Продолжаем вспоминать события по восстановлению русского
флота после потерь в русско-японской войне. Ранее мы обсудили вопросы проектирование новых крейсеров, которые должны были стать
первыми "легкими крейсерами" русского Императорского флота (читать начало ЗДЕСЬ). В данной статье основное внимание уделим тому как строились эти корабли, и что этому сопутствовало.
Обычно, рассматривая процесс строительства боевого корабля, которому посвящёна статья, мы не раскрываем подробно рутинный процесс строительства этой боевой единицы, сразу переходя к описанию ее конструктивных особенностей и боевой службы. Однако на этот раз нам придётся отойти от установившейся традиции и отдельно рассмотреть данный этап жизненного цикла, который есть у каждого корабля. И, надеюсь, большинство наших читателей понимает, что причиной такого "отношения" к изложению истории русских легких крейсеров послужили события, произошедшие в России в конце второго десятилетия ХХ века.
Как мы помним (по первой статье), проект лёгкого крейсера для Балтийского моря, будем называть его по головному кораблю серии – «Светлана», был готов в начале 1913 года, и осенью на двух балтийских заводах прошли церемонии закладки четырёх крейсеров: на Ревельском заводе – «Светлана» и «Адмирал Грейг», на верфи Путиловского завода – «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов». К этому времени на базе Ревельского судостроительного завода «Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов» было создано акционерское общество «Русско-Балтийский судостроительный и механический завод» («Руссо-Балт»), который и приступил к работам. Контракты с этими заводами были заключены в феврале 1913 года, согласно которым срок готовности к испытаниям первого корабля планировался 1 августа 1915 года, второго – 15 октября 1915 года.
Однако при всем желании организовать оперативное строительство не удалось – эти заводы были довольно новыми, большинство стапелей, верфей и мастерских на них было подготовлено буквально перед закладкой новых крейсеров. По этой причине, а также из-за задержек с поставками материалов к концу 1913 года готовность крейсеров Путиловского завода составляла всего 1,3 %, а Русско-Балтийского – 2,5 %. А ведь путиловцы заложили свои крейсера на неделю раньше "Руссо-Балта". Первая половина нового 1914 года позволила ускорить процесс строительства, в декабре готовность крейсеров составляла: «Светлана» – 31,5 %, «Адмирал Грейг» – 9,7 %, «Адмирал Бутаков» – 14 %, «Адмирал Спиридов» – 10,1 %.
Первая мировая война внесла свои коррективы, осложнив постройку крейсеров, в первую очередь это было связано с уменьшением иностранной помощи, а также задержками в работах у контрагентов из-за увеличения военных заказов. Несмотря на военное время и мобилизацию к октябрю 1915 года готовность крейсера «Светлана» по корпусу удалось довести до 64 %, а по механизмам до 73 % («Адмирал Грейг» – 46 % и 15 % соответственно), и 28 ноября 1915 года «Светлану» спустили на воду. Здесь можно вспомнить, что по плану уже к 1 августа крейсер должен был быть готовым к испытаниям!
Только через год, к ноябрю 1916 года, на крейсер были установлены котлы и турбины, завершены испытания почти всех отсеков, шёл монтаж механизмов. Готовность корабля составляла по корпусу 81 %, по механизмам – 75 %. Предполагалось ввести «Светлану» в строй в сентябре-ноябре 1917 года. А вот готовность второго крейсера – «Адмирала Грейга» была существенно меньше, отставая почти на год, только 26 ноября 1916 года его спустили на воду.
Темпы строительства крейсеров на Путиловской верфи отставали от крейсеров, которые строил «Руссо-Балт». К началу войны готовность их по корпусам составляла 9,7 %, зато по механизмам готовность «Адмирала Бутакова» достигала 30 %. Такой разрыв был обусловлен тем, что все части турбин, их сборка и регулировка выполнялись в мастерских Путиловской верфи, котлы, главные холодильники и часть вспомогательных механизмов также изготовлялись машиностроительной частью верфи.
Как и на Ревельском заводе, второй корабль – «Адмирал Спиридов» значительно отставал от «Адмирала Бутакова», к 1 октября 1915 года их готовность составляла 38,9 % и 46 % соответственно. Удивительно, но при этом спуск путиловских крейсеров состоялся с разницей всего в месяц: 23 июля 1916 года со стапеля сошел «Адмирал Бутаков», а 27 августа – «Адмирал Спиридов».
Февральская революция и последовавшие за ней события негативно отразились на постройке крейсеров. Постановлением Временного правительства от 11 октября 1917 года была прекращена постройка большинства кораблей, и из восьми строившихся лёгких крейсеров разрешалось продолжить постройку только двух – «Светланы» на Русско-Балтийском заводе и «Адмирала Нахимова» на «Руссуде».
Ситуация усложнилась, когда в октябре 1917 года в результате наступления немецких войск были оставлены Рига и Моонзундские острова, и возникла угроза захвата Ревеля. Было принято решение перевести все достраивающиеся в Ревеле корабли в Петроград. Кроме «Светланы» с Русско-Балтийского завода эвакуировались крейсер «Адмирал Грейг», эскадренные миноносцы и четыре тральщика, а также было определено количество мастеровых, которых необходимо было доставить с Русско-Балтийского завода на Адмиралтейский, где планировалось организовать достройку кораблей.
К 13 ноября 1917 года на крейсера были погружены все «им же принадлежащие готовые и полуготовые изделия и материалы», а также оборудование мастерских.
Как отмечает К.А.Чернышев: «… «Светлана» приняла около 650 т ценного заводского оборудования и материалов, а «Адмирал Грейг» – около 1100 т. Рабочие эвакуировались на этих же кораблях. Буксиры привели «Светлану» в бассейн Адмиралтейского завода, где продолжалась её достройка. 11 декабря крейсер «Адмирал Грейг» на буксире ледокола «Тармо» покинул Ревельскую гавань и направился в Петроград. Готовность лёгких крейсеров «Светлана» и «Адмирал Грейг» к этому времени по корпусу достигала соответственно 85 % и 50 %».
Что касается положения с «путиловскими» крейсерами, то готовность корпусов «Адмирала Бутакова» и «Адмирала Спиридова» к моменту прекращения работ составляла всего 45-50 %.
Удивительно, но в первое время после Октябрьской социалистической революции все учреждения Морского министерства, заводы-строители кораблей продолжали работать в прежнем режиме. Продолжало функционировать и правление Русско-Балтийского акционерного общества в Петрограде, которое старалось достроить и сдать крейсер «Светлана» и даже приобретало недостающее оборудование. Но это продолжалось недолго – в конце марта 1918 года работы на корабле окончательно прекратились. Готовность крейсера составляла 80 %, а все планы по его вводу в состав Красного Балтийского флота оказались неосуществленными.
А вот на Чёрном море несмотря на удаленность от «центра» ситуация с готовностью судостроительных мощностей для постройки новых крейсеров была существенно лучше. В отличие от Русско-Балтийского завода и Путиловской верфи, которым требовалась подготовка к началу строительства кораблей, «Руссуд» и ОНЗиВ к 1913 году были готовы к строительству кораблей любого класса.
19 октября 1913 года, раньше Ревельского и Путиловского, на стапелях завода «Руссуд» были заложены крейсера «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев», срок полной готовности крейсеров к испытаниям был установлен на 20 октября 1916 года. В ходе постройки планировалась широкое привлечение и других предприятий, например, постройкой механизмов должен был заниматься ОНЗиВ, котлы для «Адмирала Нахимова» заказали на Харьковском паровозостроительном и механическом заводе, броня для этих двух крейсеров была заказана заводу Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества. Вооружение, оборудование и большинство вспомогательных механизмов для черноморских крейсеров поставляли те же заводы, что и для балтийских.
Но практически сразу сроки постройки стали «сдвигаться» – Коломенский завод, поставлявший сталь для корпусов, почти на два месяца задержал её поставку, и только в июле 1914 года началась интенсивная постройка корпусов крейсеров. По данным А.Чернышева, к концу 1914 года готовность крейсеров составляла: «Адмирал Нахимов» – 14,4 %, «Адмирал Лазарев» – 14,2 %. В снижении темпов строительства сыграл роль и тот факт, что в России на тот момент не производились необходимые детали турбин и ряд механизмов. Их пришлось заказывать в Англии, и этот список был довольно большой: лопатки, поковки роторов, активные колеса Кэртиса, некоторые другие детали турбин, все вспомогательные механизмы для турбинных и котельных отделений, предохранительные клапаны и регуляторы питательной воды. Время тратилось не только на производство этих комплектующих, но и на доставку из Англии, зато изготовление корпусов и других частей турбин и их сборка осуществлялась уже в мастерских ОНЗиВ по английской технологии. В итоге к концу 1915 года были изготовлены четыре турбины для крейсера «Адмирал Нахимов», которые вскоре установили на корабль. И 24 октября 1915 года состоялся спуск «Адмирала Нахимова», на этот момент готовность корабля по корпусу составляла 57 %.
В соответствии с программой спешного усиления Черноморского флота в августе 1914 года были заключены контракты на постройку ещё двух крейсеров для Чёрного моря: «Адмирал Истомин» (ОНЗиВ) и «Адмирал Корнилов» («Руссуд») со сроком готовности кораблей к сдаче в феврале-марте 1917 года. Распределение работ между заводами в контракте было определено таким же образом, как и при постройке первых двух крейсеров: корпуса – «Руссуд», механизмы – ОНЗиВ. Официальная закладка крейсеров состоялась 11 ноября 1915 года.
Несмотря на то, что, как отмечалось ранее, южные заводы были подготовлены к строительству крупных кораблей, сохранить темпы строительства одинаковыми для двух однотипных кораблей не удалось. С начала строительства сложилась такая ситуация, что темпы постройки одного из крейсеров опережали темпы сборки второго. Вступление России в войну только усилило эти разрывы по времени.
Если на Балтике по темпам строительства крейсер «Светлана» опережал крейсер «Адмирал Грейг», так и на «Руссуде» «Адмирал Нахимов» строился быстрее крейсера «Адмирал Лазарев».
Администрация «Руссуда», стремясь как можно быстрее спустить «Адмирала Нахимова», направила на него часть мастеровых с «Адмирала Лазарева», в итоге крейсер «Адмирал Лазарев» отставал от своего собрата на 5-6 месяцев, причём этот разрыв имел тенденцию к увеличению. К концу 1915 года работы по постройке крейсеров почти совсем прекратились, так как большую часть рабочих перебросили на другие объекты. Это привело к тому, что к 1 января 1916 года готовность «Адмирала Лазарева» по массе корпуса составила 54,2 %, а к спуску он оказался готов только к концу марта.
28 мая 1916 года была проведена церемония спуска на воду корпуса крейсера «Адмирал Лазарев», которая окончилась неудачей – крейсер остановился на стапеле. И только через десять дней, утром 8 июня после проведения дополнительных работ крейсер сошёл со стапеля, и его отбуксировали к стенке ОНЗиВ для достройки.
По состоянию на июнь 1916 года сроки готовности черноморских лёгких крейсеров были определены: «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» – март и сентябрь 1917 года, «Адмирал Корнилов» и «Адмирал Истомин» – май и июль 1918 года соответственно. Однако, как показали следующие события, эти сроки так и не стали окончательными, в тот период времени приоритет на заводах отдавался линкору «Император Александр III» и эсминцам типа «Новик», которые были определены как первоочередные объекты.
Как отмечает А.Чернышев: «… к 1 января 1916 г. готовность крейсеров по массе корпусов составляла: «Адмирал Нахимов» – 61,2 %, «Адмирал Лазарев» – 54,2 %, «Адмирал Корнилов» и «Адмирал Истомин» – по 39,6 %».
В целом, по данным И.Ф.Цветкова, готовность крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» в течение 1916 года (второе полугодие) по массе корпуса возрастала незначительно – по 2-3 % в месяц. В итоге к концу 1916 года готовность крейсера «Адмирал Нахимов» по массе корпуса достигла 79,3 %, на него были погружены все турбины и котлы, в то же время готовность «Адмирала Лазарева» по корпусу составила 71,7 %, но обеспеченность вспомогательными механизмами была не более 26 %. Поэтому не удивительно, что вскоре для «Адмирала Лазарева» установили новые сроки сдачи – сначала 1 декабря 1917 года, а немного позже из-за политической и экономической обстановки в стране срок подготовки крейсеров к сдаче был перенесён на первую половину 1918 года.
В октябре 1917 года последовало решение Временного правительства, согласно которому следовало достроить лёгкий крейсер «Адмирал Нахимов» и приостановить постройку остальных трёх крейсеров. Несмотря на требования ГУК, который в ноябре 1917 года предписывал срочно спустить на воду все суда, приостановленные постройкой, и на все старания заводов достроить хотя бы головные корабли до Октябрьской социалистической революции не удалось....
Продолжение будет позже. Ссылка ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: 1.Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press,
Annapolis, Maryland. – 2002.– 403 с.; 2.Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918.
Справочник по корабельному составу/ Ю.В. Апальков //Морская коллекция, №
3 (9) – 1996.– 32 с.; 3.Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918.
Справочник по корабельному составу/ С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 (33) –1995. – 32 с.; 4.Васюнькин, В. Крейсера Советского Военно-Морского
флота. 1856-1917 годы. Часть 1/ В.В.Васюнькин.- СПб: Галея-Принт, 2014.-
152 с.; 5.Гущин, А. Курс, проложенный огнем/А.М. Гущин.- М.:Воениздат МО
СССР, 1964.- 100 с.; 6.История отечественного судостроения. В пяти томах.
Т.2. Паровое и металлическое судостроение во второй половине ХIХ в./
Р.М.Мельников. Сост. Б.Н.Малахов. – СПб.: Судостроение, 1996. – 544 с.;
7.Крестьянинов, В. Крейсера российского императорского флота. 1856-
1917 годы. Часть 2/ В.Я.Крестьянинов.- СПб: Галея-Принт, 2009.- 256
с.; 8.Кузнецов, Л. Судьба крейсера «Адмирал Бутаков» /Л.А.Кузнецов//
Гангут, № 2.- 1991.- С.65-76.; 9.Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой:
уникальная энциклопедия /Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.;
10.Скворцов, А. Крейсер «Красный Кавказ».1911-1945/А.В.Скворцов. -СПб:
Галлея-Принт, 2005.- 72 с.; 11.Цветков, И. Гвардейский крейсер «Красный
Кавказ»/ и.Ф.Цветков.- Л.: Судостроение, 1989.- 264 с.; 12.Чернышев, А.
Гвардейские крейсера Сталина – «Красный Кавказ», «Красный Крым»,
«Червона Украина»/А.А.Чернышев. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 176 с.;
13.Широкорад, А. Советская корабельная артиллерия /А.Широкорад.-
М.:М.Свирин, СПб: Велень.- 1995. – 80 с.; Материалы с интернет-ресурсов