Аки Шима - модель. Однажды её похищает особо фанатичный поклонник. Мичио слеп с рождения, но свой недуг он обратил в силу, став умелым скульптором. Мичо верит в том, что способен создать новое направление в искусстве - искусство прикосновения. И для этого он намерен создать скульптуру по образу Аки, которую считает идеальной...
Этот фильм - экранизация романа Эдогавы Ранпо, одного из самым популярных авторов в жанре детектива в Японии. Ранпо начал свою деятельность в 1923 году с чистого жанра. Однако в 30-ые одного из отцов-основателей жанра японского детектива потянуло в эрогуро, ибо подобные новшества очень благоприятно отзывались на продажах книг. Эрогуро в кино - это изначально было что-то вроде микса хентая и сплэттера, правда со временем хентай из него плавно вытек, оставив лишь аналоги западного torture porn, но с традиционной азиатской остротой. В общем, если вы читали статьи про самые мерзкие фильмы в истории человечества вроде «Русалка в канализации», то будете удивлены тому, что «Слепое чудовище» - одна из первых ягод с этого поля.
Текст Ранпо - эрогуро отборнейшее. Речь шла про слепого скульптора, который был одержим женским телом и стремился передать всю прелесть прелестей в своих работах. Но холодная глина могла передать лишь формы, но никак не то ощущение от прикосновения к женщине, что начинается в кончиках пальцах, а затем разливается где-то в области сердца. Посему художник вынужден был для своих экспонатов заимствовать части от неповторимых оригиналов, в чём ему стабильно помогала матушка. Эта книга стала бы самой любимой у затейника Эда Гина. Концептуальность одобрил бы Ларс фон Триер. Однако плодовитый режиссёр Ясудзо Масумура хотя изначально и заинтересовался материалом ввиду провокационности, но в конечном итоге снял совсем иное.
Сценарист Ёсио Сирасака, уже в 11 раз сотрудничавший с Масумурой, переписал историю, убрав из неё весь детектив и почти весь хоррор. Не будет большим преувеличением сказать, что сходства остались лишь на уровне завязки сюжета. Если не считать неожиданного вкрапления внутренних монологов главной героини, она несколько типична - одержимый встречает девушку, одержимый похищает девушку. Вот только дальше всё начинает развиваться далеко не так, как ожидаешь. Похититель оказывает не маньяком или серийным убийцей, а самым настоящим невинным ребёнком, да ещё и не сепарировавшимся от матери. Об этом говорит даже не столько жизнь в стиле Жени Лукашина, а сама его безумная идея о создании нового вида искусства. Ведь она столь инфантильна и наивно прекрасна, что это придаёт его характеристике «слепой» совершенно новые значения. Вот только для молодой модели, которая начинает в роли жертвы, всё это только предстоит узнать.
Почти весь фильм - это занятное наглядное размышление об отношениях между мужчиной и женщиной. В плане психологической развёртки отношений между моделью, скульптором и его матерью всё разыграно просто блестяще, с учётом тех необычных обстоятельств, в которых мы встречаем этих персонажей. Треугольник Карпмана как он есть. Интересно, что сюрреалистичный интерьер мастерской Мичио довольно точно отражает его картину мира именно с точки зрения психики. В том смысле, что он живёт в парадигме максимализма, неких идеалистических, гипертрофированных представлений о женщинах. Аки манипулирует Мичио именно благодаря тому, что он держится за крайности. Хотя название фильма заранее демонизирует фигуру похитителя, режиссёр довольно быстро показывает его бессилие - скульптор практически сразу меняется ролями со своей жертвой, поскольку каждый раз не способен понять коварство женской души.
Не зря говорят, что сила женщины - в её слабости. Прелесть фильма в том, что мы можем видеть выражение лица Аки, которое она не скрывает перед слепым Мичио. Это задаёт интересную динамику, соответствующую жонглированию ролями. На повествование о мужчине, который слеп перед этим миром ввиду неопытности, накладывается самый открытый и буквальный взгляд глазами женщины. Парадоксальная ситуация выворачивает суть отношений наизнанку, когда висящая в воздухе ложь всё время испытывает проверку на прочность, но единственный способ её проверить - это поверить. Автор очень старательно ездит по болевым точкам маскулинности
Последняя часть фильма из психологической дуэли мужского и женского резко смещает акценты, когда в единоличную одержимость втягивается вторая половинка. И тогда это кино уже становится предтечей «Империи чувств», несколько наспех рассказывая о том, как перед Аки меркнет весь остальной мир, и как уже двое одержимых стремглав летят в пропасть между Эросом и Танатосом. Элемент эрогуро, за который фильм причислен к жанру, заявлен лишь в последние минуты - но не ради провокации. Подобный ход служит авторской мысли о том, что в подобных отношениях люди всегда стараются найти способ не просто переживать чувство любви, а проявить его, ощутить, увидеть и понять - и чем сильнее это происходит, тем более разрушительными для обоих становятся отношения.
«Слепое чудовище» - далеко не идеальный фильм. По замыслу он как Мако Мидори, сыгравшая Аки - прекрасная тян. По воплощению же - как та кривая скульптура, что в итоге выходит из под рук Мичио. И дело тут не в необычных декорациях, задающих стилистику. Порой происходящее начинает быть слишком театральным по манере исполнения. В сравнении с вышеупомянутой работой Нагисы Осимы здесь явно не достаёт интимности в диалоге со зрителем. Вместо нежного прикосновения получаем надрывную истерику. И актёры периодически играют в зоне за пределами своих возможностей. Но всё равно однозначно стоит просмотра, поскольку даёт много пищи для размышления.
Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о фильме!