Токио, 1936 год. Китидзо Исида – женатый человек. Что не мешает ему «приударить» за новой хорошенькой служанкой. Однако то, что начиналось как обычная интрижка, перерастает в бушующую страсть, которая может погубить любовников.
Почему-то этот фильм до сих пор более известен под своим прокатным названием из Франции, в то время как оригинальное японское название «Коррида любви» куда точнее отражает смысл произведения. Эта история – очень точное воспроизведение реальных событий, виновницей которых стала Сада Абэ – икона эрогуро, «мать садомазо», едва ли не самая знаменитая женщина в предвоенной Японии. Её история не раз пересказывалась в книгах и фильмах, но самой знаменитой адаптацией стала именно «Коррида любви» Нагисы Осимы.
Фильм запрещали – и до сих пор запрещают, в том числе в самой Японии. Фильм уверенно держится в топах «самых шокирующих» и «самых скандальных» фильмов в истории. Однако, ознакомившись с ним сейчас, когда мир пресыщен порнографией, фильм Осимы не воспринимается как эпатаж, шокер или провокация. Вероятно он таким воспринимался именно в год выхода. Сейчас же, задним числом, вся эта сопутствующая шумиха воспринимается скорее как шелуха, в которой предпочли копаться те, кто не пожелал проникнуться увиденным.
А оно того стоило. Ведь данное прокатчиком из Каннского кинофестиваля название «Империя чувств» в некоторой мере тоже давало представление о кино. И сейчас когда его смотришь – совершенно не воспринимаются те вещи, которые кто-то назвал бы «художественными излишествами». А вот что воспринимается хорошо – так это именно те чувства, которые развиваются на экране.
Невинная на первый взгляд интрижка в итоге обратится в чувство, глубина которого измеряется неконтролируемой страстью. Инь и Ян сольются вместе, чтобы в после этого оказаться в диаметрально противоположных ролях. Пройдёт совсем немного времени - и вот уже вчерашняя служанка безраздельно властвует над своим господином, который этому только рад.
Идеологически фильм перекликается с лентой «Слепое чудовище» Ясудзо Масумуры. Правда, в фильме Осимы страсть становится оружием, которое в конечном итоге оказывается только в чьих-то одних руках. С психоаналитической точки зрения конечно стоило бы охарактеризовать фильм следующим образом: «О том, как важно вовремя выходить из слияния». И если чем-то фильм и удивляет в наибольшей степени, так это мастерством тонкости воплощения.
На ум, как ни странно, приходит «Любовное настроение» Вонга Кар Вая. Смысл подобной ассоциации, что на экране плавно, постепенно, буквально растекается и всё собой заполняет чувство – и в конечном итоге охватывает зрителя. Это не создаётся единой сценой, или каким-то шокирующим элементом – оно рождается из незначительных деталей – и вот столь бережное их воссоздание актёрами и постановщиком и заслуживает высшего балла. И к слову - вряд ли бы без этого фильма на свет появился «Остров» Ким Ки Дука, где так же поднимались темы обмена ролями и растворения друг в друге.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.