Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Сверху на меня летел белый медведь»: одно действие биолога спасло ему жизнь на арктическом острове

Анатолий по образованию биолог. Ещё студентом он уехал на Чукотку изучать моржей и в 1985 году остался там жить. Почти четыре года проработал в Морской зверобойной инспекции на мысе Шмидта, затем – в заповеднике на острове Врангеля. Север стал для него второй родиной: здесь Анатолий Кочнев прожил больше половины жизни и позже создал базу данных по конфликтам белых медведей с людьми. – После третьего курса института полтора месяца я провёл на необитаемом острове в Беринговом проливе – и мне это сразу понравилось. Я каждый год провожу среди диких зверей по несколько месяцев – историй, связанных с ними, у меня, конечно, очень много, – поделился старший научный сотрудник ИБПС ДВО РАН. Одна из них запомнилась надолго. В 2003 году Кочнев с напарником обустраивал базу на острове Колючин в Чукотском море – маленьком, площадью всего полтора на четыре километра. Тогда там не было ничего. Лишь позже, благодаря их исследованиям, остров вошел в национальный парк «Берингия». В тот год мощный шторм р
Оглавление

Анатолий по образованию биолог. Ещё студентом он уехал на Чукотку изучать моржей и в 1985 году остался там жить. Почти четыре года проработал в Морской зверобойной инспекции на мысе Шмидта, затем – в заповеднике на острове Врангеля.

Север стал для него второй родиной: здесь Анатолий Кочнев прожил больше половины жизни и позже создал базу данных по конфликтам белых медведей с людьми.

– После третьего курса института полтора месяца я провёл на необитаемом острове в Беринговом проливе – и мне это сразу понравилось. Я каждый год провожу среди диких зверей по несколько месяцев – историй, связанных с ними, у меня, конечно, очень много, – поделился старший научный сотрудник ИБПС ДВО РАН.

Одна из них запомнилась надолго.

Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ
Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ

На одном острове с двумя десятками медведей

В 2003 году Кочнев с напарником обустраивал базу на острове Колючин в Чукотском море – маленьком, площадью всего полтора на четыре километра. Тогда там не было ничего. Лишь позже, благодаря их исследованиям, остров вошел в национальный парк «Берингия».

В тот год мощный шторм разбил лёд вдоль всего побережья Чукотки. Белые медведи оказались отрезаны от материка и собрались на Колючине. Более 25 особей – самцы, самки, медвежата – на крошечном клочке суши.

Поначалу коллеги вели себя предельно осторожно. Но месяц за месяцем бдительность притуплялась: звери встречались всё реже, а потому казалось, что они ушли.

Но это была лишь иллюзия.

Шестое чувство

В один из дней моржи вышли на край пляжа. Анатолий сел неподалёку, чтобы зафиксировать их количество. До дома отсюда всего 400 метров. Биолог не взял ни ракетницу, ни средства защиты – зачем, если нет никакой угрозы рядом. И вскоре пожалел о своём опрометчивом решении.

Над пляжем нависал обрыв высотой 30-40 метров. Анатолий сидел и считал моржей, когда вдруг у него возникло острое ощущение, что сзади кто-то есть. Он обернулся.

С обрыва на мужчину летел белый медведь.

Между ними расстояние в 15-20 метров. Зверь бежал осторожно, чтобы не сорваться. У человека же не оказалось рядом даже палки. И напарник на помощь не прибежит – он находился за выступом обрыва и ничего не видел. Нужно было срочно что-то предпринять.

«Не подходи, а то укушу»

Анатолий встал и отступил на пригорок, чтобы оказаться выше медведя. Когда тот выбежал на пологое место рядом, посмотрел человеку в глаза и замер. Сверху медведь не мог адекватно понять размеры жертвы – вероятно, принял мужчину за моржа.

Но тут начал сомневаться.

Биолог шагнул навстречу и зашипел. По-медвежьи это означает: «Не нарушай дистанцию со мной, иначе укушу». Зверь стал нюхать кочку, где сидел человек, и понял, наконец, кто перед ним.

Глаза медведя расширились. Он развернулся, пробежал между моржами, плюхнулся в воду и уплыл.

Только тогда Анатолий смог выдохнуть и уйти домой.

«Нападение хищника на человека – вина последнего»

Кочнев уверен: побеги он тогда – быстро распрощался бы с жизнью. От медведя ни в коем случае нельзя бежать, нельзя поворачиваться спиной. Его спасло шестое чувство и опыт жизни среди хищников. Если бы Анатолий не оглянулся, медведь просто навалился бы сверху – и всё.

За годы на Севере биолог пережил около двадцати нападений медведей. И каждый раз, считает он, исключительно по его вине.

– Любое нападение хищника на человека – это вина последнего. Ведь это не дикие звери приходят к вам, а вы приходите в их мир. Они-то, в отличие от вас, не выбирают, где жить.

Друзья, если вам было интересно читать, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Читайте также: