Каждый, кто хоть немного знает историю, совершенно точно может сказать нам, что Средневековье было чрезвычайно вонючим. И ладно, если бы весь этот смрад касался только никогда не моющихся королей, принцесс и их подданных, от рыцаря до последнего крестьянина включительно. Любой приличный человек без малейшего сомнения расскажет, что хуже всего с санитарией было в городах, особенно в крупных.
Да и могло ли быть иначе, когда вокруг один мрак, упадок культуры и никакой тебе канализации. Всем известно, что скопившиеся за ночь фекалии вперемешку с мусором и отходами с кухни средневековые горожане, недолго думая, выплескивали в открытые окна. Покрывая равномерным слоем пахучей коричневой субстанции не только городские улицы, но и прохожих, которым не повезло идти мимо в этот самый момент.
А что, если я скажу, что все эти истории про ночные горшки и мусор, что выбрасывались на улицы средневекового города прямо из окон, к реальности отношения имеют не то чтобы очень много? Что за попытку опорожнить таким образом ночной горшок, можно было просто и безыскусно сесть в долговую тюрьму? И это в том случае, если бы городской страже удалось отбить вас у возмущенной толпы.
Так что же творилось в этом вашем Средневековье с окнами, канализацией, прохожими и фекалиями? Давайте разбираться.
И для начала, разрушая всю интригу, необходимо сказать, что мы совершенно точно знаем, что на протяжении большей части Средневековья, проблема выливания ночных горшков на улицу и выбрасывания туда же прочих отходов жизнедеятельности, конечно же, стояла. Но была она ничуть не более актуальной, чем сегодня в большинстве крупных городов.
У нас нет ни малейших оснований говорить о том, что с самого VII века, когда поселения варварской Европы снова, понемногу начали превращаться в крупные города, и до самого конца века XV, люди, хоть сколько-нибудь массово использовали свои окна и улицу близь своего дома в качестве канализации. Нет, конечно же, кто-то наверняка так делал, но совершенно точно это была не большая часть горожан. И происходило это не на постоянной основе.
К счастью, у нас есть огромное количество описаний средневековых городов и привычек их жителей, со времен раннего Средневековья и до самого последнего его дня. И нигде не описано ничего подобного. Вернее, конечно же, описано, но именно как примеры исключительно непристойного поведения опустившихся людей. Место которым где угодно, только не в приличном обществе.
Но тогда откуда взялся этот миф про горшки, окна и нечистоты на средневековых улицах?
На самом деле мы совершенно точно знаем время его зарождения. Впервые нам рассказали об этом видные французские мыслители времен Великой Революции. А в основание его, они положили три совершенно железобетонных, с их точки зрения, факта. И вот на эти самые бесспорные факты, мы сегодня, посмотрим повнимательнее.
Первым не подлежащим сомнению тезисом было то, что рухнувшая в безвременье Темных веков Европа утратила все римское наследие, в том числе, конечно же, и канализацию. Немытые варвары немедленно начали справлять нужду примерно в том же самом месте, где ели, спали и занимались своими прочими делами. Конечно же, никакими доказательствами никто себя обременять не стал.
Однако, если присмотреться к этому самому Средневековью немного внимательнее, мы видим совершенно другую картину. Большую часть раннего, например, Средневековья, плотность застройки немногих больших городов, сохранившихся со времен Римского мира, была крайне невелика. В Лондоне, крупнейшем городе Британии, проживают в VIII веке около десяти тысяч человек. В Париже, центре притяжении Франкского королевства - немногим больше двенадцати. Население Ахена и Меца, что были в IX веке имперскими столицами Карла Великого, было несколько большим, но не то чтобы очень сильно.
Даже крупнейшие города того времени, на города в нашем понимании были не то чтобы очень похожи. В массе своей это были родовые усадьбы аристократии, собранные вокруг королевских дворцов, укреплений высшей аристократии, церквей и прочих социально значимых центров. Все это была одноэтажная застройка в виде укрепленных дворов, у которых и окна то наружу не выходили.
И именно поэтому выплескивать что-то на улицу, которых даже в крупном городе было хорошо, если три, а то и вовсе одна, а тем более делать из окон, которые так-то почти все выходили во двор усадьбы, было не то чтобы очень возможно.
-Ну, хорошо. Допустим, в раннем Средневековье это делать было невозможно по техническим причинам. Но во времена классического, а тем более позднего Средневековья, горожане наверняка только и делали, что поливали улицы и прохожих фекалиями из ночных ваз! И с этим невозможно не согласиться. Такое случалось. Но, судя по всему, настолько нечасто, что записи о некоторых подобных событиях не только дошли до нас, но и отлично передали отношение горожан к людям, что их совершали.
Так, например, в Лондоне начала XIV велось судебное разбирательство в отношении троих горожан, что "подговаривали своих соседей против некого Томаса Скотта". Эти три злодея, увидев, что потерпевший выбросил на улицу напротив своего дома протухшую копченую рыбу, собрали друзей и соседей, после чего толпой напали на него, избив до полусмерти. Во время разбирательства обвиняемые не запирались, но в свое оправдание говорили, что на их улице живут "бедные но честные люди", которые чтут законы, но не смогли бы выплатить в городскую казну большой штраф за гниющий мусор на улице.
Да, дорогой друг. С того самого момента, как европейские города стали расти, увеличивая свое население и количество этажей в домах, в них немедленно появились законы, запрещающие мусорить на улицах. И штрафы за оставление остатков еды, отбросов, а тем более фекалий были настолько серьезными, что выплатить сразу их могли не только лишь все. А не выплата штрафа в те далекие времена означало только одно - недобросовестный плательщик разорялся и отправлялся в долговую тюрьму. Такие дела.
И, к слову, для того чтобы горожане со всей ответственностью подходили к исполнению противомусорного закона, уже в XI веке, половину штрафа стали отдавать свидетелю. Тому самому прекрасному человеку, который информировал стражу или власти города об очередном лентяе, для которого донести содержимое своего ночного горшка до выгребной ямы было выше его сил.
Впрочем, с началом классического Средневековья, кроме штрафов за загаживание улиц своими отходами, в растущих городах появились и способы от этих самых отходов жизнедеятельности избавляться. Уже в X веке в Париже, периодически осаждаемым викингами, есть не просто золотарных дел мастера, но и целый регламент, предписывающий им, как и в какие сроки очищать выгребные ямы, куда и по каким улицам свозить всю эту дурнопахнущую субстанцию.
Понятно, что телеги и бочки, развозившие отходы человеческой жизнедеятельности по улицам средневекового города, воздух не озонировали. Как, впрочем, и выгребные ямы, которых, если рядом не было ручья или сточной канавы, было положено иметь не менее одной на квартал. Но о выливании из окон всякого и выбрасывании из них мусора речи не шло в принципе.
К концу XI века деятельность золотарей была зарегулирована полностью, а в крупных городах, кроме собственно выгребных ям, были отведены специальные места под перевалочные базы мусора и отходов.
- Пусть никто не вываливает навоз или отбросы перед своим домом, если не желает немедленно вывезти их, за исключением предназначенных для этого мест, а именно: около мясных ларей, также около св. Стефана, и также около колодца на конном рынке, и около места, которое называется Гевирке. («Первое городское право Страсбурга». XII век.)
В том же XII веке мы видим первые попытки наладить в крупных городах централизованную канализацию, "почти такую же" как в Древнем Риме, но со своим средневековым колоритом. Понятно, что никаких акведуков в города прокладывать не стали, заменив общественные цистерны и водоводы Вечного города открытыми сточными канавами и ручьями, которые хотя и превратились немедленно зловонные клоаки, но с обязанностями своими худо-бедно справлялись.
- В то время как раньше в приходе Святого Михаила в Куинхите под некоторыми домами был проложен желоб для сбора дождевой воды и других стоков с домов, желобов и улиц, чтобы вода могла очищать уборную в Куинхите, Элис Уэйд сделала деревянную трубу, соединяющую сиденье уборной в её доме с желобом, который часто забивается грязью, и соседи, под чьими домами проходит желоб, испытывают большие неудобства из-за зловония. Решение о том, что она должна убрать трубу в течение 40 дней. («Лондонский указ о причинении неудобств» XIV век)
Одним словом, хотя средневековые города и не представляли собой мечты современной санитарно-эпидемиологической службы, большая часть тех ужасов, что принято о них рассказывать, мягко говоря, сильно преувеличена. И даже более того.... Есть в современных мегаполисах районы, жители которых, окажись они в Париже XII века вместе со своим кварталом, попали бы в долговую тюрьму уже на следующий день. К радости городских казначеев и облегчению их новых невольных соседей.
Конечно же, не нужно идеализировать европейские города того времени. Жить где-нибудь возле конного рынка, около мясных рядов или у ручья, носящего гордое название "The Shitbrook", было тем еще испытанием. Но говорить о сколько-нибудь массовом использовании окон и городских улиц как канализации мы совершенно точно не можем.
Вторым китом, на котором держится миф о выплескивании разного из окон в средневековом городе, является совершенно точно известная нам конструкция крепостных и замковых туалетов, работающих по принципу свободного падения. И в данном случае, казалось бы, невозможно спорить с тем фактом, что отходы человеческой жизнедеятельности сбрасываются с высоты, попадая на улицы средневекового города. Но мы все-таки попробуем.
Подавляющее большинство таких средневековых замковых туалетов находилось, что характерно, в замках, а значит, сильно за пределами средневекового города. Впрочем, те укрепления, что находились в городах и были оборудованы подобными архитектурными конструкциями, всегда окружались рвами, которые более или менее постоянно промывались водой.
Так что, говоря и о подобного рода уборных, мы совершенно точно можем говорить о том, что ничего из них на улицы средневекового города не попадало. А запах, полностью или в большей своей части поглощался водой и расстоянием, не досаждая никому, кроме тех отважных людей, что решили бы попробовать искупаться в замковом или крепостном рву.
Не нужно думать, что средневековые жители, особенно аристократия того времени, была в восторге от неприятных запахов. Более того, судя по их же собственным словам, дошедшим до нас в летописях, хрониках и личной переписке, не только короли и благородные рыцари, но и простые горожане и даже крестьяне, не испытывали восторга от запаха помоев и пытались отодвинуть его источник максимально далеко от того места, где они жили.
Третьим же совершенно очевидным доказательством выливания нечистот из окон на головы средневековых горожан был признан тот факт, что все еще были живые свидетели этого действа. Вот только случалось все это во времена славных Французских королей: Людовика XIII, его сына которого называли просто и безыскусно Королем - Солнцем, а так же большого количества его наследников. Впрочем, то, что все это происходило во времена, уже не имеющие никакого отношения к Средневековью, никого не волновало.
Так случилось, что в то время Средневековье было определено на роль ужасного прошлого, которое должно было оттенять Дивный Новый Мир. Поэтому любому приличному человеку было понятно, что ничего хорошего там не было. И если еще совсем недавно, каких-то пятьдесят лет назад, горшки действительно случалось, опорожняли на улицы, то в IX, XII и XIV веке наверняка это делали намного чаще. Да и как могло происходить иначе? Это же Средневековье!
И тут, самый дотошный читатель немедленно поинтересуется, - погоди, автор, так что же получается? Вот пока в Европе царит замшелое Средневековье, и города у тебя чистые, и канализация работает, и из окон никто ничего не выливает. Но стоит начаться Новому Времени, и города превращаются в зловонную клоаку. Что такого произошло за эти полтора века? Почему города, даже еще в XIII веке бывшие хотя и не идеально чистыми, но все же приемлемо выглядящими с точки зрения нашего современника, особенно выросшего в деревне, превращаются к концу XVII века в натуральные помойки?
Да все очень просто. Дело, как обычно, в прогрессе и очередной Научно-Технической Революции. Как раз примерно в XV веке в Европе закончились времена тотального голода. Не то чтобы неурожаи и голод отменили совсем, однако новые формы сельского хозяйства, а главное, твердо вставшая на ноги торговля и дорожная логистика, позволяли делать запасы зерна и более или менее быстро перемещать его туда, где в нем была наибольшая необходимость.
И примерно с этого момента в Европе начался очередной взрывной рост населения. Менее пятидесяти миллионов преимущественно сельского населения, что проживали в Европе на исходе Средневековья в XV веке, превратились через два века в сто двадцать. Причем процент городских жителей за эти двести лет увеличился едва ли не на порядок. В Париже XVII века, например, проживало уже более полумиллиона человек, то есть в пять раз больше, чем в XIII веке, и в пятьдесят раз, чем на исходе раннего Средневековья.
Всех этих людей теперь можно было расселить, накормить и обеспечить работой. Можно было даже построить огромное множество домов. Но вот отрегулировать полноводность рек и ручьев, протекавших в городах и частоту дождей, на которых основывалась канализация средневековых городов, было невозможно. Золотари в условиях мегаполисов нового времени, конечно, пытались делать свою работу максимально хорошо, но. То, что приемлемо работало в городе, где проживало тридцать тысяч человек, никак не могло помочь городу с населением в полмиллиона.
И вот в условиях перенаселенности и практически не работающей канализации крупных городов Нового Времени, все эти истории с загаженными улицами и ночными горшками, которые выплескивали на улицу, действительно были вполне себе реальными фактами. Впрочем, все равно намного менее частыми, чем принято считать сегодня.
Подытоживая.
Так что получается, в средневековых городах не выплескивали нечистоты из окон на улицу?
Ну почему не выплескивали? Такое вполне себе случалось. Другое дело, что делали это не сильно чаще, чем в нашем прогрессивном XXI веке.
И мусор на улицы не выбрасывали?
Конечно же, выбрасывали. Вот только это было насквозь незаконно, и за такое можно было чрезвычайно просто получить сначала неподъемный штраф, после чего сесть в тюрьму. Поэтому жители улиц, кварталов и концов самостоятельно следили за этим и сдавали таких нерях городской страже. Потому как отлично понимали, что в противном случае штраф придется платить всему кварталу.
Так что, средневековые города были чистыми?
Даже не близко. Луж, грязи и неприятных запахов в них хватало. Вот только с такими радикальными средствами уборки своего дома, как выбрасывание мусора за порог и выливания нечистот в окно, во все времена Средневековья боролись. И делали это, судя по дошедшим до нас источникам, довольно успешно.
Но тогда почему возник такой миф?
Ну полно, друзья, мы же говорим о Средневековье. Такой специальной эпохе, на которую очень удобно вешать вообще всех собак. Причина возникновения этого мифа ровно та же, что лежит в чрезвычайно правдивых (нет) историях про первую брачную ночь, железную деву, немытых принцесс и рыцарей, которые мочились прямо себе в доспехи. Такие дела.