Так уж вышло, что американское кино уже достаточно давно и плотно проникло в наш культурный пласт. Можно сказать, что Голливуд нам стал родным. Как не зайдёшь в комментарии на каком-нибудь киношном форуме, так там такие эмоциональные обсуждения порой идут относительно качества современных американских фильмов, такие возмущения происходят... Сердобольный у нас народ, душой болеет за Голливудчину.
Если говорить в целом, то сегодняшним фильмам не хватает качества, чтобы это кино цепляло зрителя и заставляло его спешить в кинотеатр и потом пересмотреть дома через стриминговый сервис. Сегодня фильмы\сериалы в США (да и у нас) называют общим словом контент, то есть – содержимое. Что-то в этом слове есть, что говорит об отсутствии должного внимания к качеству каждого фильма. А какие конкретные проблемы?
Идеи для фильма
Наверное, не зная общей ситуации, не будем говорить за весь мир, но в США и Европе (включая Россию) в кинобизнесе уже который год подряд образовывается даже не застой, а кризис идей. Доминирующий жанр для большинства блокбастеров сегодня – фантастика и фэнтези. За многие десятилетия сложился внушительный пласт прекрасных книг этих жанров. Бери да экранизируй. Причём те же Штаты сами дали миру целую плеяду писателей-фантастов, которые сформировали внушительную классическую базу отличной литературы. Да, описание будущего через технические подробности в тех произведениях может вызвать улыбку. Но история и идеи на месте. Никаких проблем адаптировать их под текущее свершившееся. И много ли этой классики экранизировали? Очень немного. Из книг сегодня экранизируют в основном свежие или недавние бестселлеры.
Почему так? Очень просто. Студии подстраховываются и, опасаясь провала, боятся предложить зрителю что-то своё оригинальное или же экранизацию классического произведения. Они предпочитают зацепиться хоть за что-то, чтобы гарантировать себе прибыль от проката. Отсюда же эти бесконечные сиквелы, римейки римейков и спиноффы приквелов (о том, как неоригинальные проекты собирают кассу, можно прочитать здесь).
Работа со сценариями
Невероятно, но даже в Голливуде умудрились порушить школу написания сценариев. Порушили своим отношением. Весь большой американский кинобизнес существует сегодня в цейтнотах и дедлайнах, так как получение прибыли не терпит отвлечения на творчество. Мы не берём единичных топовых сценаристов или каких-нибудь режиссёров\актёров\продюсеров, которые также работают со сценариями за очень приличные гонорары. Это из области личных знакомств на самых верхах.
Всё творчество отныне поставлено на конвейер, а сценариями теперь занимаются сценарные комнаты — группа авторов в каждой. Помножим это на объём работы (большой фильм или даже сериал), сжатые сроки, не очень большую оплату и поймём, что в таких условиях яркой творческой искре возникнуть сложно. Дополнительная беда в том, что и мастерство сценаристов уже и назвать таковым нельзя, особенно если их в эти комнаты подбирали по «повесточным» спискам. В современных фильмах мы всё реже встречаем живых, многослойных, выпуклых главных героев, а второ- третьестепенные персонажи сегодня настолько статичные и плоские, что замени их в кадре на фанерные фигурки, никто и не заметит разницы. И это сегодня, когда у зрителя настолько востребованы неоднозначные типажи, а не просто плохой\хороший, как было в кино десятилетиями. Да и мы сегодня отчётливо понимаем, что мир не чёрно-белый. Именно благодаря прекрасно выписанным героям всех калибров стал хитом сериал «Игра Престолов», а не из-за клёвых белых ходоков и драконов. А если мы говорим об адаптации сценария, что зачастую из-за объёма книги неизбежно, то и здесь нередко видим, что сценаристы попросту не умеют выделить главное и работать с этим. Из-за этого мы чаще видим сюжет с весьма удобной формулировкой «по мотивам».
Вывод визуальной части за грань творчества
Про это не говорил разве что самый ленивый. Из точечных вспомогательных средств специальные эффекты превратились в главное блюдо многих больших фильмов, теперь именно они во главе угла, а не идеи и игра актёров. Кино превратилось в одну большую кат-сцену компьютерной игры, в визуальный аттракцион. Настолько вся эта спецэффектная часть заполонила фильмы, что зритель уже нередко признаётся, что накушался и хочет видеть что-то простое и настоящее. И да, большие кинокомпании обязательно попробуют окунуться по уши в сплошной генеративный ИИ, чтобы не только столкнуться с забастовками трудящихся и общественным осуждением, но и наконец понять, что кино – это ещё и про творчество, недоступное никаким алгоритмам.
Целевая аудитория
Непонимание, кто твоя целевая аудитория – это ещё одна большая проблема современного Голливуда. Вместо того, чтобы искать свою аудиторию, Голливуд делает две ошибочные вещи:
- он не говорит со зрителем, отталкиваясь от его жизни и опыта, а поучает всех без разбору повесточной тематикой и прочими нерелевантными темами;
- пытается снимать кино сразу для всех.
И то и другое не помогает найти своего зрителя.
Режиссура и актёрская игра
Большое кино в Штатах сейчас практически всё продюсерское. И не все продюсеры там плоть от индустрии, как Спилберг, Брукхаймер, Лукас и Земекис. Большое авторское кино сегодня – это вообще единичные случаи для считанных режиссёров с очень большим кредитом доверия: Скорсезе, Нолан, Вильнёв, Скотт, Кэмерон. Эти режиссёры – перфекционисты, которые очень дотошно готовятся к своим проектам и также их снимают. Они знают, какой результат хотят получить и что каждому актёру нужно делать в конкретном кадре. Но на большие проекты порой назначают не особо опытных режиссёров, где у некоторых есть лишь опыт съёмки музыкальных клипов и рекламы. И такие режиссёры, само собой, не понимают, как работать на большом проекте и вытягивать из актёров нужную игру и эмоции. И это актёры первого плана, про второй и третий можно не говорить, там сплошная статика. Даже в аниме второй план живее выглядит. Хорошо справляются только опытные актёры, постоянно работающие над собой, если режиссёр им разрешает импровизировать.
Сейчас с большой помпой и рекламой сейчас показывают финальный сезон сериала «Очень странные дела». Как бы большой, недешёвый проект, но там даже не все основные актёры, которые дети\подростки, играют хорошо. Уже не говорю про отлично. И при такой игре ты сразу перестаёшь видеть персонажи. В противовес возьму такой же текущий сериал «Фолаут», со схожими повесточными вкраплениями, но там-то персонажам веришь, они живые.
Кастинг и повестка
Система кастингов в американском кино работает неплохо. Умеют там подбирать актёров к персонажам. В противовес кастинг в российском кино – одно название. Но хорошо отлаженную систему подбора актёров в Америке сильно портит повесточное внедрение негодующих меньшинств. Да, бывает, что даже выбор такого актёра попадает в своего персонажа. Но в целом это та ложка дёгтя, которая способна подпортить впечатление от потенциально хорошего фильма. Ну а когда вдруг в кино на пустом месте начинают очень явственно пропихивать толерантную тему, то целостно воспринять фильм становится уже невозможно.
Дороговизна съёмок
Снимать кино в Америке уже в 80е было дорого. Снимать в киношном штате Калифорния – заметно дороже чем где либо в Америке. Большие налоги, дорогие разрешения на натурные съёмки, высокая стоимость студийного времени и т.д. Продюсеры и режиссёры постоянно искали и ищут способ сэкономить. Как мы помним, трушный американский фильм «Рэмбо: Первая Кровь» снимался в Канаде. При вменяемом бюджете (его продюсеры видели как «бэшку») первого «Терминатора» Кэмерон экономил даже на аренде тележки для оператора. Оригинальный «Вспомнить всё» снимался в Мексике.
Студийные комплексы в Калифорнии, конечно же, прекрасно оборудованы. Но многие весьма крупные блокбастеры уже достаточно давно снимают на студиях и локациях Европы, и не только Западной: Англия, Германия, Чехия, Венгрия, Румыния... . Даже со всеми переездами и гостиницами, перевозкой оборудования и прочим получается заметная экономия. Если лет 20 назад у всех было предубеждение, что в Европе, особенно Восточной, снимают не высокобюджетное кино (которое сразу выходит на видео) и для больших фильмов там делают лишь натурные съёмки, то сегодня вдалеке от Америки американские фильмы снимаются от и до. А монтаж и звук могут делать на студиях Англии или Германии.
В Америке, безусловно, киношный бизнес развит. В том смысле, что нет проблема с арендой и логистикой. Поэтому не Калифорнией единой живёт Голливуд. Например, киностудии есть в Атланте, где съёмки фильма стоят на порядок дешевле. Почему так, ведь страна одна? В США у каждого штата могут заметно различаться законы и правила. Так что в каких-то случаях можно что-то снять заметно дешевле, оставаясь в стране. Два друга, Вуди Харрельсон и Мэтью Макконахи – известные патриоты, наверное, самого патриотичного американского штата Техас. Они активно рекламируют идею переноса хотя бы части киноиндустрии из Калифорнии в родной штат. Очевидно, что одним из плюсов такого переноса будет именно снижение стоимости съёмок.
Экономия на «мелочах»
Снижать зарплаты рядовых работников; сокращать рядовых работников, экономить на как бы мелочах – классические приёмы капитализма в период падения прибыли. Такие методы не обошли и Голливуд. Например, там сокращают количество сценаристов, урезают им зарплаты, но при этом увеличивают и нагрузку. То же самое происходит и с создателями компьютерных спецэффектов: небольшие команды вынуждены месяцами работать без выходных и оплаты сверхурочных. Сокращают и другие команды. Например, мы уже давно видим в фильмах очень посредственную физику, трансформацию и пр. у CGI-объектов. Это происходит не только из-за сплошных дедлайнов, но и потому, что в этом процессе не участвуют специалисты по макетам, аниматронике и т.п. Также экономят на качественных услугах более профессиональных и, следовательно, дорогих студий. Мы часто видим однотипно нарисованные локации, потому что не привлекают к съёмкам художников и скульпторов. В трейлере грядущего фильма Нолана «Одиссея» мы наблюдаем дичайшую неисторичную эклектику в одежде, доспехах, оружии и даже плавсредствах просто потому, что на команды специалистов и изготовителей (а они в США имеются) студии просто решили не тратиться. Много экономится на этом денег? В том то и дело, что по меркам индустрии и бюджетов фильмов немного. А на экране это всё выглядит как плевок в зрителя.
Чрезмерные гонорары звёзд
Ещё лет 30 назад в Голливуде размеры гонораров рассчитывались практически по формуле: сколько фильм с артистом приносит за первую неделю проката, такая у него и оплата. А ещё высчитывался коэффициент полезности артиста – сколько прибыли он приносит на один потраченный на него доллар. Сегодня эта система не соблюдается и известные актёры (и их агенты) часто выбивают себе нерелевантные гонорары, да ещё дополнительные опции, например, в виде процентов с проката. И ладно, если бы эти фильмы, что называется, выстреливали. Так нет, многие едва окупают себя или приносят очень небольшую прибыль. В итоге актёр может завысить запрос на 10-15 млн. зелёных от разумного, а эта сумма будет удержана с экономии на выше указанных «мелочах». А если в фильме играют несколько звёзд?
Китайская заграница нам поможет
Китай остаётся верен себе, как и сотни лет назад. Даже сегодня непросто получить доступ к его рынку. Импортное кино там не только придирчиво рассматривается через исторические, политические и культурные фильтры. На импортное кино в Китае вообще установлены достаточно жёсткие квоты. Но огромный рынок манит и многие кинокомпании изначально нацелены на прокат именно в Китае.
Не понимая причин снижения спроса у американского и европейского зрителя, Голливуд обратился к богатому Китаю не только за рынком сбыта, но и дополнительными инвестициями. Китай в общем-то не отказал и в недавнем прошлом мы могли видеть большое число блокбастеров, в активном финансировании которых участвовала эта страна. Также Китай милостиво открывает для каких-то американских фильмов свой кинорынок. Не бескорыстно, разумеется. Китайцы безапелляционно выставляют Голливуду ряд правил, которые, если хочешь преференций, можно только принять. Сложно было не заметить, что уже давно в американских фильмах про Китай и китайцев не говорят не только ничего плохого, но и откровенно целуют в пятую точку. Тут уже можно даже не мечтать снять ещё один «Семь лет в Тибете» или дать в любом фильме хоть малейший нехороший намёк по поводу каких-то чувствительных геополитических моментов. Сразу последует атата и обрыв финансирования (подробно о том, как Китай прогибает Голливуд, можно прочитать тут).
Только вот Голливуд уже привык к китайским деньгам и кинорынку. Не то, что привык, а давно на них рассчитывает, снимая фильмы (или версии фильмов) и на китайскую аудиторию, одновременно со своей. А за это время Китай настолько хорошо наладил работу своей киноиндустрии, что абсолютно полностью обеспечивает загрузку своих кинотеатров и стриминг-сервисов по всем жанрам, уже не нуждаясь в американском кино. Кроме того Китай отправляет свои фильмы в мировой прокат скорее с целью «себя показать», так как основную прибыль обеспечивает домашний прокат. Конечно, весь современный кинематограф учился у Голливуда. И Китай здесь – не исключение. Китайцы, как мы знаем, не только мастера по копированию, но и ещё очень быстро учатся. Вот они и научились хорошо и вполне по-голливудски снимать тот контент, который нравится их зрителю и не нарушает местные правила.
У американского же кино получается ещё большее размытие целевой аудитории. Американский зритель, на которого раньше прежде всего и ориентировался Голливуд, перестал находить в американском кино ответы на свои запросы, культурные и смысловые. Он видит, что это кино снимается не про него и не для него, и просто перестаёт хотеть его смотреть.
Слишком большое кино
Укрупняясь и обрастая штатом акционеров и управленцев от бизнеса, американская киноиндустрия стала делать основную ставку на большие проекты. «Поднять много денег и сразу» – это лозунг не только наших таксистов у вокзалов и аэропортов. Студии хотят потратить, скажем, 300 млн. долларов и получить прибыль не менее миллиарда, а то и два. Звучит неплохо. Но дело в том, что далеко не каждое дорогое кино способно дать такой выхлоп. Мы часто видим статистику, когда дорогое распиаренное кино в лучшем случае едва-едва окупает в прокате своё производство и рекламу. Но кинокомпании всё ещё продолжают делать ставки именно на выпуск дорогих проектов. Да, теперь они уже не могут позволить себе частить и тщательно обдумывают каждый проект, но от провалов их это не спасает. Хотя теперь мы уже наблюдаем уменьшение бюджетов. Если лет 5 назад, не глядя, на блокбастер выдавали под 200 млн., то сегодня эта сумма уже нередко снижается до 100 млн и даже ниже.
Маленькое жанровое разнообразие мейнстрима
Эта проблема напрямую вытекает из предыдущей. Фантастика и фэнтези – единственные жанры, на которых хоть с какой-то гарантией можно не только отбить большой бюджет, но и получить хорошую прибыль. Получается замкнутый круг в стиле петли времени.
Как Голливуд может себе помочь?
Оказывается, и в больших кинокомпаниях за финансовыми проблемами видят реальные причины. Так, топы в корпорации Paramount Skydance высказывают понимание, что в полном метре мейнстрима в целом выпускается слишком мало небольших и средних, по масштабам, фильмов разных жанров. Корпорация, владея стриминговыми-сервисами, защищает классический кинопрокат и полный метр, указывая на то, что полнометражных фильмов (из-за смещения акцента на дорогие проекты) в целом выпускается намного меньше, чем ещё двадцать лет назад. Это так, хотя у нас и складывается совокупное ощущение, что поток кинопродукции как бы увеличился. Этот фактор также сказывается на недозагрузке кинотеатров в стране и убыточности классического кинопроката. Соответственно, увеличение производства фильмов всех бюджетных рангов поможет решить проблему жанрового однообразия, и тем самым увеличить количество зрителей в кинотеатрах. Голливуд должен вновь стать кинофабрикой.
Высокие налоги на производство продукции и, как следствие, перенос предприятий в другие страны и даже континенты – классическая история для Европы и США. Понятно, как этот вопрос можно решить, но также очевидно, что вопрос налоговых льгот и преференций будет нелегко протолкнуть. Очень много законов, бюрократии и нежелания отказываться от источника пополнения бюджета. Но такие уступки действительно могли бы дать хороший импульс для возрождения киноиндустрии, которая ещё не так давно была самой мощной и знаковой в мире.
Возврат творческой жилы в кинопроизводство будет результатом глобальных системных изменений во всей индустрии. Возможно, непрекращающаяся череда провалов системы бесконечных франшиз и сиквелов подтолкнёт руководство компаний вспомнить всё, что в основе кино всегда было творчество. Также управленцам нужно будет понять такую простую вещь, что хороший сценарий – это как минимум половина потенциального успеха фильма, и поэтому не следует экономить на оплате труда сценаристов и постоянно загонять их в жёсткие временные рамки. Не стоит экономить и на творческих специалистах, сокращая их количество и финансирование. А вот на чём можно сэкономить, так это на чрезмерно раздутых гонорарах звёзд, особенно тех, чьё присутствие уже не заманивает массового зрителя в кинотеатры.
А там и недалеко будет до правильного понимания своей аудитории. Заодно придёт и осознание того, что слишком много повестки в кино раздражает обычного зрителя, который идёт в кино развлечься, отвлечься, увидеть что-то новое, посопереживать, но не побывать в роли нерадивого ученика, который не понимает, почему его вечно поучают.
В общем, продолжаем следить за ситуацией, ухмыляясь и где-то злорадствуя, ведь, как сказал Робокоп Мёрфи: “Мы всего лишь люди”.
Автор: Николай Семёнов
Редактор: Марсель Македонский
Другие публикации автора: