Найти в Дзене
Navygaming Channel

Создать проект турбинного крейсера для русского флота - не простая задача /1/ Первые варианты

Можно без преувеличения сказать, что ключевым фактором развития российского Императорского флота в конце первого десятилетия ХХ века явилась русско-японская война и её итоги. Тяжелейшие потери в броненосцах, крейсерах и эскадренных миноносцах оказали огромное влияние как на боеспособность флотов Российской империи, в первую очередь Балтийского, так и на последующем развитии флота в целом. Мы частично уже рассмотрели этот вопрос, когда изучали предпосылки и процесс проектирования линейных кораблей-дредноутов русского флота на примере линкоров типа «Гангут». В данной статье обсудим отдельные вопросы, касающиеся восстановления крейсерских сил флота. В боях русско-японской войны считается, что погибло 14 крейсеров (по другим данным – 12, тут могут быть споры, кому интересно - можете поспорить, главное договоритесь о критериях подсчета), и несмотря на то, что в последующие годы было заложено и построено несколько крейсеров (три типа «Адмирал Макаров», один – «Рюрик»), это не компенсировало
Можно без преувеличения сказать, что ключевым фактором развития российского Императорского флота в конце первого десятилетия ХХ века явилась русско-японская война и её итоги. Тяжелейшие потери в броненосцах, крейсерах и эскадренных миноносцах оказали огромное влияние как на боеспособность флотов Российской империи, в первую очередь Балтийского, так и на последующем развитии флота в целом. Мы частично уже рассмотрели этот вопрос, когда изучали предпосылки и процесс проектирования линейных кораблей-дредноутов русского флота на примере линкоров типа «Гангут». В данной статье обсудим отдельные вопросы, касающиеся восстановления крейсерских сил флота.
Крейсер "Червона Украина" накануне Великой Отечественной
Крейсер "Червона Украина" накануне Великой Отечественной

В боях русско-японской войны считается, что погибло 14 крейсеров (по другим данным – 12, тут могут быть споры, кому интересно - можете поспорить, главное договоритесь о критериях подсчета), и несмотря на то, что в последующие годы было заложено и построено несколько крейсеров (три типа «Адмирал Макаров», один – «Рюрик»), это не компенсировало понесённых потерь, а главное – не позволило совершить качественное преобразование флота.

Как верно заметил И.Ф.Цветков: «…русское Морское министерство, заказывая новые крейсера по старым проектам, приступило к подготовке не к предстоящей войне, а к той, которая уже закончилась».
Броненосный крейсер «Адмирал Макаров» - один из крейсеров восстанавливаемого русского
флота
Броненосный крейсер «Адмирал Макаров» - один из крейсеров восстанавливаемого русского флота

Чтобы приступить к возрождению фло­та и строительству новых кораблей, в том числе и крейсеров, не­обходимы были концепция использования флота и программы его строительст­ва, нужны были проекты новых кораблей, но ничего этого после оконча­ния войны не было. Более того, процесс выработки подобных концептуальных положений затянулся на несколько лет. Почти пять лет, с 1905 по 1909 годы, ушло на споры и обсуждение «морских проблем» России, но реально дело воссоздания военно-морских сил за это вре­мя не продвинулось. Можно допустить, что понадобился год-два для того, чтобы обобщить трагичный опыт прошедшей проигранной войны, однако время шло, а решения о том, какие корабли строить и в каком количестве, так и не было. В то же время за рубежом (в Англии, Германии, Японии, США и других странах мира) усиление морских сил шло ускоренными темпами, причём на качественно более высоком уровне. Именно в этот период появились первые дредноуты и линейные крейсера, лёгкие крейсера и подводные лодки.

Броненосный крейсер «Рюрик II» - последний и самый большой российский
крейсер
Броненосный крейсер «Рюрик II» - последний и самый большой российский крейсер

При этом можно отметить, что такая значительная потеря драгоценного времени была обусловлена выработкой стратегических концепций по применению флота, что было для своего времени большим достижением.

Теперь для русского флота планировалось не просто строить корабли того или иного класса в том или ином количестве, а изначально определялось количество конкретных тактических единиц для решения вполне определённых боевых задач. Такому подходу в немалой степени способствовало создание Морского генерального штаба (МГШ), на который и возлагались задачи определения места и роли флота в системе вооружённых сил страны, разработка его структуры и соответствующих кораблестроительных программ, определение технических заданий на проектирование кораблей.

В итоге было решено строить линейный флот, в первую очередь, на Балтике, что кроме обеспечения господства в Финском заливе давало возможность отправки сильной эскадры в любой район (как это было всегда), причём флот должен был строиться целыми боевыми эскадрами.

Бригады линкоров типа «Гангут» требовали обеспечения крейсерскими силами
Бригады линкоров типа «Гангут» требовали обеспечения крейсерскими силами

Например, на Балтике и на Чёрном море предполагалось иметь по одной боевой эскадре, состоящей из: двух бри­гад линкоров (4 корабля), двух бригад линейных крейсеров (4 корабля), двух бригад лёгких крейсеров (4 корабля) и от четырёх до девяти дивизи­онов эскадренных миноносцев (по 4 эсминца типа «Новик»). Эта систе­ма формирования эскадр оказала влия­ние на разработку кораблестроительных программ, и, как видим, в программах появился численный состав отдельных классов ко­раблей, почти всегда кратный четырём.

Первая попытка разработать целостную судостроительную программу была предпринята в 1906 году, но только в 1908 году с трудом была утверждена «Малая судостроительная программа 1908-1912 годов». Эта программа на основе законов «Об ассигнова­нии средств на постройку четырёх линейных кораблей для Балтийского моря» и «Об ассигновании средств на усиление Черноморского флота» предусматривала строительство линкоров-дредноутов для русского флота, однако места для восстановления крейсерских сил в ней не нашлось. И только в 1912 году была утверждена «Программа спешного усиления Балтий­ского флота», которой предусматривалось строительство в числе других кораблей четырёх лёгких крейсеров, а также двух лёгких крейсеров для Черноморского флота. Вскоре с учётом усиления турецкого флота в июне 1914 года была утверждена «Программа спешного усиления Черноморского флота». Эти программы стали называться «Большой судостроительной программой», в соот­ветствии с которой Балтийский и Черномор­ский флоты должны были получить по четыре новых лёгких крейсера. Основными принципами, заложенными в выполнение этой программы, стали: разработка проектов кораблей на конкурсной основе с привлечением отечест­венных и зарубежных предприятий и строительство кораблей только на российских заводах.

Схема внешнего вида крейсеров «Адмирал Невельской» и «Муравьев-Амурский»
Схема внешнего вида крейсеров «Адмирал Невельской» и «Муравьев-Амурский»

Но были и исключения. Так, этой же программой было предусмот­рено строительство двух малых турбинных крейсеров для Сибирской флотилии. Два таких крейсера («Адмирал Невель­ской» и «Муравьев-Амурский») были заказаны немецкой фирме «Шихау» и они стали единственными кораблями, строившимися за ру­бежом. Но после начала войны вполне ожидаемо они были реквизированы Германией и вступили в состав её флота под названиями «Эльбинг» и «Пиллау».

Немецкий крейсер «Пиллау» закладывался как русский «Муравьев-Амурский»
Немецкий крейсер «Пиллау» закладывался как русский «Муравьев-Амурский»

Итак, в 1912 году было принято решение строить для русского флота «лёгкие крейсера» – новый термин, который уже в 1906 году появился в официальных документах, как и «линейный крейсер». Причём новая классификация кораблей русского флота, пересмотренная приказом 10 октября 1907 года, предполагала только броненосные крейсера и крейсе­ра. В то же время в мировом военном кораблестроении начали чётко выделяться две основные линии развития крейсеров: постепенный переход от строительства больших бронепалубных и броненосных крейсеров к линейным крейсерам, а также постепенная замена малых бронепалубных крейсеров 2-го и 3-го ранга (класса) быстроходными (как правило, турбинными) крейсерами (скаутами) водоизмещением 3600-5500 т.

Бронепалубный крейсер 2 класса «Бристоль» - прообраз британских
легких крейсеров
Бронепалубный крейсер 2 класса «Бристоль» - прообраз британских легких крейсеров

К моменту утверждения Большой судостроительной программы, предусматривавшей начало строительства лёгких крейсеров для русского флота, в Великобритании уже велось серийное строительство кораблей нового класса типа «Бристоль» (4800 т, 26 узлов. 2х1-152-мм и 10х1- 102-мм орудий), «Веймут» (5250 т, 26 узлов, 8х1-152-мм), «Чатем» (5400 т, 25,7 узла, 8х1-152-мм). Нужно отметить, что на момент их постройки в Англии уже были готовы полтора десятка быстроходных крейсеров-скаутов. Справедливости ради можно отметить, что эти быстроходные крейсера всё ещё классифицировались как «бронепалубные крейсера 2-го класса», но до перехода в «новый класс» оставалось ждать не долго. Не отставала и Германия: от малых крейсеров (бронепалубных крейсеров 3-го класса) типа «Берлин», «Кенигсберг», «Дрезден», «Кольберг» (4290 т, 26,8 узла, 12х1-105-мм) немецкий флот перешел к постройке малых (лёгких) крейсеров типа «Магдебург» (4490 т, 28,2 узла, 12х1-105-мм) и «Карлсруэ» (4823 т, 29,3 узла, 12х1-105-мм).

Немецкий легкий крейсер «Магдебург»
Немецкий легкий крейсер «Магдебург»

Отечественное «крейсеростроение» в целом повторяло тенденцию строительства крейсеров ведущих флотов мира, но с опозданием на несколько лет, что стало роковым для русско­го флота, который так и не получил ни одного современного крейсера в годы Первой мировой войны.

При разработке технических заданий для проектирования лёгкого крейсера российский МГШ определил следующие задачи: разведка, дозорная и сторожевая служба, одиночный бой с неприятельскими лёгкими крейсерами, действия против миноносцев, поддержка своих миноносцев и участие в развитии успеха торпедной атаки, постановка мин­ных заграждений в неприятельских водах.

Кроме того, как отметил И.Ф.Цветков в своей книге «Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» (изд-во «Судостроение», 1990 г): «…в эскадренном бою лёгкие крейсера выполняли задачу отражения атак неприятельских миноносцев на главные силы эскадры, обеспечивая тем самым возможность ведения ими непрерывного артиллерийского огня по противнику на неизменном боевом курсе. Кроме этого, лёгкие крейсера должны были … оказывать противодействие при постановке минных заграждений в районе боевого маневрирования эскадры».

Решение данных задач требовало усилен­ия таких параметров крейсера как скорость и район плавания в ущерб артиллерийскому вооружению и брониро­ванию, причём действий на морских ком­муникациях противника и истребление его торговых судов среди задач мы не видим.

Бронепалубный крейсер 2 ранга «Новик» - лучший для подражания
Бронепалубный крейсер 2 ранга «Новик» - лучший для подражания

Но такой подход не значил, что вооружению новых кораблей не уделялось внимание, просто требования к вооружению опре­делялись исходя из назначения крейсера. Соответственно его артиллерия должна была соответствовать не эскадренному бою, а состоять из орудий, способных поразить эскадренные миноносцы и равноценные лёгкие крейсе­ра противника, при этом расположение артиллерии должно было отвечать требованию сосредоточения наиболее сильного огня на носовых и кормовых углах.

Один из первых проектов лёгкого крейсера был разработан специалистами казённого Балтий­ского завода морского ведомства, которые выбрали в качестве прототипа русский бронепалубный крейсер 2-го ранга «Новик». Этот крейсер, герой русско-японской войны, считался наиболее удачным из крейсеров 2-го ранга и, как часто отмечается в литературе, в своё время послужил прототипом для лёгких крейсеров, построенных в Гер­мании и Англии.

Представленный 10 сентября 1907 года проект предполагал строительство крейсера водоизмещением 4500 т, трёх- или четырёхвальная турбинная установка (около 29 000 л.с.) которого должна была обеспечить скорость хода 28 узлов. Особое внимание следует обратить на вооружение – предлагалось вооружить крейсер одним 203-мм ору­дием в башне и шестью 120-мм орудиями в трёх башнях. Как видим, влияние русско-японской войны было настолько велико, что лёгкий крейсер вооружали по типу крейсера «Баян» (одноорудийная башня с 203-мм орудием) и проверенными 120-мм орудиями с «Новика»! Как такое вообще могло прийти в голову проектировщикам, когда за рубежом были более успешные примеры и удачные корабли!

Крейсер – скаут «Боадицея» - британский взгляд на легкий крейсер не предполагал 203-мм орудий
Крейсер – скаут «Боадицея» - британский взгляд на легкий крейсер не предполагал 203-мм орудий

Интересно, что ни один лёгкий крейсер того времени за рубежом не пытались вооружить 203-мм орудием, да и зачем, ведь скорострельность такого орудия точно не могла обеспечить эффективную стрельбу по атакующим эсминцам. К тому же мощность такого орудия была избыточной для решаемых задач, а вес башенной установки был чрезмерным для корабля такого класса. Но проектировщикам, видимо под влиянием заказчиков, были поставлены иные задачи, которые отличались от общей логики...

Продолжение - по ссылке ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: 1.Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press,
Annapolis, Maryland. – 2002.– 403 с.; 2.Апальков, Ю.В.ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу/ Ю.В. Апальков //Морская коллекция, № 3 (9) – 1996.– 32 с.; 3.Балакин, С. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/ С.А.Балакин // Морская коллекция, № 4 (33) –
1995. – 32 с.; 4.Васюнькин, В. Крейсера Советского Военно-Морского флота. 1856-1917 годы. Часть 1/ В.В.Васюнькин.- СПб: Галея-Принт, 2014.- 152 с.;
5.Гущин, А. Курс, проложенный огнем/А.М. Гущин.- М.:Воениздат МО
СССР, 1964.- 100 с.; 6.История отечественного судостроения. В пяти томах. Т.2. Паровое и металлическое судостроение во второй половине ХIХ в./ Р.М.Мельников. Сост. Б.Н.Малахов. – СПб.: Судостроение, 1996. – 544 с.; 7.Крестьянинов, В. Крейсера российского императорского флота. 1856-
1917 годы. Часть 2/ В.Я.Крестьянинов.- СПб: Галея-Принт, 2009.- 256
с.; 8.Кузнецов, Л. Судьба крейсера «Адмирал Бутаков» /Л.А.Кузнецов//
Гангут, № 2.- 1991.- С.65-76.; 9.Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой
мировой: уникальная энциклопедия /Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО,
2015.- 448 с.; 10.Скворцов, А. Крейсер «Красный Кавказ».1911-1945/ А.В.Скворцов.-СПб: Галлея-Принт, 2005.- 72 с.; 11.Цветков, И. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»/ и.Ф.Цветков.- Л.: Судостроение, 1989.- 264 с.;
12.Чернышев, А. Гвардейские крейсера Сталина – «Красный Кавказ»,
«Красный Крым», «Червона Украина»/А.А.Чернышев. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 176 с.; 13.Широкорад, А. Советская корабельная артиллерия /А.Широкорад.-
М.:М.Свирин, СПб: Велень.- 1995. – 80 с.; Материалы с интернет-ресурсов.