CAUGHT SOMEWHERE IN TIME. Как сказал один слушатель о вступительном риффе, когда его слышишь, сразу хочется встать и куда-то пойти. Действительно, песня окрыляет с самых первых нот, потом разгоняется в фирменный мэйденовский галоп. Текст, повествующий о путешествии во времени. Если говорить ближе к тексту – о человеке, продавшем демону душу за такую возможность, и в итоге застрявшем где-то не там. Впрочем, Харрис в комментариях к песне оккультную составляющую опускал:
"Caught Somewhere In Time" рассказывает о кошмарном путешествии во времени из–за неисправности - или неправильного использования! – машины времени.
(Стив Харрис, интервью журналу “Enfer”, 1986).
В сочетании с космическими гитарами и стремительным темпом песня сходу настраивает на полёт и несёт слушателя куда-то вдаль.
WASTED YEARS – блестящий хит авторства Смита, недаром избранный для сингла, начинающийся с одного из популярнейших риффов (надо сказать, что рифф я услышал и запомнил на всю жизнь раньше, чем узнал, что это за песня). Номер достаточно простой на фоне обычного мэйденовского творчества, граничащий с более лёгкими жанрами (можно понять, чего опасался Бёрч, когда слышал песни Смита). Песня, однако, не выглядит инородным телом в альбоме, при этом здорово его разнообразит.
Как и многие хиты в истории музыки, песня сложилась и попала на альбом практически случайно. Когда зимой в начале 1986 года Смит работал над идеями в своем номере в отеле, где группа писала песни, Харрис постучал в его дверь, желая услышать что-нибудь новенькое. «Я включил на магнитофоне несколько вещей, которые не вызвали особой реакции», - вспоминал Смит. Однако далее последовала запись нисходящего риффа с открытыми струнами, после чего Смит нажал «стоп». «Что это?» - спросил Харрис. Смит не считал этот набросок чем-то серьёзным и полагал, что он звучит слишком коммерчески для Iron Maiden, но Харрис сказал: «Мне на это наплевать». Позже Эдриан вспоминал: «В тот вечер после ужина я вернулся в свою комнату и дописал песню “Wasted Years”. Забавно – если бы я случайно не включил ему демо-версию, она никогда бы не стала песней Maiden».
Текст – один из лучших у группы. Что нечасто случается с Мэйден, он повествует не об отвлечённых вещах, а по-настоящему раскрывает душу и переживания автора. Здесь и усталость от дороги (наверняка навеянная предыдущими утомительными годами гастролей), и сожаление об уходящем времени, и призыв не унывать и осознать, что золотые годы – это те, в которые ты сейчас живёшь.
На песню был снят клип с нарезкой кадров из прошлых лет жизни группы. Кроме того, песня дала название документальному сборнику, выпущенному в 1987 году и получившему название “12 Wasted Years” (именно столько лет тогда им исполнялось). Просматривая эти материалы и «подведения итогов» сейчас, невольно усмехаешься тому, какими, наверное, взрослыми, опытными и умудрёнными казались себе музыканты в том году. Однако, несмотря на молодость и долгий путь впереди, тогда ими уже было сделано очень и очень много – достаточно, чтобы вот так красиво оглянуться назад и поразмыслить о времени и своём месте в нём.
SEA OF MADNESS. Красивейшая пьеса – ещё одно произведение Смита, повествующее о том, как горе и страдания этого мира способны повергнуть человека в безумие. Оно аллегорически предстаёт морем – неизведанным и страшным, и не поймёшь, можно ли в нём доплыть до какого-то берега. Величественные мелодии рождают в воображении картины полёта над таким внутренним морем человеческой души:
Это безумие, и солнце не светит
В море безумия нет ветра, что наполнил бы твои паруса
Безумие – когда всё, что ты видишь, приносит тебе лишь грусть
И мы идём к морю…
HEAVEN CAN WAIT. Бодрая мажорная вещь авторства Харриса. Редко в творчестве Мэйден встретишь настолько весёлые мелодии, однако – вот вам. Наряду с “Wasted Years” – один из самых популярных концертных номеров (в середине песни к микрофонам традиционно выходит подпеть группа счастливчиков-фанатов). Песня повествует о человеке, вышедшем из тела (во сне или в предсмертном состоянии) и видящим себя со стороны. В это время некто зовёт его уйти в землю обетованную, но человек желает остаться здесь – мол, небеса подождут.
Ввиду своей весёлости песня несколько выбивается из канвы творчества группы. На стадии написания Харрис опасался, что она будет звучать слишком мэйнстримно, но впоследствии решился на смелый шаг и не прогадал.
- Брюс сказал мне, что ты беспокоился, что некоторые треки звучат "мейнстримно"...
- Ах, гaдёныш! Было так: когда я начал писать, я написал хоровую часть – ту, что в "Heaven Can Wait". Это правда– я думал, что она может звучать "мейнстримно". Брюс прослушал это, и я рассказал ему о своих опасениях... Но я знал, что, как только другие начнут работать над песней, все будет оформлено совсем по-другому. А Брюс сделал из этого историю!
С другой стороны, я не то чтобы совсем против мейнстрима. Это просто не мое.
(Стив Харрис, интервью журналу “Hard Rock”, 1986).
LONELINESS OF THE LONG DISTANCE RUNNER. Песня основана на событиях одноимённого фильма Тома Ричардсона (1962). Можно выиграть забег и достичь финиша первым, но можно ли убежать от себя и окружающего мира, который к тебе не милостив? Харрис, всегда оптимистичный, видел здесь и иные нюансы:
«Тема очень проста: в жизни вы должны бежать, двигаться вперед, даже если это означает, что вам придется бежать в одиночку. Просто двигайтесь дальше, не заботясь о том, что люди могут сказать о вас».
(Стив Харрис, интервью журналу “Enfer”, 1986).
По-настоящему драматичный сюжет, подчеркиваемый тревожной мелодией. Нетипичный для большинства песен Мэйден акцент на первую долю выделяет эту вещь из общей картины и заставляет прислушаться повнимательнее – песня очень запоминается.
DÉJÀ VU. Название говорит само за себя. Песня посвящена переживаниям, с которыми сталкивался, наверное, каждый. Вам кажется, что вы уже что-то видели и где-то были, и даже знаете, что будет дальше, но природа этого вам неясна. Песня незамысловата и кажется проходной – но это именно на фоне остальных блестящих номеров альбома. В целом – весьма достойное полотно, рядом с которым многие более поздние опыты коллектива не стоят и близко.
Это единственная пьеса альбома, в написании которой принял участие гитарист Дэйв Мюррей. Настоящая редкость – до того он поучаствовал в написании “Still Life” (альбом “Piece Of Mind”, 1983), а ещё раньше – “Twilight Zone” (альбом “Killers”, 1981) и “Charlotte the Harlot” (дебютный альбом, 1980).
Харрис в одном из интервью тех лет шутил, что Мюррей пишет «по полпесни при голубой луне» (“in a blue moon” – английская идиома, означающая крайне редкое явление, ср. с нашими «раз в пятилетку», «когда звёзды сойдутся», «после дождика в четверг» и пр.). Что ж, в этот раз, видимо, звёзды сошлись, Луна нужного цвета взошла, и всё получилось – жаль, не так мощно, как в прошлые годы, но тем не менее.