Найти тему
Фильманьяк

Империя чувств (1976) - эротический шедевр о смертоносной любви

На ловца и зверь бежит. Исида явно привлекателен для Сады, его приставания - ключ в  мир, где его уже давно заждались.
На ловца и зверь бежит. Исида явно привлекателен для Сады, его приставания - ключ в мир, где его уже давно заждались.
Токио, 1936 год. Китидзо Исида – женатый человек. Что не мешает ему «приударить» за новой хорошенькой служанкой. Однако то, что начиналось как обычная интрижка, перерастает в бушующую страсть, которая может погубить любовников.
Ревнивые фантазии Сады проросли не на пустом месте. Она увидела драматичную сцену в представлении, где гейша нападала на своего любовника с огромным ножом в руке.
Ревнивые фантазии Сады проросли не на пустом месте. Она увидела драматичную сцену в представлении, где гейша нападала на своего любовника с огромным ножом в руке.

Почему-то этот фильм до сих пор более известен под своим прокатным названием из Франции, в то время как оригинальное японское название «Коррида любви» куда точнее отражает смысл произведения. Эта история – очень точное воспроизведение реальных событий, виновницей которых стала Сада Абэ – икона эрогуро, «мать садомазо», едва ли не самая знаменитая женщина в предвоенной Японии. Её история не раз пересказывалась в книгах и фильмах, но самой знаменитой адаптацией стала именно «Коррида любви» Нагисы Осимы.

Блюстители нравственности пустили всё содержание фильма мимо сознания. А между тем в нём нет какой-либо пошлости. Осима проделал впечатляющую работу по созданию того маленького интимного мира, который поглощает любовников.
Блюстители нравственности пустили всё содержание фильма мимо сознания. А между тем в нём нет какой-либо пошлости. Осима проделал впечатляющую работу по созданию того маленького интимного мира, который поглощает любовников.

Фильм запрещали – и до сих пор запрещают, в том числе в самой Японии. Фильм уверенно держится в топах «самых шокирующих» и «самых скандальных» фильмов в истории. Однако, ознакомившись с ним сейчас, когда мир пресыщен порнографией, фильм Осимы не воспринимается как эпатаж, шокер или провокация. Вероятно он таким воспринимался именно в год выхода. Сейчас же, задним числом, вся эта сопутствующая шумиха воспринимается скорее как шелуха, в которой предпочли копаться те, кто не пожелал проникнуться увиденным.

История Сады Абэ - не просто некий преступный инцидент. А довольно широкий взгляд на сексуальность, взаимосвязь любви и смерти.
История Сады Абэ - не просто некий преступный инцидент. А довольно широкий взгляд на сексуальность, взаимосвязь любви и смерти.

А оно того стоило. Ведь данное прокатчиком из Каннского кинофестиваля название «Империя чувств» в некоторой мере тоже давало представление о кино. И сейчас когда его смотришь – совершенно не воспринимаются те вещи, которые кто-то назвал бы «художественными излишествами». А вот что воспринимается хорошо – так это именно те чувства, которые развиваются на экране.

Интимный опыт - вещь субъективная. Поэтому оценивать творение Осимы сквозь такую призму - довольно глупая затея. Это касается тех нападок критиков, которые расценивали увиденное как "непонятные постельные причуды японцев".
Интимный опыт - вещь субъективная. Поэтому оценивать творение Осимы сквозь такую призму - довольно глупая затея. Это касается тех нападок критиков, которые расценивали увиденное как "непонятные постельные причуды японцев".

Невинная на первый взгляд интрижка в итоге обратится в чувство, глубина которого измеряется неконтролируемой страстью. Инь и Ян сольются вместе, чтобы в после этого оказаться в диаметрально противоположных ролях. Пройдёт совсем немного времени - и вот уже вчерашняя служанка безраздельно властвует над своим господином, который этому только рад.

У Эриха Фромма есть знаменитый труд «Иметь или быть?» Для Сады и Китидзо окружающий мир материализма теряет всякое значение, поскольку их духовное преображение можно было бы описать иной формулировкой -  «Иметь - значит быть»
У Эриха Фромма есть знаменитый труд «Иметь или быть?» Для Сады и Китидзо окружающий мир материализма теряет всякое значение, поскольку их духовное преображение можно было бы описать иной формулировкой - «Иметь - значит быть»

Идеологически фильм перекликается с лентой «Слепое чудовище» Ясудзо Масумуры. Правда, в фильме Осимы страсть становится оружием, которое в конечном итоге оказывается только в чьих-то одних руках. С психоаналитической точки зрения конечно стоило бы охарактеризовать фильм следующим образом: «О том, как важно вовремя выходить из слияния». И если чем-то фильм и удивляет в наибольшей степени, так это мастерством тонкости воплощения.

Мало кто обратил внимание на то, что в фильме Осима поднимает тему контекста эпохи. Китидзо - 42 года. На бизнес ему уже всё равно. А в стране недавно отгремел инцидент 26 февраля. Наслаждение в объятиях любимой становится бегством от разочарования.
Мало кто обратил внимание на то, что в фильме Осима поднимает тему контекста эпохи. Китидзо - 42 года. На бизнес ему уже всё равно. А в стране недавно отгремел инцидент 26 февраля. Наслаждение в объятиях любимой становится бегством от разочарования.

На ум, как ни странно, приходит «Любовное настроение» Вонга Кар Вая. Смысл подобной ассоциации, что на экране плавно, постепенно, буквально растекается и всё собой заполняет чувство – и в конечном итоге охватывает зрителя. Это не создаётся единой сценой, или каким-то шокирующим элементом – оно рождается из незначительных деталей – и вот столь бережное их воссоздание актёрами и постановщиком и заслуживает высшего балла. И к слову - вряд ли бы без этого фильма на свет появился «Остров» Ким Ки Дука, где так же поднимались темы обмена ролями и растворения друг в друге.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.