Найти в Дзене
Марсель Македонский

Netflix наступает. Трансформация по-голливудски

Американская телевизионная индустрия и кинобизнес исторически развивались в условиях жесткой рыночной конкуренции без государственной поддержки — это заставляло их постоянно совершенствовать контент для привлечения аудитории. Долгое время телевидение и Голливуд существовали параллельно, пересекаясь в основном при покупке прав на показ фильмов, а производство сериалов оставалось уделом крупных телекомпаний. Перелом наступил с развитием высокоскоростного интернета и технологий потокового вещания. Компания Netflix, начавшая с проката DVD по почте, совершила революцию, предложив модель подписочного стриминга. Это предоставило зрителям беспрецедентный выбор контента и свободу просмотра в любое время, что кардинально изменило не только киноиндустрию, но и телевидение, а также музыкальный рынок. Также по теме: Современный рынок стриминговых услуг характеризуется жесточайшей конкуренцией и консолидацией. Ключевым активом стали постоянные подписчики, а рост обеспечивается в основном за счет пог
Оглавление

От классической модели кинопроизводства — к стримингам

Американская телевизионная индустрия и кинобизнес исторически развивались в условиях жесткой рыночной конкуренции без государственной поддержки — это заставляло их постоянно совершенствовать контент для привлечения аудитории. Долгое время телевидение и Голливуд существовали параллельно, пересекаясь в основном при покупке прав на показ фильмов, а производство сериалов оставалось уделом крупных телекомпаний.

Перелом наступил с развитием высокоскоростного интернета и технологий потокового вещания. Компания Netflix, начавшая с проката DVD по почте, совершила революцию, предложив модель подписочного стриминга. Это предоставило зрителям беспрецедентный выбор контента и свободу просмотра в любое время, что кардинально изменило не только киноиндустрию, но и телевидение, а также музыкальный рынок.

Также по теме:

Современный рынок стриминговых услуг характеризуется жесточайшей конкуренцией и консолидацией. Ключевым активом стали постоянные подписчики, а рост обеспечивается в основном за счет поглощения конкурентов. Даже крупнейшие игроки, такие как Netflix, сталкиваются с трудностями в привлечении новой аудитории и вынуждены балансировать между необходимостью инвестировать в дорогой контент и ограничениями по росту цен на подписки для потребителей. В результате индустрия превратилась в бизнес, где решения принимаются в первую очередь советами директоров и акционерами, а поиск баланса между коммерческой эффективностью и творческим подходом остается крайне сложной задачей.

Слияние и поглощение. Warner Bros. Discovery

Корпорация Amazon, владеющая весьма успешным стриминговым севисом Prime, в 2022 году завершила покупку того, что раньше было легендарной кинокомпанией MGM. Там не всё так просто. MGM уже была чисто брендом в составе киношного подразделения Sony. Небольшая сумма сделки в $8+ млрд говорит о том, что Amazon купила права на имя, каталог старых фильмов и, скорее всего, землю и здания производственных студий.

А вот кусок пирога, который за $80+ млрд захотел скушать Netflix – это уже совсем иной коленкор. Стриминг вступил в борьбу за покупку Warner Bros. Discovery – огромного международного конгломерата, в состав которого входит внушительное число ценных активов. Например, в подразделение WB Entertainment входит DC Studios. Разумеется, издательство DC Comics прилагается. А ещё приличный список известных телеканалов и... стриминговый сервис Home Box Office (который мы сегодня знаем как HBO Max). И это не говоря о правах на обширный каталог фильмов и сериалов, таких как «Гарри Поттер» и «Игра Престолов».

Во-первых, удивляет сам факт, что такая, казалось бы, глыба как Warner Bros. Discovery, которая сама сформировалась и окрепла в череде объединений и поглощений, может продаваться. Да, сейчас нелёгкие времена в киноиндустрии, но можно же было продать лишь какую-то часть активов, а не всё сразу. Во-вторых, ещё более удивляет факт продажи всего HBO с потрохами. Это подразделение вообще является одним из первых сервисов платных кабельных каналов, где ещё в начале 1970х абоненты могли смотреть без рекламы т.н. премиальный контент. Этакий прообраз сервисов спутникового телевидения и стриминга. В списке сериалов HBO есть множество хитов. Да и сегодня там продолжается работа над такими известными сериалами: «Белый Лотос», «Эйфория», «Одни из нас», «Настоящий детектив», «Дом Дракона». Внешних признаков, что HBO испытывает критические проблемы финансового или творческого характера, вроде бы нет. Всё как у конкурентов.

Зачем это всё Netflix? Полные права на обширный каталог фильмов и сериалов – это способ начать сразу получать прибыль с продаж прав на прокат и франшизу. А ещё игры, аттрибутика и всё до чего ещё додумаются маркетологи. Телеканалы, анимационные студии, студии компьютерных игр, издательства из этого комплекта – своего рода диверсификация. Но можно предположить, что Нетфликс захочет это всё продать по отдельности, а не всерьёз вкладываться и развивать. Например, у Netflixесть не крутая, но своя анимационная студия. Зачем ему дубли?

-2

Намерение совершить эту сделку не на шутку встревожило американскую ассоциацию кинотеатров. Очевидно, встревожила их продажа материнской кинокомпании Warner Bros. Они всерьёз опасаются, что эта сделка добьёт классический кинотеатральный бизнес окончательно. Во-первых, пока не ясны намерения Netflix относительно развития этого подразделения? Останется ли оно вообще? И во-вторых, у владельцев кинотеатральных сетей есть все основания полагать, что Netflix значительно уменьшит театральное окно (период показа фильма в обычном кинотеатре перед уходом в онлайн). Если сейчас это окно составляет 30 дней, то Netflix уже говорит о 17 днях. Скорее всего, стриминг вообще не заинтересован в поддержке классического кинопроката. То есть у кинотеатров будет совсем мало времени получать хоть какой-то доход. Зритель и вовсе может предпочесть подождать эти две с половиной недели и не идти в кинотеатр.

Неожиданно в борьбу за этот большой и лакомый кусок пирога вступил конгломерат Paramount Skydance, который хоть и сам имеет весьма приличный набор стриминг-сервиса и кабельного телевидения с немалым числом подписчиков, но также весьма радеет и за традиционный полный метр и нормальный кинотеатральный прокат. За этим конгломератом стоят более серьёзные дяди с более глубокими карманами, которые предложили за WBD уже $108+ млрд. Понятно, что сделка такого объёма не может совершиться быстро и исключительно по желанию продавца и покупателя, так как будет иметь очень большое влияние на весь рынок кино- и телеразвлечений. К обсуждению этой возможной сделки уже подключились разные профильные комиссии и не обойдётся, как мне кажется, без экспертного мнения антимонопольной службы. Президент США Трамп как выходец из большого бизнеса и знакомец многих причастных также обещал присоединиться к обсуждению возможности этой сделки.

-3

Какие прогнозы?

Что останется от WBD после сделки с любой стороной? Подразделение HBO будет точно закрыто или же инкорпорировано под существующим брендом нового владельца. Само киноподразделение Warner Bros. под руководством Netflix , как уже говорил, скорее всего, ничего хорошего не ждёт. А вот в Paramount Skydance относительно планов на Warner Bros. заявили, что оставят его максимально нетронутым и независимым. Судьба кабельных каналов на этом фоне – уже мелочи.

Простые сотрудники WBD уже вышли на забастовки, протестуя против возможных увольнений в связи с поглощением компании и заодно опять обвинили в этом ИИ. Но вот только ещё до появления т.н. ИИ в киноиндустрии и так всегда шли сокращения при поглощении\объединении компаний или когда компания банально испытывала финансовые трудности. На свой непрофессиональный взгляд скажу, что Netflix зря в это ввязывается и, скорее всего, испытает трудности даже с возвратом (не бабушкина схема) потраченных на поглощение WBD средств. Netflix – это инновационная компания про стриминг и ей лучше бы просто сосредоточиться на качестве своих фильмов, сериалов и покупке эксклюзивного контента в других странах, что у неё неплохо получается.

-4

Автор: Николай Семёнов
Редактор: Марсель Македонский

Другие публикации автора: