал в сильный шторм, его сорвало с якорей и выбросило на стенку мола. Корпус разломился на две части и полностью вышел из строя. В ноябре 1938 года остатки корпуса передали для разделки на металл. «Грознефть» в 1934 году из-за неисправности дизелей мог использоваться только в качестве несамоходной наливной баржи, в этот период его переименовали в «Грозный». В 1938 году его уже поставили на прикол, а в октябре 1941 года танкер был затоплен в Мариуполе экипажем. В последующем его подняли и затем снова затопили уже немцы всё в том же Мариупольском порту. В 1944 году его вновь подняли, но через восемь лет передали для разделки на металл.
Судьба двух оставшихся корпусов крейсеров «Адмирал «Истомин» и «Адмирал Корнилов» оказалась более короткой и трагичной. Всё это время с момента закладки корабли простояли на кильблоках, что привело к деформации корпуса. Однако в сентябре 1922 года «Адмирала Корнилова» попробовали спустить на воду (для освобождения стапеля), но это удалось только со второго раза. Учитывая состояние этих кораблей, было принято решение их разобрать на металл, что и было сделано к 1927 году. Интересно, что «Адмирала Истомина» разобрали, не спуская на воду, прямо на стапеле, где он когда-то был заложен.
Таким образом, из заложенных восьми лёгких крейсеров примерно одного проекта с опозданием на десятилетие было достроено и введено в строй только три крейсера. Но и этой «троице» удалось оставить яркий след в истории отечественного флота, но об этом уже мы расскажем позже.
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: 1.Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press,
Annapolis, Maryland. – 2002.– 403 с.; 2.Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918.
Справочник по корабельному составу/ Ю.В. Апальков //Морская коллекция, №
3 (9) – 1996.–32 с.; 3.Балакин, С. ВМС Великобритании.1914-1918. Справочник по корабельному составу/ С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 (33) –1995. – 32 с.; 4.Васюнькин, В. Крейсера Советского Военно-Морского флота. 1856-1917 годы. Часть 1/ В.В.Васюнькин.- СПб: Галея-Принт, 2014.-152 с.; 5.Гущин, А. Курс, проложенный огнем/А.М. Гущин.- М.:Воениздат МО СССР, 1964.- 100 с.; 6.История отечественного судостроения. В пяти томах. Т.2. Паровое и металлическое судостроение во второй половине ХIХ в./ Р.М.Мельников. Сост. Б.Н.Малахов. – СПб.: Судостроение, 1996. – 544 с.; 7.Крестьянинов, В. Крейсера российского императорского флота. 1856-1917 годы. Часть 2/ В.Я.Крестьянинов.- СПб: Галея-Принт, 2009.- 256 с.; 8.Кузнецов, Л. Судьба крейсера «Адмирал Бутаков» /Л.А.Кузнецов//Гангут, № 2.- 1991.- С.65-76.; 9.Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.; 10.Скворцов, А. Крейсер «Красный Кавказ».1911-1945/А.В.Скворцов. -СПб: Галлея-Принт, 2005.- 72 с.; 11.Цветков, И. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»/ и.Ф.Цветков.- Л.: Судостроение, 1989.- 264 с.; 12.Чернышев, А. Гвардейские крейсера Сталина – «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина»/А.А.Чернышев. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 176 с.;
13.Широкорад, А. Советская корабельная артиллерия /А.Широкорад.-
М.:М.Свирин, СПб: Велень.- 1995. – 80 с.; Материалы с интернет-ресурсов