Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Не приняли в семью»: за что северные кочевники могут вернуть жену родителям

В тундре жизнь начинается до рассвета. Ветер гудит в оленьих шкурах, искры вырываются из железной печки – и в полутьме уже слышно, как хрустит снег под ногами женщины. Она собирает его в мешок – на день таких нужно три, чтобы растопить воду для питья, еды и умывания. Вода здесь не льётся из-под крана, а добывается, как всё остальное – трудом. Пока мужчины ещё спят, хозяйка подкидывает дрова в печь, ставит чайник и готовит завтрак. Потом кормит собак. К полудню она проходит несколько километров, не покидая жилища. Уборка, стирка, готовка – всё на ней. Мужчины не помогают убирать со стола, иначе могут «распугать дичь», как гласит примета. От супруги многое зависит. Поэтому к выбору спутницы жизни подходят серьёзно, жениться не спешат. Критерии выбора здесь совершенно другие. – Она должна быть из семьи оленеводов. Если ни чум собрать, ни малицу шить не умеет – в тундре умрём с голода, – объясняет 23-летний оленевод. Раньше будущих мужа и жену знакомили родители. Если у друзей примерно в о
Оглавление

В тундре жизнь начинается до рассвета. Ветер гудит в оленьих шкурах, искры вырываются из железной печки – и в полутьме уже слышно, как хрустит снег под ногами женщины. Она собирает его в мешок – на день таких нужно три, чтобы растопить воду для питья, еды и умывания. Вода здесь не льётся из-под крана, а добывается, как всё остальное – трудом.

Фото: evgenii mitroshin/Lalandrew/Shutterstock/Fotodom
Фото: evgenii mitroshin/Lalandrew/Shutterstock/Fotodom

«С такой в тундре умрём с голода»

Пока мужчины ещё спят, хозяйка подкидывает дрова в печь, ставит чайник и готовит завтрак. Потом кормит собак. К полудню она проходит несколько километров, не покидая жилища. Уборка, стирка, готовка – всё на ней. Мужчины не помогают убирать со стола, иначе могут «распугать дичь», как гласит примета.

От супруги многое зависит. Поэтому к выбору спутницы жизни подходят серьёзно, жениться не спешат. Критерии выбора здесь совершенно другие.

– Она должна быть из семьи оленеводов. Если ни чум собрать, ни малицу шить не умеет – в тундре умрём с голода, – объясняет 23-летний оленевод.

Раньше будущих мужа и жену знакомили родители. Если у друзей примерно в одно время рождались мальчик и девочка, могли договориться заранее о свадьбе через 18 лет. Мальчика нередко отдавали в семью невесты, чтобы тот наглядно показал – он способен стать хозяином чума.

Что для кочевников значит «красота»

Жён оленеводов зовут «чумработницами». Их «рабочие будни», растянувшиеся на всю неделю, начинаются в шесть утра и заканчиваются ближе к полуночи. Женщины собирают и разбирают чум, шьют одежду, выделывают шкуры, колют дрова, ухаживают за детьми и поддерживают тепло в чуме.

– У нас всегда чумработница была на первом месте, это не профессия, это жизнь женщина в чуме, от нее все зависит, если она хорошая женщина, она одевает, шьет, выделывает шкуры, – отметил потомственный рыбак и оленевод Павел.

В сентябре этого года у чумработниц появился официальный статус – «работник кочевого жилища». Женщины, кочующие по тундре вместе с мужьями, теперь могут получать зарплату и пенсию наравне со всеми.

Кочевницы не красятся, не носят украшений. Главной гордостью женщины считаются её руки, а значит, мастерство. Чем искуснее она шьёт, тем привлекательнее для противоположного пола. Определяют это по орнаментам и швам: чем сложнее узор, тем больше восхищения вызывает северянка. Наряд рассказывает обо всём: о достатке, об умении, о трудолюбии. Поэтому рукоделию обучают с малых лет.

«Девушек не хватает»

Но времена меняются. Всё больше девушек уезжает получать среднее профессиональное или высшее образование в города.

– Девушек не хватает. Многие уезжают учиться в город, там и остаются, – вздыхает северянин Алексей.

Его жена Рая добавляет:

– Не хотят девчонки возвращаться в тундру. Хочется, чтобы дочерям было легче жить. Пусть они учатся, чтобы у них всё было не как у нас. Здесь сложно, понимаете? Я им даже не показываю, как шкуры выделывать или шить. Я не хочу!

И всё же в тундре продолжают создаваться семьи. Молодые знакомятся на Дне оленевода или в соцсетях, а потом родители едут свататься. Свадьбу обычно назначают на осень, чтобы успеть за лето подготовить приданое. Союзы между северянами из кочевых семей, по обыкновению, очень крепкие. И всё суровый образ жизни не каждый в силах вынести:

– Был случай у нас здесь: девушку вернули родителям. Не приняли отец и мать жениха. Хотя она родила от него ребёнка, – поделилась ненка Алевтина. – Причиной стало: не смогла жить в тундровых условиях, в чуме. Хотя есть те, которые всю жизнь жили в посёлке, а потом выходят замуж и ведут кочевой образ жизни. И потихоньку всему учатся.

Несмотря на то, что молодёжь всё чаще перебирается в города, по-прежнему есть те, кто возвращается в тундру – на свою родину.

Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Читайте также: