Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Медведь сорвал дверь с петель»: как брошенный в ямальской тундре геолог в одиночку выживал 11 дней

Он был уверен: три дня одиночной экспедиции пройдут спокойно. Простая работа, знакомая территория, короткий маршрут. Но цепочка неверных решений превратила будничное задание в испытание, где на кону была человеческая жизнь. Почему Евгений остался один в ямальской тундре и как выживал первые восемь дней, мы рассказали в первой и второй частях истории. Сон прервал неприятный запах. Ноздри обжигало тяжёлое амбре псины. Сердце забилось чаще, мужчину охватила паника. Он почувствовал – в избе кто-то есть – и инстинктивно схватился за нож. В тот момент геолог вдруг понял, почему в зимовье был такой бардак, когда он обнаружил его. Раньше Евгений списал увиденное на половодье, но теперь пазл сложился: слетевшая с одной петли дверь, разбросанные вещи – это всё учинила не вода. Это был он – Хозяин тайги. Евгений прижался спиной к стене, подтянул босые ноги к груди и затаился. Сквозь висевшую у дверей одежду мало что можно было разглядеть, но даже это щели оказалось достаточно. Сердце чуть не вырв
Оглавление

Он был уверен: три дня одиночной экспедиции пройдут спокойно. Простая работа, знакомая территория, короткий маршрут. Но цепочка неверных решений превратила будничное задание в испытание, где на кону была человеческая жизнь.

Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ
Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ

Почему Евгений остался один в ямальской тундре и как выживал первые восемь дней, мы рассказали в первой и второй частях истории.

Сон прервал неприятный запах. Ноздри обжигало тяжёлое амбре псины. Сердце забилось чаще, мужчину охватила паника. Он почувствовал – в избе кто-то есть – и инстинктивно схватился за нож.

В тот момент геолог вдруг понял, почему в зимовье был такой бардак, когда он обнаружил его. Раньше Евгений списал увиденное на половодье, но теперь пазл сложился: слетевшая с одной петли дверь, разбросанные вещи – это всё учинила не вода. Это был он – Хозяин тайги.

Евгений прижался спиной к стене, подтянул босые ноги к груди и затаился. Сквозь висевшую у дверей одежду мало что можно было разглядеть, но даже это щели оказалось достаточно. Сердце чуть не вырвалось из груди, когда в проёме мелькнул рыже-серо-бурый бок массивного зверя. Вонь, едкая и кислая, ударила в нос. Он сжал зубы, чтобы не выдать себя кашлем.

Секунды растянулись в вечность. В голове промелькнула бородатая фраза: «Жизнь как зебра: полоса чёрная, полоса белая, а в конце…» Ничего хорошего в конце.

Встреча с Хозяином тайги

Страх будто сковал мышцы. Мозг вдруг «подбросил» услышанные давно истории о том, как старики ходили с рогатиной на медведя. Они рассказывали, что, когда зверь встаёт на задние лапы, можно успеть нанести удар ножом. Но это в теории. Сейчас всё, что он мог – сидеть, не дыша, и ждать развязки.

В следующее мгновение рухнула дверь. Громыхнула, сорвавшись с петли, и в проёме возник медведь – огромный, вальяжный, только после спячки. Запах, исходящий от него, был невыносим. От ужаса и отчаяния Евгений заорал.

Схватил чайник и метнул в зверя. Промахнулся. Металл звякнул о печную трубу, осыпав избу сажей и пеплом. Медведь, вздрогнув, боком прижался к раскалённой печи, взревел и, обдав пространство смрадом палёной шерсти, исчез.

Повисла тишина. Геолог ещё долго сидел, не двигаясь, будто приклеенный к стене. Тело трясло, дыхание сбивалось. Только боль в руке вернула ощущение реальности, ведь всё это время он не переставал крепко сжимать нож.

Нужно было как можно скорее покинуть избу – от дыма становилось плохо. Зверь вроде ушёл, а значит, можно попробовать встать. Мужчина решился выйти наружу.

Звук надежды

Шагнул босыми ногами в траву и вдруг почувствовал под пальцами что-то тёплое. «Ну как так-то… такой большой и суровый зверь, а такой недуг имеет?» – пронеслось в голове. Вот тебе и медвежья болезнь.

Девятый день стал днём передышки. Евгений помылся, постирал одежду, сварил макароны с тушёнкой и впервые за долгое время почувствовал себя почти человеком. Удалось даже поймать несколько рыб. На 40-граммовый шторлинг подцепил несколько щук и приличных язей.

Вечером, когда солнце клонилось к горизонту, где-то вдали послышался глухой стук: «тук-тук… тук-тук…» – ровные парные удары. Это не было похоже на звук, издаваемый деревьями или колёсами поезда. Это был человек. Сердце вновь забилось чаще, но теперь уже не от страха. Геолог просушил одежду, пополнил рюкзак и двинулся на звук.

«Средство от насекомых спасло мне жизнь»

Компас теперь не имел смысла. Единственным ориентиром стал тот самый «тук-тук». Евгений обошёл озеро и добрался до ручья, заваленного валежником. Низовой пожар превратил и без того труднопроходимые места в кошмарные: ивняк, краснотал и жимолость то и дело цеплялись за руки, словно не хотели пропускать.

Продвигаться было мучительно трудно. Только во второй половине десятого дня перед мужчиной открылась песчаная коса – широкая, с почти белым песком. Полчища комаров с мошкой, наконец, отстали. Он остановился и мысленно поблагодарил тех, кто был в зимовье до него.

– Бродяги, по возможности, кроме чая и тушёнки, оставляйте в избах средство от комаров. Мне половина пузырька жизнь спасла, – обратился позже он ко всем, кто живёт и ночует в подобных домиках.

Евгений всматривался в берега, пытаясь определить, на какую реку вышел: Лонгъюган? Левая Хетта? Обе впадают в Надым, то есть где-то там посёлки…

Дорога в неизвестность

Он погрузился в мысли, пока снова не услышал знакомое «тук-тук» – теперь громче и отчётливее. Звук раздавался вверх по течению.

Геолог отправился дальше. С каждым шагом песок под ногами становился плотнее, идти было легче. Главное – не потерять звук. Вечером, когда солнце застыло в зените, Евгений вышел на излучину реки. Перед ним возвышалась металлическая опора ЛЭП.

Это был шанс добраться до дома – пусть маленький, но настоящий.

Подойдя ближе, Евгений заметил свежую просеку. Он не стал торопиться. Решил восполнить силы перед финальной битвой с природой. Развёл костёр, устелил лапником пол шалаша, накрыл брезентом. Приготовил нехитрый ужин из щуки. В измельчённые в муку макароны добавил воды и пожарил на сковороде – получилось подобие хлеба. Поужинал и лёг спать, натянув капюшон и щедро намазав руки и лицо репеллентом.

Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ
Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ

Сон не приходил. Мужчина прислушивался к ночи, и когда усталость победила, ненадолго задремал. И вдруг снова «тук-тук… тук-тук…». Теперь уже совсем близко. Больше лежать здесь Евгений не видел смысла. Умылся, глотнул юшки, оставил на берегу лишний груз – брезент и целлофан – и, не оглядываясь, пошёл на звук.

Он не знал, куда именно приведёт его дорога, но впервые за все эти дни был уверен: люди – рядом. Только бы до них дойти…

Друзья, продолжение этой истории мы опубликуем совсем скоро.

Подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа», чтобы не пропустить его, а также другие интересные статьи и видео о силе человеческого духа и необычных поворотах судьбы.

Первая и вторая части: