Попалась тут недавно вот это фото с изображением лидеров стран социалистического лагеря поздних времён СССР:
И удивительный факт: спустя шесть десятков лет вспомнились пофамильно все персонажи! До единого! Хотя чему тут удивляться - ведь все они были «долгоиграющими» руководителями (большинство «рулили» своей страной по два десятка лет), а потому постоянно были на слуху у советских людей. Слушаешь в 1960-1970-ые радиоприёмник (а он не выключался с 6.00 утра и до полуночи) или смотришь телепрограмму «Время» - и опять про них, родимых: этот приехал туда, этот встретился с тем-то, третий заявил что-то... Помнится, мы заучивали их фамилии даже в школе! Зачем?
Думается, сегодня представителям старших поколений интересно вспомнить это время и тех, кто руководил государствами «социалистического пути развития» (так их тогда называли в СССР) вплоть до полного развала соцлагеря. А там фигурируют действительно очень интересные персонажи!
Но сначала небольшая предыстория.
К моменту смерти Сталина «зона влияния» СССР в Европе была в основном «обустроена»: во всех восточноевропейских странах были созданы тоталитарные государства коммунистического типа, во главе которых утвердились руководители, безраздельно преданные Советскому Союзу и лично его вождю. Всякие разговоры о «специфическом, национальном пути к социализму» были прекращены, и все «страны народной демократии» пошли к объявленной цели одним и тем же (советским) путём: национализация земли и промышленного производства, коллективизация крестьянства, организация жёсткого централизованного планирования госэкономики, тотальный партийно-государственный контроль за всеми видами информации, постоянная массированная пропагандистская обработка населения и т.д.
Некоторое исключение в общем ряду представляла собой Югославия, в которой была создана схожая с советской партийно-государственная система, однако «замыкалась» она не на СССР и Сталине, а на местном вожде Тито. К тому же, многочисленные разногласия между двумя государствами и растущие амбиции Тито, претендовавшего на руководящие позиции на Балканах и на проведение самостоятельной внешней политики (что далеко не во всех случаях согласовалось с внешнеполитическим курсом СССР), привели к тому, что в 1949 году Советский Союз разорвал отношения с Югославией. И началась пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию югославского руководства.
При этом «гарантом прочности» коммунистических режимов была советская армия, части которой продолжали находиться на территории почти всех восточноевропейских стран, кроме Югославии и Албании.
Начну цикл публикаций с югославского лидера Иосипа Броз Тито (при рождении Иосип Броз, а Тито - партийный псевдоним, соединившийся с фамилией), которого до сих пор считаю «политической глыбой» и одним из наиболее влиятельных и харизматичных восточноевропейских лидеров. Возглавлял он страну с 1953 по 1980 год.
Он хорошо знал русский язык, поскольку часть его жизни была тесно связана с Россией: в молодые годы он участвовал в Первой мировой войне в составе австро-венгерской армии, в Гражданскую служил красногвардейцем, был ранен, находился в плену, работал слесарем-механиком, а позднее - в Москве в Коминтерне...
Здесь же в 1917 году Тито стал кандидатом в члены партии большевиков, вступив в югославскую секцию РСДРП (б). А ещё повстречал свою первую любовь - Агафью Бирюкову (та родила от него дочь Нюру) и женился на 14-летней Пелагее Белоусовой. При заключении брака супруги взяли фамилию Брозович и вскоре покинули Россию, уехав в Югославию.
В 1937 году он стал лидером Компартии Югославии. В годы Великой Отечественной войны Тито возглавил национально-освободительное движение и совместно с силами Болгарии и частями Красной Армии участвовал в освобождении страны. За большой вклад в победу над гитлеровской коалицией он стал последним кавалером ордена «Победа».
Иосип выстроил прекрасные отношения с Иосифом (Сталиным). В ряде источников можно отыскать крамольное предположение, что последний рассматривал его даже в качестве своего преемника!
Но когда Тито захотел вести более самостоятельную политику, советский вождь ему этого не простил. Не совсем понятно, когда именно они, ещё вчера прекрасно относившиеся друг к другу, вдруг испытали обоюдную ненависть и прошли точку невозврата. Ясно одно: Сталин не мог потерпеть даже намека на конкуренцию. Тем более, со стороны человека, которого он всегда считал ниже себя по рангу. Дошло до того, что советский вождь в какой-то момент всерьёз рассматривал возможность нападения на Югославию для свержения правительства или физическую ликвидацию Тито.
Конфликт между двумя союзниками, очень близкими государствами, молниеносно переросший в полный разрыв отношений, правильнее рассматривать не как ссору между двумя народами, а как личную неприязнь двух конкретных людей - Сталина и Тито.
Охлаждение советско-югославских отношений наметилось ещё в конце 1947- начале 1948 годов, и произошло это из-за ухудшения албано-югославских отношений. Разрыв отношений привёл к печальным последствиям: почти полному исчезновению в Югославии довоенной русской общины и репрессиям в отношении оппозиции, которая выступала за дружбу с СССР. Не обошлось и без борьбы с памятниками советским воинам: так, в 1951 году в Белграде снесли памятник павшим при освобождении города советским бойцам, установленный в ноябре 1944 года на площади Республики. В итоге советско-югославский конфликт перерос в настоящую «холодную войну» между Югославией и советским блоком, что привело к сближению первой с США и их союзниками.
В 1953 году Тито избрали президентом страны, каковым он являлся до конца жизни. Его внутренняя политика, которую считали объединяющим символом, сохраняла мирное сосуществование народов Югославской федерации, а внешняя была построена на лавировании между советским и американским блоками и базировалась на политике неприсоединения. Всё это привело к тому, что Белграду на разных исторических этапах оказывали помощь как США, так и СССР. Следует признать, что за весь период правления Тито уровень жизни и экономического развития СФРЮ был самым высоким в странах социалистического лагеря, кроме ГДР.
Несмотря на то, что при Хрущёве (к началу 1960-ых) отношения Югославии с Советским Союзом нормализовались, югославская компартия во главе с Тито и далее продолжала находиться в противостоянии идеологическому и политическому давлению СССР.
Приход к власти в СССР Брежнева в октябре 1964 года не привёл к ликвидации советско-югославских противоречий. Более того, ввод войск в Чехословакию привёл к резкому ухудшению отношений. Вопрос о возможности советского вторжения в Югославию некоторое время оставался открытым, и только в июне 1969 года Брежнев пошёл на примирение с Белградом. После чего была свёрнута антиюгославская кампания в советской печати, а визиты советских руководителей в Югославию и югославских в СССР стали частым явлением.
После смерти Тито страна была обречена. Дело не только в том, что не было столь яркой фигуры - просто никто из многочисленных последователей не был своим для всей страны, никто не был истинно югославом. По завещанию Тито пост единоличного главы государства был упразднён, а во главе страны встал Президиум, в котором теперь по очереди (в течение одного года) председательствовали представители всех республик и автономных краёв. Отсюда и такая чехарда, в которой трудно не запутаться. Однако это решение (вроде бы демократическое) явно не пошло во благо страны, впавшей в многолетний кризис: экономический - с высокой инфляцией, безработицей и ростом внешнего долга; и идеологический - когда власть партии и поддерживаемые ей нарративы о прошлом и настоящем Югославии стали предметом критики.
Все это привело к событиям 1990-1992 годов, в результате которых СФРЮ перестала существовать, распавшись на отдельные республики.
Представляется любопытной реакция народа на смерть своего вождя. Когда 4 мая 1980 года во время футбольного матча в Сплите между местной командой «Хайдук» и белградской «Црвеной звездой» пришла весть о его смерти, игра была тут же прервана, футболисты и судьи собрались в центре поля. По лицам судей и спортсменов обеих команд (и сербов, и хорватов) текли слёзы, а почти 50 тысяч зрителей без всякой команды встали и запели: «Товарищ Тито, мы тебе клянёмся, что с твоего пути не свернём!».
Тито был захоронен в мавзолее «Дом цветов» в Белграде, до 1992 года здесь по образцу поста №1 у мавзолея Ленина несли вахту двое караульных. И также порой в Сербии идут дискуссии о его перезахоронении...
Одни считают Иосипа Броз Тито виновным в распаде Югославии, который сопровождался межэтническими военными конфликтами и тяжёлым экономическим кризисом (в частности, из-за невозможности расплатиться по кредитам), другие же тоскуют по экономическому благополучию при нём (почти как у нас о брежневской эпохе!). Его сторонники чаще всего используют лозунг: «Слесарь был лучше!».
Ещё одним претендентом на лавры Сталина был Энвер Ходжа - руководитель Народной Социалистической Республики Албании, возглавлявший страну рекордный по мировым меркам срок - с 1944 по1985 год! Среди прочих лидеров восточноевропейских государств он был действительно идейным, а не «ситуационным» сталинистом: политика «вождя народов» вызывала у него прямо-таки восхищение.
Впервые он встретился со Сталиным в 1938 году, когда учился в Москве в институте Маркса-Энгельса-Ленина и в Институте иностранных языков, занимаясь между делом переводами на албанский речей и книг Сталина. Эта встреча стала важным событием в жизни молодого Энвера и способствовала его идейной убеждённости. Он пообещал советскому лидеру сплотить албанских коммунистов в единую большевистскую партию, и обещание своё сдержал.
В годы войны Албания стала одной из стран в Европе, освобождённой от немецкой оккупации силами национально-освободительной армии. Побывав в июне 1945 года на Параде Победы в Москве и встретившись с советским руководством, Ходжа смог добиться технической и экономической помощи со стороны советского государства: уже спустя два месяца в Албанию из СССР прибыли первые грузовые суда с машинами, оборудованием, медикаментами и продовольствием.
Необходимо отметить, что долгое время Албания была подвержена влиянию Югославии и СССР, с помощью которых (до разрыва) строились железные дороги и школы, новые города и посёлки, оснащалась албанская армия. Именно поэтому в послевоенное время советское руководство применяло формулу «Албания - спутница Югославии». В частности, на приёме в Кремле в 1947 году Ходжа заявил: «Сталин и Советский Союз - наши спасители и товарищи. Мы, албанцы, клянёмся вам в вечной дружбе и преданности!».
Албания и СССР действительно были добрыми союзниками вплоть до XX съезда КПСС. Когда Хрущёв выступил с закрытым докладом о «культе личности» Сталина, Ходжа и Чжоу Эньлай в знак протеста покинули съезд, не дождавшись его закрытия.
Подспудно противоречия между двумя странами нарастали. Ходжа был не согласен с политикой хрущёвской либерализации уклада в СССР, холодно относясь ко всей последующей политике партийного руководства советской страны и осторожничая с его лидерами из-за слухов о намеренном убийстве Сталина.
К началу 1960-ых руководство Албании окончательно вышло из-под советского влияния, а после того, как Хрущёв запустил новый виток десталинизации и подверг резкой критике Ходжу, обвинив того в массовых репрессиях и беззакониях, албанская сторона разорвала дипломатические отношения с СССР (те были восстановлены лишь в 1990 году после смерти албанского лидера) и резко переориентировалась на Мао Цзэдуна. Но приход к власти реформистов в Китае привёл к разрыву отношений и с этой страной.
К этому времени в Албании возникла фактически самобытная идеология ходжаизм (или энверизм): в стране расцветали культы Ходжи и Сталина, которого первый считал образцовым руководителем; идеологических и политических врагов называли «хрущёвцами» и «титовцами». Ходжа говорил: «У албанцев нет идолов и богов, но есть идеалы - это имя и дело Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина». Албания стала стала первым в мире атеистическим государством, в котором верующие подвергались жёстким гонениям, как при культурной революции в Китае.
В 1970-ые небольшая и очень бедная Албания и вовсе «закрылась» для всего остального мира, сохранив отношения лишь с Китаем и Румынией. Но вскоре экономические причины на почве сокращения контактов с Китаем вынудили её увеличить торговлю с Югославией, скандинавскими странами и со странами СЭВ (кроме СССР) - больше помощи и сотрудничества ждать было не от кого. А в ожидании всеобщей ядерной войны построила огромное количество бомбоубежищ и дотов (до 750 тысяч), чтобы хватило для всего населения.
В 1985 году после кровоизлияния в мозг Энвер Ходжа скончался в возрасте 76 лет. Прощание происходило во дворце Сталина, на похороны из-за рубежа допустили только с десяток лидеров «истинных марксистско-ленинских партий» и эмиссаров. Телеграммы соболезнования, присланные из прочих зарубежных стран (в том числе из СССР, Италии и Югославии) албанцы отправили обратно.
Подведём итоги. За сорок лет правления Ходжи Албания добилась достойных (в некоторых случаях даже исторических) успехов в развитии промышленности, сельского хозяйства, образования, искусства и культуры. Уровень грамотности взрослого населения вырос с 5 до 98 %.
Будучи диктатором, Энвер Ходжа держал страну в «ежовых рукавицах». И первые годы после смерти албанского лидера прошли под знаком его заветов.
Но вскоре внутренняя и внешняя политика страны стали менее жёсткими, а на фоне общего кризиса коммунистической системы экономика страны деградировала. Да и всё прочее окончательно пришло в упадок. Неудивительно, что в 1990-ые в условиях полнейшей анархии на территории Албании нередко можно было услышать фразу: «При Энвере был порядок!».
Вот почему сегодня албанцы (как и многие люди старшего поколения бывшего СССР) скучают по былому величию страны, социальным благам и диктатуре пролетариата.
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!