Найти в Дзене
Blackwood history

Истории про историю. Средневековый мусор.

Люди производят какое-то невероятное количество мусора. Особенно тогда, когда собираются вместе и поселяются в больших городах. И если сейчас всеми этими отходами человеческой жизнедеятельности занимаются сразу несколько государственных служб, то как обстояли дела со всей этой не самой аппетитной историей в Средние века? Мы же знаем, что в большинстве городов средневековой Европы даже нормальной канализации не было. Да и о санэпиднадзоре во времена феодализма нам не то чтобы очень много известно. А мусор, как производная человеческого бытия, существовал уже и в те времена. Так неужели истории о том, что средневековые города были больше похожи на помойку, правдивы? А если нет, то как их жителям удавалось не утопать в горах бытовых отходов в те далекие времена, когда ни центров вторичной переработки, ни печей для сжигания мусора еще не придумали? Давайте разбираться. И первое, что хочется сказать по этому вопросу: средневековое и современное понятия "мусор" не тождественны. Нет, понятно,

Люди производят какое-то невероятное количество мусора. Особенно тогда, когда собираются вместе и поселяются в больших городах. И если сейчас всеми этими отходами человеческой жизнедеятельности занимаются сразу несколько государственных служб, то как обстояли дела со всей этой не самой аппетитной историей в Средние века?

Мы же знаем, что в большинстве городов средневековой Европы даже нормальной канализации не было. Да и о санэпиднадзоре во времена феодализма нам не то чтобы очень много известно. А мусор, как производная человеческого бытия, существовал уже и в те времена. Так неужели истории о том, что средневековые города были больше похожи на помойку, правдивы? А если нет, то как их жителям удавалось не утопать в горах бытовых отходов в те далекие времена, когда ни центров вторичной переработки, ни печей для сжигания мусора еще не придумали? Давайте разбираться.

Мусор был всегда...
Мусор был всегда...

И первое, что хочется сказать по этому вопросу: средневековое и современное понятия "мусор" не тождественны. Нет, понятно, отходы они во все времена отходы и есть. Но, как говорится, есть пара тонкостей. В данный момент, примерно три четверти всех отходов, что производит город, - это строительный мусор, пищевые отходы, упаковка всех видов и металлический лом. И все это, если мы говорим о Средневековье, в отходы, практически и не попадало.

Еды в феодальной Европе, даже во времена климатического оптимума XII - XIII века, никогда не бывало даже просто достаточно. Понятно, что вновь появившаяся возможность снимать по два урожая в год в землях Окситании и Северной Италии, серьезно так отодвинула опасность голода в целом. Но в любой момент средневековой истории были целые группы населения, недоедавшие постоянно. Поэтому все, что выросло на земле, все, что по ней ходило и бегало, а также плавало в реках и морях, подъедалось средневековыми горожанами подчистую.

Понятно, что какая-то часть продуктов, конечно же, безвозвратно портилась, но в сравнении с тем количеством пищи, что идет в отходы сейчас, это был фактически уровень статистической погрешности. От забиваемых животных, например, в выгребные ямы попадало только содержимое их желудка и небольшое количество несъедобного кишечника. Все остальное пускалось в дело. В общем, понятие "пищевые отходы", конечно, существовало, но в удельном весе городского мусора занимало микроскопическую часть.

Еды, никогда не бывает даже достаточно.
Еды, никогда не бывает даже достаточно.

Примерно та же самая история наблюдалась со строительными отходами. До самого конца XIV века большинство городов были не то чтобы очень большими. Территориально. А вот население их с улучшением климата и общей численностью людей в Европе довольно быстро росло.

К началу XIII века, например, в Лондоне проживало около пятидесяти тысяч человек, и это было на треть больше того, что насчитали в нем за пол века до этого. А население Парижа, второго по величине города Европы, за те же пятьдесят лет фактически удвоилось, перевалив за сто тысяч. И вот все эти люди проживали на, в общем-то, довольно небольшой территории, создавая чудовищный дефицит вообще всего, в том числе и строительных материалов.

Вообще, всё, что попадало в руки средневекового горожанина, даже если это был строительный мусор, довольно быстро применялось по назначению. Деревянные части шли в очаг, что позволяло экономить на далеко не бесплатных дровах. Глина и камень использовались в непрерывном ремонте фахверковых домов, составлявших основную массу средневековых зданий. В общем, все то же самое, что и с едой. Строительный мусор, конечно, был, но количество его из-за не очень высокого, мягко говоря, дохода большей части горожан было значительно меньшим, чем мы привыкли сегодня видеть.

Все пойдет в дело. Ну в крайнем случае пустим на дрова.
Все пойдет в дело. Ну в крайнем случае пустим на дрова.

Про металлолом, попадающий в отходы средневекового города, дорогой читатель, мы, наверное, даже не будем пробовать говорить всерьез. До самого XV века даже железо паршивого качества было серьезной ценностью, не говоря уже о стали высокого уровня передела. Поэтому все сломанные металлические инструменты, посуду и предметы обихода. Да, черт возьми, даже погнутые гвозди на помойке бы не оказались никогда. Всё это ремонтировалось, а если ремонт был невозможен, отправлялось в переплавку. Причем такой металлический лом, даже во времена классического Средневековья стоил вполне себе заметных денег. В том же Париже XIII века, согласно "Книге ремесел" Этьена Буало, были специальные люди, занимающиеся выкупом "сломанных и испорченных инструментов для того, чтобы продать их кузнецам".

Ну а с упаковкой, что сейчас занимает едва ли не больше четверти всех городских отходов, и так понятно. ее во времена благословенного Средневековья и вовсе не существовало. И снова вопрос был в общей бедности большей части населения Средних Веков. Концепция того, что может существовать одноразовая посуда, одежда, полотенце или та же самая упаковка, для жителя средневекового Парижа или Новгорода была бы, наверное, просто непонятна.

Вот так и получается, что большей части современного мусора, в феодальной Европе просто не существовало. Впрочем, даже то, что оставалось, было серьезной проблемой для средневекового города. Ну и понятно, что проблему эту как-то пробовали решать.

Кто сказал ценные вещи? По моему обычный мусор место которому в выгребной яме!
Кто сказал ценные вещи? По моему обычный мусор место которому в выгребной яме!

Уже с X века (а это на секундочку то самое время когда по всему миру ураганят викинги), в двадцатитысячном Париже появляется цех золотарей, чьей задачей была очистка города от мусора и нечистот. К XI веку появляются первые законы, регламентирующие выброс мусора и вывоз его за черту города. Впрочем, до самого XII века, судя подошедшим до нас источникам, основным генератором разнообразных отходов в крупных средневековых городах является скорее промышленное производство, а также бойни, порты и прочая городская инфраструктура. И только к середине века население появляется на страницах городских законов, как полноправный участник "свинской олимпиады".

  • Пусть никто не вываливает навоз или отбросы перед своим домом, если не желает немедленно вывезти их, за исключением предназначенных для этого мест, а именно: около мясных ларей, также около св. Стефана, и также около колодца на конном рынке, и около места, которое называется Гевирке. («Первое городское право Страсбурга». XII век.)

Впрочем, к этому времени сбор и вывоз отходов из крупных средневековых городов более или менее отлажен и зарегламентирован. Так, например, в Лондоне, кроме не идеально, но всё же действующих сточных канав, промываемых ручьями и водами Темзы, на каждый квартал или "большой дом" предписано иметь выгребную яму, которую цех золотарей должен очищать "не позже, чем на седьмой день". Ровно та же самая история происходит во всех крупных городах Британии и континентальной Европы. К XIII веку окончательно формируются основные принципы работы средневековых мусорщиков, а также их права и обязанности перед городом и его жителями.

С наступлением сумерек, золотари выезжали на улицы городов и, добравшись до «своих выгребных ям» лопатами и ведрами очищали их. После чего вывозили на свалки, расположенные за чертой города. Также, им предписывалось собирать мусор на улицах «своих районов». За один такой рейс, телега вывозила из города около полутонны отходов разного вида. А за ночь, опытный золотарь с хорошо подготовленной командой успевал обернуться два-три раза. К слову, с того-же XIII века мы видим, что городская стража, в чью задачу входило закрытие и охрана городских ворот ночью, получает предписания пропускать золотарей «столько раз, сколько им будет нужно». И это говорит о том внимании, которое уделялось очистке городов от мусора.

Поря тут прибраться.
Поря тут прибраться.

И тут нужно отметить, что мусорный бизнес, с самого начала был делом серьезным и уважаемым. Одно то, что в золотарный цех могли вступить только более или менее состоятельные люди, говорит о многом. Для того чтобы начать работы, ты должен был обладать "телегой особой конструкции, необходимым инструментом, лошадью и двумя помощниками", что для классического Средневековья было нормальным таким вложением капитала. Также ты должен был отдавать часть своего недельного заработка цеху и самостоятельно поддерживать свои средства производства в исправном состоянии. Впрочем, и зарабатывали золотари по средневековым меркам немало.

За вывезенную тонну мусора и нечистот лондонский, например, представитель не самой ароматной профессии получал от городских властей около двух шиллингов. И чтобы было понятнее, напомню, что обычный ткач, например, в то время получал в те времена три пенса за день работы, каменщик - четыре, а неблагородный всадник в кольчуге, со щитом, шлемом и копьем - от восьми до десяти пенсов. Два же шиллинга в день (то есть двадцать четыре пенса) получал от своего сюзерена рыцарь, оставшийся на службе после окончания положенного срока. Такие дела.

Городские власти, в свою очередь, получали деньги для оплаты труда золотарей налогами с других цехов и производств, . ну и с горожан, конечно. Но, впрочем, не одними налогами пополняется казна, и уже со второй половины XII века в городах начинают появляться штрафы за выбрасывание мусора, выплескивание нечистот, да и вообще за асоциальное поведение на городских улицах. Причем штрафы по средневековой традиции сразу сделали настолько убедительными и неизбирательными, что сами горожане, с тоской посмотрев на свои тощие кошельки, стали поддерживать чистоту своих улиц. Ну, как умели.

Так, например, в 1307 году, злодей по имени Томас был пойман горожанамив тот момент, когда он мочился на улице в чужом районе. На предъявленные ему обоснованные обвинения гражданин начал хамить, а после предложения прогуляться до выгребной ямы полез в драку, которая по милой традиции лондонских задворок немедленно переросла в поножовщину. Прибывшая на место конфликта городская стража нашла Томаса, еще недавно нарушавшего общественный порядок и чистоту города, в немного неживом виде. Опрос свидетелей показал, что замечание покойному делали какие-то неизвестные люди, которых жители квартала видели в первый и последний раз.

Похожая история произошла несколькими годами позже в Париже. Некий купец, неоднократно мусоривший на улице перед своей лавкой, настолько задолбал соседей, что они, собравшись однажды вечером, настигли его в тот момент, когда он шел из лавки домой, схватили и, избив, потащили к выгребной яме. Вероятно, с намерением показать, куда нужно выбрасывать отходы. Однако купец оказался не робкого десятка и дал отпор своим обидчикам. Прибывшие на место схватки парижская городская стража нашла два мертвых тела, а неподалёку от них - еще одного уважаемого горожанина, истекающего кровью.

И, казалось бы, какой ужас. Но нет, ужасом были штрафы, которые нужно было платить за мусор и отходы, выброшенные на улицу. С одного, например, только "мусорного" штрафа, полученного от цеха пивоваров в 1372 году, городской совет смог купить двенадцать телег и двадцать четыре лошади. Понятно, что обычный горожанин за подобные проступки платил меньше, но в любом случае даже самые маленькие поборы были чаще всего неподъемными и означали чаще всего ровно одно: попавший в жернова средневекового правосудия горожанин разорялся и попадал в долговую тюрьму.

Что вы имеете сказать по поводу трупа? Он мусорил на улице! Полностью оправдан!
Что вы имеете сказать по поводу трупа? Он мусорил на улице! Полностью оправдан!

Понятно, что все эти средневековые законы действовали совсем не так хорошо, как хотелось бы, и нарушались едва ли не с момента их написания. В том же Лондоне XIII века мусорных дел мастера, желая заработать как можно больше за меньшее время, собирали в свои телеги мусор, после чего перевозили его в дальние, окраинные районы города, где и выбрасывали. А так как работали эти замечательные люди преимущественно в ночное время, долгое время никто не мог найти виновников подобных происшествий.

В конце концов, жители районов Даугейта и Смитфилда были вынуждены даже организовать настоящую ночную стражу, которая следила за тем, чтобы золотари не превращали их кварталы в мусорную свалку. Что привело к множеству столкновений и нескольким жертвам. Потому что два шиллинга за тонну мусора - это серьёзные деньги. И терять их, из за какого-то глупого недовольства городской бедноты было недопустимо.

И такая-вот ситуация с мусором в средневековой Европе была плюс-минус везде. С одной стороны, со времен раннего Средневековья были вполне себе эффективно работающие цеха золотарных дел мастеров и законы, регламентирующие уборку городов, а с другой - человеческую жадность и хитрость тоже никто не отменял.

Тем не менее, со своей золотари более или менее справлялись. Нет, понятно, что, попав на улицы средневекового города, сотрудник современной санэпидстанции, скорее всего, немедленно бы умер от инфаркта. Ну или от радости, что нашёл такое немыслимое количество беспрецедентных нарушений. Но большая часть этих самых нарушений не была бы связана с мусором и отходами.

Средневековый город. Все не так плохо как кажется напервый взгляд.
Средневековый город. Все не так плохо как кажется напервый взгляд.

Да, на улицах города времен классического Средневековья, ну за исключением центральных, которые уже с XII века начали мостить камнем, было грязно. Причем иногда до такой степени, что после дождя невозможно было добраться из одного конца города в другой. Но говорить о кучах мусора и нечистотах, выплескиваемых из окна, мы совершенно точно не можем. Да, выгребные ямы, бойни и конюшни, находившиеся в черте города, совершенно точно не озонировали воздух. Но располагались они более или менее компактно и большей части горожан жить не мешали.

В общем, большой средневековый город показался бы нашему с тобой современнику скорее неустроенным, неубранным и, возможно, грязным, но совершенно точно не замусоренным и утонувшим в помоях. Ну, по крайней мере, если бы у такого наблюдателя хватило ума не соваться на совершеннейшие уже окраины вроде лондонского Aldgate или Shitbrook (Дерьмового ручья). Впрочем, попав туда, быстро бы стало ясно, что грязь на улицах - это меньшая проблема что поджидает путника.

Но погоди, автор, тогда почему такое большое количество исторических источников говорит нам о чудовищной замусоренности средневековых городов? Ну, ровно потому, что это правда. Вот только начался мусорный коллапс уже на исходе позднего Средневековья, когда первая волна перенаселения городов, вместе с Научно-технической революцией XV века превратили в натуральные муравейники не только королевские столицы, но и все более или менее значимые города. Количество горожан выросло, уровень их жизни стал выше, а значит, и разного мусора они стали производить заметно больше.

Ну так то мостить городские улицы стали еще с XI века.
Ну так то мостить городские улицы стали еще с XI века.

Именно тогда стало понятно, что дальше одними только золотарными цехами обходиться не получится. Срочно нужно было найти новое решение. И его нашли. Но только в середине XVIII века. А до этого времени в Европе, да и у нас тоже, если честно, все было не то чтобы очень хорошо. Такие дела. А на сегодня всё. Не самая аппетитная история про Средневековье закончена.