Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

В 22 года уехала с тремя детьми кочевать по тундре: почему северянка променяла дом на чум

Алёна привыкла жить в комфортных условиях. Родилась она в Салехарде, там же окончила школу и колледж по специальности «Дошкольное образование». С детства жила в посёлке Зелёный Яр, потом родители приобрели квартиру в Аксарке. Познакомившись с молодым человеком на празднике День оленевода, девушка и не думала, что вскоре ей придётся оставить свой посёлок и умчаться в тундру. После замужества оленевод увёз её к себе, и Алёна начала знакомиться с традициями кочевников. – Первое время и морально, и физически было тяжело, – вспоминает северянка. – Не привыкла жить в такой обстановке, уставала с непривычки. По сравнению с городом тут было тяжело. Чум ставить, управлять оленями, ездить на них я не умела. Родители далеко – тосковала по ним, хотелось в город. В 2020 году Алёна вернулась в Аксарку. Вместе с мужем они приняли решение, что троих маленьких детей лучше пока воспитывать в посёлке. Кочевать с ними боялись. Многодетная мама устроилась работать в детский сад, а в 2022 году окончательно
Оглавление

Алёна привыкла жить в комфортных условиях. Родилась она в Салехарде, там же окончила школу и колледж по специальности «Дошкольное образование». С детства жила в посёлке Зелёный Яр, потом родители приобрели квартиру в Аксарке.

Познакомившись с молодым человеком на празднике День оленевода, девушка и не думала, что вскоре ей придётся оставить свой посёлок и умчаться в тундру. После замужества оленевод увёз её к себе, и Алёна начала знакомиться с традициями кочевников.

Кадр из программы «Мнение» | «В 22 года уехала жить в тундру»/ АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из программы «Мнение» | «В 22 года уехала жить в тундру»/ АНО «Ямал-Медиа»

«Не привыкла жить в такой обстановке»

– Первое время и морально, и физически было тяжело, – вспоминает северянка. – Не привыкла жить в такой обстановке, уставала с непривычки. По сравнению с городом тут было тяжело. Чум ставить, управлять оленями, ездить на них я не умела. Родители далеко – тосковала по ним, хотелось в город.

В 2020 году Алёна вернулась в Аксарку. Вместе с мужем они приняли решение, что троих маленьких детей лучше пока воспитывать в посёлке. Кочевать с ними боялись. Многодетная мама устроилась работать в детский сад, а в 2022 году окончательно перебралась в тундру.

Кадр из программы «Мнение» | «В 22 года уехала жить в тундру»/ АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из программы «Мнение» | «В 22 года уехала жить в тундру»/ АНО «Ямал-Медиа»

– Когда второй раз поехала, там уже сама ездила в упряжке, искала сама, куда ставить чум. Уже было покомфортнее. Помогал мне муж, подсказывал тоже он. Когда я во второй раз переехала, мы с ним остались вдвоём. Шитью обучала двоюродная сестра – её чум стоял рядом с нами. Ходила к ней, спрашивала.

«Родители не хотели отпускать в тундру»

Поначалу родители не хотели отпускать Алёну в тундру. Говорили, что будет тяжело жить там. Но любовь оказалась сильнее всех трудностей. Со временем женщина обучилась всему, и мама с папой изменили своё мнение. Хотя скучают по дочери и трём внучкам.

– Где мы летом кочуем, там нет связи, и нам выдавали спутниковые телефоны. На пару минут через недельку, через две недельки звонила родителям узнать, всё ли хорошо, просто с ними поговорить. На спутниковом телефоне стоит ограничитель – 200 минут всего на целый год. Вот стараешься звонить. Хоть реже, но лучше позвонить родителям.

Кадр из программы «Мнение» | «В 22 года уехала жить в тундру»/ АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из программы «Мнение» | «В 22 года уехала жить в тундру»/ АНО «Ямал-Медиа»

Раньше семья каслала там, где связь отсутствует. Перед каждой поездкой или когда оказывались возле населённых пунктов Алёна набирала маму с папой. Говорила, куда они держат путь. Теперь же молодые супруги ставят чум там, где ловит мобильная связь.

«Младшая дочь боялась любой шерсти»

Родители иногда приезжают в гости. Первое время многое было непонятно – они никогда не носили кисы, малицу – но потом освоились. Дочки тоже не сразу привыкли к новому месту жительства.

Кадр из программы «Мнение» | «В 22 года уехала жить в тундру»/ АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из программы «Мнение» | «В 22 года уехала жить в тундру»/ АНО «Ямал-Медиа»

– Младшей годик был, когда мы поехали в тундру. Она вообще не понимала и боялась шкур. Любой шерсти она боялась. Пожили – потихонечку привыкла.

Женщина признаётся: иногда случаются моменты, когда опускаются руки и кажется, что она ничего не может больше делать. Особенно во время осенней кочёвки.

– Холодно, рано надо вставать, так как световой день очень короткий. В 4 утра встаём, чум снимаем. До 8 утра нам надо уже выехать, чтобы засветло приехать на новое место и поставить чум. И так каждый день. Иногда стоим по два дня. От погоды ещё зависит. В пургу, метель стараемся не каслать.

«Бегала от оленей к детям – и обратно»

Однажды летом супруг Алёны, Алексей, отправился на поиск оленей. Жена осталась с основным стадом и тремя детьми. Нужно было приглядывать и за теми, и за другими.

-5

– Когда олени отдыхали, бегала в чум, чтобы проверить детей. Потом снова за оленями бежала. Резко потеплело, и комары появились. Олени у меня стали дико бегать – я за ними не успевала. А там рядом была гора – я их в гору пустила. Потом залезла на гору, пришлось их спустить. К тому времени Алексей уже в чум вернулся, пока я ходила по горе.

Жизнь в тундре требует много сил как физических, так и моральных. Алёне поднимают настроение мысли о родителях.

– Когда понимаешь, что едешь ближе к маме и папе, подумаешь о них, поспишь, отдохнёшь – и восстанавливаешься. А утром вновь встаёшь и снимаешь чум. И едешь дальше…

Друзья, если вам было интересно читать, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Читайте также: