Найти в Дзене
Navygaming Channel

Крейсера типа «Светлана» – долгий путь к флоту /1/ Организовать оперативное строительство не удалось ... Перенос сроков был неизбежным...

Продолжаем вспоминать события по восстановлению русского
флота после потерь в русско-японской войне. Ранее мы обсудили вопросы проектирование новых крейсеров, которые должны были стать
первыми "легкими крейсерами" русского Императорского флота (читать начало ЗДЕСЬ). В данной статье основное внимание уделим тому как строились эти корабли, и что этому сопутствовало. Обычно, рассматривая процесс строительства боевого корабля, которому посвящёна статья, мы не раскрываем подробно рутинный процесс строительства этой боевой единицы, сразу переходя к описанию ее конструктивных особенностей и боевой службы. Однако на этот раз нам придётся отойти от установившейся традиции и отдельно рассмотреть данный этап жизненного цикла, который есть у каждого корабля. И, надеюсь, большинство наших читателей понимает, что причиной такого "отношения" к изложению истории русских легких крейсеров послужили события, произошедшие в России в конце второго десятилетия ХХ века. Как мы помним (по первой статье),
Продолжаем вспоминать события по восстановлению русского
флота после потерь в русско-японской войне. Ранее мы обсудили вопросы проектирование новых крейсеров, которые должны были стать
первыми "легкими крейсерами" русского Императорского флота (читать
начало ЗДЕСЬ). В данной статье основное внимание уделим тому как строились эти корабли, и что этому сопутствовало.
Легкий крейсер получился довольно элегантным, как считаете?
Легкий крейсер получился довольно элегантным, как считаете?

Обычно, рассматривая процесс строительства боевого корабля, которому посвящёна статья, мы не раскрываем подробно рутинный процесс строительства этой боевой единицы, сразу переходя к описанию ее конструктивных особенностей и боевой службы. Однако на этот раз нам придётся отойти от установившейся традиции и отдельно рассмотреть данный этап жизненного цикла, который есть у каждого корабля. И, надеюсь, большинство наших читателей понимает, что причиной такого "отношения" к изложению истории русских легких крейсеров послужили события, произошедшие в России в конце второго десятилетия ХХ века.

Крейсер «Профинтерн» (бывший "Светлана") вскоре после вступления в строй, 1929 год
Крейсер «Профинтерн» (бывший "Светлана") вскоре после вступления в строй, 1929 год

Как мы помним (по первой статье), проект лёгкого крейсера для Балтийского моря, будем называть его по головному кораблю серии – «Светлана», был готов в начале 1913 года, и осенью на двух балтийских заводах прошли церемонии закладки четырёх крейсеров: на Ревельском заводе – «Светлана» и «Адмирал Грейг», на верфи Путиловского завода – «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов». К этому времени на базе Ревельского судостроительного завода «Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов» было создано акционерское общество «Русско-Балтийский судостроительный и механический завод» («Руссо-Балт»), который и приступил к работам. Контракты с этими заводами были заключены в феврале 1913 года, согласно которым срок готовности к испытаниям первого корабля планировался 1 августа 1915 года, второго – 15 октября 1915 года.

Постройка крейсеров на стапелях «Руссуда», 1914-1915 год
Постройка крейсеров на стапелях «Руссуда», 1914-1915 год

Однако при всем желании организовать оперативное строительство не удалось – эти заводы были довольно новыми, большинство стапелей, верфей и мастерских на них было подготовлено буквально перед закладкой новых крейсеров. По этой причине, а также из-за задержек с поставками материалов к концу 1913 года готовность крейсеров Путиловского завода составляла всего 1,3 %, а Русско-Балтийского – 2,5 %. А ведь путиловцы заложили свои крейсера на неделю раньше "Руссо-Балта". Первая половина нового 1914 года позволила ускорить процесс строительства, в декабре готовность крейсеров составляла: «Светлана» – 31,5 %, «Адмирал Грейг» – 9,7 %, «Адмирал Бутаков» – 14 %, «Адмирал Спиридов» – 10,1 %.

Первая мировая война внесла свои коррективы, осложнив постройку крейсеров, в первую очередь это было связано с уменьшением иностранной помощи, а также задержками в работах у контрагентов из-за увеличения военных заказов. Несмотря на военное время и мобилизацию к октябрю 1915 года готовность крейсера «Светлана» по корпусу удалось довести до 64 %, а по механизмам до 73 % («Адмирал Грейг» – 46 % и 15 % соответственно), и 28 ноября 1915 года «Светлану» спустили на воду. Здесь можно вспомнить, что по плану уже к 1 августа крейсер должен был быть готовым к испытаниям!

Стапели «Руссуда» строились непосредственно с крейсерами
Стапели «Руссуда» строились непосредственно с крейсерами

Только через год, к ноябрю 1916 года, на крейсер были установлены котлы и турбины, завершены испытания почти всех отсе­ков, шёл монтаж механизмов. Готовность корабля составляла по корпусу 81 %, по механизмам – 75 %. Предполагалось ввести «Светлану» в строй в сентябре-ноябре 1917 года. А вот готовность второго крейсера – «Адмирала Грейга» была существенно меньше, отставая почти на год, только 26 нояб­ря 1916 года его спустили на воду.

Темпы строительства крейсеров на Путиловской верфи отставали от крейсеров, которые строил «Руссо-Балт». К началу войны готовность их по корпусам составляла 9,7 %, зато по механизмам готовность «Адмирала Бутакова» достигала 30 %. Такой разрыв был обусловлен тем, что все час­ти турбин, их сборка и регулировка выпол­нялись в мастерских Путиловской верфи, котлы, главные холодильники и часть вспомогательных механизмов также изготовля­лись машиностроительной частью верфи.

На стапеле «Руссуда» формируется корпус легкого крейсера
На стапеле «Руссуда» формируется корпус легкого крейсера

Как и на Ревельском заводе, второй ко­рабль – «Адмирал Спиридов» значительно отставал от «Адмирала Бутакова», к 1 ок­тября 1915 года их готовность составляла 38,9 % и 46 % соответственно. Удивительно, но при этом спуск путиловских крейсеров состоялся с разни­цей всего в месяц: 23 июля 1916 года со стапеля сошел «Адмирал Бутаков», а 27 августа – «Адмирал Спиридов».

Февральская революция и последовавшие за ней события негативно отразились на постройке крейсеров. Постановлением Временного правительства от 11 октября 1917 года была прекращена постройка большинства кораблей, и из восьми строивших­ся лёгких крейсеров разрешалось продол­жить постройку только двух – «Светланы» на Русско-Балтийском заводе и «Адмира­ла Нахимова» на «Руссуде».

Теоретический чертеж крейсера "Профинтерн"
Теоретический чертеж крейсера "Профинтерн"

Ситуация усложнилась, когда в октябре 1917 года в результате наступления немецких войск были оставлены Рига и Моонзундские острова, и возникла угроза захвата Ревеля. Было принято решение пе­ревести все достраивающиеся в Ревеле корабли в Петроград. Кроме «Светланы» с Русско-Балтийско­го завода эвакуировались крейсер «Адми­рал Грейг», эскадренные миноносцы и че­тыре тральщика, а также было определено количество мастеровых, которых не­обходимо было доставить с Русско-Балтийского завода на Адмиралтейский, где планировалось организовать достройку кораблей.

К 13 ноября 1917 года на крейсера были погружены все «им же принадлежащие готовые и полуготовые изделия и материалы», а также оборудо­вание мастерских.

Как отмечает К.А.Чернышев: «… «Светлана» приняла около 650 т ценного заводского оборудования и материалов, а «Адмирал Грейг» – около 1100 т. Рабочие эвакуировались на этих же кораблях. Бук­сиры привели «Светлану» в бассейн Ад­миралтейского завода, где продолжалась её достройка. 11 декабря крейсер «Адми­рал Грейг» на буксире ледокола «Тармо» покинул Ревельскую гавань и направился в Петроград. Готовность лёгких крейсеров «Светлана» и «Адмирал Грейг» к этому времени по корпусу достигала соответст­венно 85 % и 50 %».
Корпус «Адмирала Спиридова» в акватории Северной судостроительной верфи
Корпус «Адмирала Спиридова» в акватории Северной судостроительной верфи

Что касается положения с «путиловскими» крейсерами, то готовность корпусов «Адмирала Бутакова» и «Адмирала Спиридова» к моменту прекращения работ составляла всего 45-50 %.

Удивительно, но в первое время после Октябрьской социалистической революции все учреждения Морского минис­терства, заводы-строители кораблей продолжали работать в преж­нем режиме. Продолжало функционировать и правление Русско-Балтийского акционерного общества в Петро­граде, которое старалось дост­роить и сдать крейсер «Светлана» и даже при­обретало недостающее оборудование. Но это продолжалось недолго – в конце марта 1918 года работы на ко­рабле окончательно прекратились. Готов­ность крейсера составляла 80 %, а все планы по его вводу в состав Красного Балтийского флота оказались неосуществленными.

Спуск на воду крейсера «Адмирал Нахимов»
Спуск на воду крейсера «Адмирал Нахимов»

А вот на Чёрном море несмотря на удаленность от «центра» ситуация с готовностью судостроительных мощностей для постройки новых крейсеров была существенно лучше. В отличие от Русско-Балтийского заво­да и Путиловской верфи, которым требовалась подготовка к началу строительства кораблей, «Руссуд» и ОНЗиВ к 1913 году были готовы к строительст­ву кораблей любого класса.

19 октября 1913 года, раньше Ревельского и Путиловского, на стапелях завода «Руссуд» были заложены крейсера «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев», срок полной готовности крейсе­ров к испытаниям был установлен на 20 октября 1916 года. В ходе постройки планировалась широкое привлечение и других предприятий, например, по­стройкой механизмов должен был заниматься ОНЗиВ, котлы для «Адмирала Нахимова» заказали на Харьковском паро­возостроительном и механическом заво­де, броня для этих двух крей­серов была заказана заводу Никополь-Мариупольского горного и металлургиче­ского общества. Вооружение, оборудование и большин­ство вспомогательных механизмов для черноморских крейсеров поставляли те же заводы, что и для балтийских.

Корпус крейсера «Адмирал Нахимов» готовится отправиться на достройку
Корпус крейсера «Адмирал Нахимов» готовится отправиться на достройку

Но практически сразу сроки постройки стали «сдвигаться» – Коломенский за­вод, поставлявший сталь для корпусов, почти на два месяца задержал её постав­ку, и только в июле 1914 года началась интен­сивная постройка корпусов крейсеров. По данным А.Чернышева, к концу 1914 года готовность крейсеров составляла: «Адмирал Нахимов» – 14,4 %, «Адмирал Лазарев» – 14,2 %. В снижении темпов строительства сыграл роль и тот факт, что в России на тот момент не производились необходимые детали турбин и ряд механизмов. Их пришлось заказывать в Англии, и этот список был довольно большой: лопатки, поковки роторов, активные коле­са Кэртиса, некоторые другие детали турбин, все вспомогательные механизмы для турбинных и котельных отделений, предохранительные клапаны и регуляторы питательной воды. Время тратилось не только на производство этих комплектующих, но и на доставку из Англии, зато изготовление корпусов и других частей турбин и их сборка осуществлялась уже в мастерских ОНЗиВ по английской техноло­гии. В итоге к концу 1915 года были изготовлены четыре турбины для крейсера «Адмирал Нахи­мов», которые вскоре установили на корабль. И 24 октября 1915 года состоялся спуск «Адмирала Нахимова», на этот момент готовность корабля по корпусу составляла 57 %.

В соответствии с программой спешного усиления Черноморского флота в августе 1914 года были заключены контракты на постройку ещё двух крейсеров для Чёрного моря: «Адмирал Исто­мин» (ОНЗиВ) и «Адмирал Корнилов» («Руссуд») со сроком готовности кораблей к сдаче в феврале-марте 1917 года. Рас­пределение работ между заводами в кон­тракте было определено таким же образом, как и при постройке первых двух крейсеров: кор­пуса – «Руссуд», механизмы – ОНЗиВ. Официальная закладка крейсеров со­стоялась 11 ноября 1915 года.

Несмотря на то, что, как отмечалось ранее, южные заводы были подготовлены к строительству крупных кораблей, сохранить темпы строительства одинаковыми для двух однотипных кораблей не удалось. С начала стро­ительства сложилась та­кая ситуация, что темпы постройки одного из крейсеров опережали темпы сборки второго. Вступление России в войну только усилило эти разрывы по времени.

Крейсер «Адмирал Нахимов» на достройке
Крейсер «Адмирал Нахимов» на достройке

Если на Балтике по темпам строительства крейсер «Светлана» опережал крейсер «Адмирал Грейг», так и на «Руссуде» «Адмирал Нахимов» строился быстрее крейсера «Адмирал Лазарев».

Админи­страция «Руссуда», стремясь как можно быстрее спустить «Адмирала Нахимова», направила на него часть мастеровых с «Адмирала Лазарева», в итоге крейсер «Адмирал Лаза­рев» отставал от своего собрата на 5-6 месяцев, причём этот разрыв имел тен­денцию к увеличению. К концу 1915 года работы по постройке крейсеров почти совсем прекратились, так как большую часть рабочих перебросили на другие объекты. Это привело к тому, что к 1 января 1916 года готовность «Адмирала Лазарева» по массе корпуса составила 54,2 %, а к спуску он оказался готов только к концу марта.

28 мая 1916 года была проведена церемония спуска на воду корпуса крейсера «Адмирал Лазарев», которая окончилась неудачей – крейсер остановился на стапеле. И только через десять дней, утром 8 июня после проведения дополнительных работ крейсер сошёл со стапеля, и его отбуксировали к стенке ОНЗиВ для достройки.

За линкором «Воля» - корпус недостроенного легкого крейсера, Николаев, 1919 год
За линкором «Воля» - корпус недостроенного легкого крейсера, Николаев, 1919 год

По состоянию на июнь 1916 года сроки готовности черноморских лёгких крейсеров были определены: «Адмирал Нахимов» и «Адми­рал Лазарев» – март и сентябрь 1917 года, «Адмирал Корнилов» и «Адмирал Исто­мин» – май и июль 1918 года соответствен­но. Однако, как показали следующие события, эти сроки так и не стали окончательными, в тот период времени приоритет на заводах отдавался линкору «Им­ператор Александр III» и эсминцам типа «Новик», которые были определены как первоочередные объекты.

Как отмечает А.Чернышев: «… к 1 января 1916 г. готовность крейсеров по массе корпусов составляла: «Адмирал Нахимов» – 61,2 %, «Адмирал Лазарев» – 54,2 %, «Адмирал Корнилов» и «Адмирал Истомин» – по 39,6 %».

В целом, по данным И.Ф.Цветкова, готовность крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» в течение 1916 года (второе полугодие) по массе корпуса возрастала незначительно – по 2-3 % в месяц. В итоге к концу 1916 года готовность крейсера «Адми­рал Нахимов» по массе корпуса достигла 79,3 %, на него были погружены все тур­бины и котлы, в то же время готовность «Адмирала Лазарева» по корпусу составила 71,7 %, но обеспеченность вспомогательными механиз­мами была не более 26 %. Поэтому не удивительно, что вскоре для «Адмирала Лазарева» установили новые сроки сдачи – сначала 1 декабря 1917 года, а немного позже из-за политической и экономической обстановки в стране срок подготовки крейсеров к сдаче был пе­ренесён на первую половину 1918 года.

В октябре 1917 года последовало решение Вре­менного правительства, согласно которому следовало до­строить лёгкий крейсер «Адмирал Нахи­мов» и приостановить постройку остальных трёх крейсеров. Несмотря на требования ГУК, который в ноябре 1917 года предписывал срочно спустить на воду все суда, приостановленные постройкой, и на все старания заводов достроить хотя бы головные корабли до Октябрьской социалистической революции не удалось....

Продолжение будет позже. Ссылка ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: 1.Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press,
Annapolis, Maryland. – 2002.– 403 с.; 2.Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918.
Справочник по корабельному составу/ Ю.В. Апальков //Морская коллекция, №
3 (9) – 1996.– 32 с.; 3.Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918.
Справочник по корабельному составу/ С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 (33) –1995. – 32 с.; 4.Васюнькин, В. Крейсера Советского Военно-Морского
флота. 1856-1917 годы. Часть 1/ В.В.Васюнькин.- СПб: Галея-Принт, 2014.-
152 с.; 5.Гущин, А. Курс, проложенный огнем/А.М. Гущин.- М.:Воениздат МО
СССР, 1964.- 100 с.; 6.История отечественного судостроения. В пяти томах.
Т.2. Паровое и металлическое судостроение во второй половине ХIХ в./
Р.М.Мельников. Сост. Б.Н.Малахов. – СПб.: Судостроение, 1996. – 544 с.;
7.Крестьянинов, В. Крейсера российского императорского флота. 1856-
1917 годы. Часть 2/ В.Я.Крестьянинов.- СПб: Галея-Принт, 2009.- 256
с.; 8.Кузнецов, Л. Судьба крейсера «Адмирал Бутаков» /Л.А.Кузнецов//
Гангут, № 2.- 1991.- С.65-76.; 9.Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой:
уникальная энциклопедия /Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.;
10.Скворцов, А. Крейсер «Красный Кавказ».1911-1945/А.В.Скворцов. -СПб:
Галлея-Принт, 2005.- 72 с.; 11.Цветков, И. Гвардейский крейсер «Красный
Кавказ»/ и.Ф.Цветков.- Л.: Судостроение, 1989.- 264 с.; 12.Чернышев, А.
Гвардейские крейсера Сталина – «Красный Кавказ», «Красный Крым»,
«Червона Украина»/А.А.Чернышев. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 176 с.;
13.Широкорад, А. Советская корабельная артиллерия /А.Широкорад.-
М.:М.Свирин, СПб: Велень.- 1995. – 80 с.; Материалы с интернет-ресурсов