Сразу замечу, что это не статья с возмущенными претензиями на качество фильмов другой страны. Это абсолютно дело американцев, какие фильмы им у себя снимать. Но так получилось, что голливудское кино с 1970-х годов по популярности стало доминировать в зрительских симпатиях по всему миру, заслуженно удивляя и задавая тренды. Привычка настолько укоренилась, что с этой зрелищной "иглы" не можем пока слезть и мы. Причем не только зрители, но и большие кинопродюсеры, влияющие на российский рынок развлекательного кино. Развлекательное кино у нас сегодня, как и в Голливуде, продюсерское. Продюсер все решает, платит деньги и хочет заработать намного больше. Отсюда мы и наблюдаем большую тягу наших киноделов к штампам и копированию (прежде всего голливудского кино) во всем.
Помимо Голливуда сегодня киноиндустрия во всем мире развита от неплохо до отлично. Тем не менее на американское кино все оглядываются, так как оно, нет-нет, да выкатывает что-то интересное и необычное. А вот почему Голливуд нас удивляет уже лишь иногда, я и хочу поразмышлять. Речь, конечно, пойдет про массовый полнометражный фильм. Независимое авторское кино – это отдельная область, как и сериалы.
Американское кино – великое кино с долгой историей. Тут спору нет. Но так как кинематограф в Штатах всегда был делом частного бизнеса, то и регулируется он исключительно рынком и вопросами прибыли. До середины 1970-х даже крупный американский продюсер не знал, что на фильмах можно будет зарабатывать столь огромные деньги. И вот пришел Спилберг со своими "Челюстями", а чуть позже Лукас со "Звездными войнами" и... Голливуд перестал быть прежним.
"Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было...", как мудро отметил Воланд. Да и тема "Хлеба и зрелищ" пронизывает большую часть известной истории человечества. Прокат фильмов новой формации тут же показал, что зритель жаждет увидеть небывалую ранее картинку больше, чем интересную историю. И если в 1980-х спецэффекты были все-таки инструментом для раскрашивания истории и баланс между картинкой и драматургией неплохо соблюдался, то уже в 1990-х акцент на визуальной части начинает стремительно занимать центральное место.
Америка – богатая страна с безграничными возможностями для талантливых людей. Достаточно быстро Фабрика Грез начала усиленно аккумулировать и использовать продвинутые технические возможности со всего света (особенно из Европы и Японии), включая американские, конечно же. Всего этого требовали ожидания зрителей, которые хотели, чтобы с каждым годом фильмы становились все круче с точки зрения визуала. Так очень быстро самыми главными голливудскими фильмами стали, как мы их теперь называем, блокбастеры.
Только здесь же Голливуд сам себе и подложил мину замедленного действия. Сегодня мы видим массу фильмов с отличной визуалкой, но чрезвычайно бедными сценариями и наполнением. Получилась очень вкусная жвачка, которой зрителя попросту перекормили. Как итог мы нередко встречаем дорогие фильмы, которые не окупились в американском прокате, который для Голливуда является основным. Да, конечно, есть такие предположения, что сметы завышают сами кинокомпании, чтобы меньше платить налоги, но тем не менее.
Нам может казаться, что американцы зомбированы такой жвачкой и охотно смотрят подобное кино. Но это не совсем так, если почитать отзывы американцев к тем же трейлерам новых фильмов, в которых они нередко жалуются на однообразие, пустой сюжет и излишний акцент на спецэффектах. Категории зрителей разные, и к отчетам кинокомпаний о просмотрах и прибыли есть вопросы, но тенденция в изменении зрительского вкуса и ожиданий очевидна.
А вот слышит ли американский кинобизнес своего зрителя – очень большой вопрос. И речь здесь даже не идет о повестке, которую пропихивают во все щели. Речь идет о запросе на кардинальную смену направления Голливуда. Зритель банально устал от спецэффектов, отсутствия хороших сценариев с тщательно прописанными персонажами, и он утомился от бесконечного мельтешения на экране. Это все отлично иллюстрирует супергеройская тема, за которую зритель перестал платить в прежних объемах. То есть схема "мы вам крутую визуалку с плохой историей" наконец-то начала давать сбои. И да, про упомянутую повестку, здесь зритель также стал отвечать на понятном для кинокомпаний языке денег.
Что бы хотел увидеть уставший зритель американского кино? Можно попробовать предположить, так как люди в целом одинаковые. Мы живем в очень стремительное и неспокойное время. Нам ежедневно хватает забот, стресса и неуверенности в завтрашнем дне. Для психологической стабилизации мы подсознательно ищем способ расслабиться или перезагрузиться, притушить возбужденные мысли. У каждого есть свой способ: прогулки, музеи, концерты, общение с друзьями... кто-то предпочитает посмотреть хороший фильм.
А какие фильмы выбирают, чтобы отдохнуть и отвлечься? Скорее всего, выберут не очередной сиквел или спиноффа Марвела и не десятую часть "Трансформеров". Тяжелый артхаус и авторское (я так вижу) кино здесь также не подойдут. Выбор падет на что-то несложное из мейнстрима, но со спокойным ритмом повествования. Да, это может быть глуповатое и наивное кино, но которое нас успокоит и настроит на позитивный лад, что явно положительно скажется на ходе наших мыслей.
Массовое кино действительно превратилось в готовую жвачку, которую нужно употреблять не задумываясь. Да там и материала, над чем можно подумать, не предусмотрено. А хочется чего-то простого, неспешного, да еще с возможностью спокойно поразмышлять. Хочется не реалистичного фильма про жизнь, а приятно обманывающего фильма с правильным и позитивным наполнением общечеловеческими ценностями и моралью, чем-то добрым, душевным и созидательным. Такие фильмы снимали, например, в советское время до середины 1980-х. Делали фильмы про людей и для людей. И это были фильмы, рекомендованные Мистером Первым. Советский кинематограф не мог похвастаться дорогой картинкой, но и акцента на мордобой и криминальный беспредел в нем не было. Разве всего этого плохого не было в СССР, чтобы захотеть про это снять кино? Было, конечно, многое. Но "Мистера Секонда" главным кинопрокатчиком в СССР не сделали. Ну, да-да, с 1989 по 1991 год у нас пошел определенный поток фильмов про криминал, но все равно не с голливудским уровнем насилия.
Изначально кино – это искусство. К искусству мы обращаемся за красотой, созиданием, возвышенными эмоциями и назиданием. Большие ли у нас очереди на выставки так называемого современного искусства? Нет. А какие очереди на классику в Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж? Вот и кино обязано стремиться оставлять в наших сердцах и головах подобный след. Зритель сегодня как никогда хочет видеть другое кино и ждет, чтобы киноиндустрия это осознала. Зритель готов к этим переменам.
Автор: Николай Семёнов
Редактор: Марсель Македонский