В сравнении с деревянными домиками родовых имений Пушкина в Болдино и Михайловском дом его невесты под Калугой - чуть ли не дворец.
Род Гончаровых был молодой, но некогда богатый
Издалека дом Гончаровых напоминает не дом одной семьи, хоть и богатой, но какую-то современную школу или техникум: 3 этажа, внушительная площадь. Пожалуй, такие размеры домов, рассчитанных на одну семью, встречаешь обычно в больших городах - и принадлежали они графам или членам императорской семьи, в крайнем случае, особо богатым купцам.
А тут - почти 40 километров от губернского города, глушь среди калужских лесов - и нате, пожалуйста. Колонны перед входом, в ряд 20 окон...
Имя архитектора, поставившего столь внушительное сооружение для разбогатевшего нувориша в начале XVIII века, неизвестно. По некоторым данным, это мог быть даже сам Бартоломео Растрелли - музейные работники называют его с большой долей вероятности.
Однако вначале дом был 2-этажным, 3 этаж в 1770-х годах надстроил уже довольно известный архитектор Карл Иванович Бланк - тот, что возвëл крупнейшее в Москве здание - Воспитательный дом на Москворецкой набережной.
Сегодня дом принимает туристов, на 2 этаже воссоздана обстановка, в которой жило семейство Гончаровых, а на 3 этаже занимаются дети: здесь расположена Школа искусств имени Натальи Николаевны Гончаровой. 1 этаж занимает... поселковая библиотека.
При этом музейная экспозиция отнюдь не маленькая: к осмотру предлагаются 13 комнат. Удивительно, что до нас дошли предметы мебели, помнящие и семью Гончаровых в начале XIX века, и самого Александра Сергеевича Пушкина, приезжавшего свататься и сговариваться о свадьбе.
До Великой Отечественной войны дом Гончаровых дожил без изменений с последней перестройки во 2 половине XVIII века. Увы, фашисты устроили в его подвале пороховые склады. Взрывы и пожар многое разрушили, от первоначального здания оставались лишь стены.
Реставрировала дом Гончаровых представительница семьи
Реставрацию в 1972 году возглавила представительница рода Гончаровых - советский архитектор Валентина Александровна Жилина. Она приходилась праправнучкой младшего брата Натальи Николаевны Гончаровой - Сергея Николаевича.
Убранство дома, многие предметы мебели удалось сохранить, поскольку в 1918 году усадьба Гончаровыхбыла национализирована, а все, что в ней находилось, отвезли в Калужский исторический музей (теперь он называется краеведческим).
И вот мы попадаем в гостиную - когда-то её стены были задрапированы специальной тонкой парусиной бирюзового цвета, так что её называли голубой гостиной. Белая левкасовая мебель, старинные клавикорды, семейные портреты по стенам... Вот круглый стол - он изготовлен из 26 пород дерева, да ещё и инкрустирован перламутром (смотрите фото выше).
До войны в этом прекрасном доме располагалась школа (недаром я сразу о ней и подумала). Здесь же действовали курсы работников писчебумажной промышленности. Писчебумажной - поскольку по соседству с домом находилась и находится бумажная фабрика. Старинная, та, что была заведена еще зачинателем рода Гончаровых.
Кстати, действует она по сию пору. А при ней, между прочим - музей бумагоделательного производства под названием "Бузеон".
Музей в доме Гончаровых открылся лишь в 1999 году, к 200-летию Александра Сергеевича Пушкина. Экскурсовод, проводя туристов по музейным залам, рассказывает не только об истории усадьбы, о становлении Полотняного и бумажного производства, но и о том, как сюда приезжал поэт.
Пушкин приезжал в Полотняный завод дважды
Первый раз Пушкин приехал к деду невесты весной 1830 года - обсуждать приданое. Поэта приняли как дорогого гостя, но денег в семье не было. Гончаровы в этот момент были в долгах как в шелках: вся собственность, кроме непосредственно Полотняного завода, была заложена. Все богатейшее имущество прапрадеда невесты поэта, нажитое в 18 веке, было спущено нерадивыми потомками.
И только сам Полотняный завод был майоратом и закладу не подлежал. Поняв, что за Наталью Николаевну ничего не дадут, Пушкин расстроился, но от невесты, как мы знаем, не отступился.
Мать юной Натальи Николаевны еще выговорила у поэта обещание выдать ей 11 тысяч рублей, чтобы не выдавать дочь замуж бесприданницей. Пушкину пришлось ехать в Болдино - добывать деньги для свадьбы...
... А ведь Наталья Николаевна была любимицей деда! Из всех внучат именно Наташу выделял Афанасий Николаевич особенно - ее он держал подле себя весь ее малышовой возраст, до тех пор, пока не наступило время ученичества, и мать не забрала её к себе из полотнянской усадьбы.
Мы проходим из зала в зал, из комнаты в комнату, следуя за экскурсоводом. Нам рассказывают, что, когда в 70-е годы проходило восстановление дома, то реставраторы опирались на снимки начала 20 века, которые сделал приезжавший сюда краевед:
- Он запечатлел на память жизнь и быт усадьбы: чаепитие на балконе во главе с хозяйкой дома, барышни на фоне западного фасада, обед в парадной столовой, кабинет, уголок Мраморной спальни..
Гончаровы гордились, что их, было дело, однажды навестила сама императрица Екатерина Великая.
Спальню для императрицы облицевали искусственным мрамором - он тогда особо ценился - дороже, чем настоящий. Оценила ли Екатерина Великая такую подготовку к ее приезду, неведомо. Правда, мрамор при реставрации пожалели, но вот лепнина, альков с изящными коринфскими колоннами, - все на месте.
Когда Пушкин приехал в Полотняный завод во второй раз, много читал. В конце лета 1834 года поэт провел здесь 2 недели. Как раз работал над историей Емельяна Пугачева. Наталья Николаевна с детьми пробыли тогда у родителей все лето (деда уже не было в живых) - она оправлялась в деревне после неудачной беременности. И вот муж приехал к ее именинам и немного погостил.
Остались записи - 82 тома из полотнянской библиотеки Пушкин переработал. С собой в столицу увез 54 книги. Ценность по тем временам невообразимая. И дело не только в дороговизне - тиражи были совсем другими, издания были настоящей редкостью!
«Ах, кабы Заводы были мои! Тогда меня в Петербург и московским калачом не заманили бы».
Так писал Александр Сергеевич о Полотняном заводе, имея в виду прежде всего богатство тамошней библиотеки.
Музей в Полотняном заводе - настоящий центр культурной жизни посёлка. Конечно, здесь принимают туристов. Но не забудьте: на 1 этаже исторического дома до сих пор работает поселковая библиотека, а на 3-м - Детская школа искусств. Неудивительно, что на День рождения Натальи Гончаровой (а после Пушкиной и Ланской) здесь проводят прекрасное атмосферное событие - бал как в середине 19 века.
Нас встретила русская красавица с косой и в кокошнике: раздала нам предсказания на новый 2026 год. Мелочь, а приятно)
Большое место в экспозициях музея отдано Александру Сергеевичу Пушкину - в витринах представлены его письма жене, копии автографов, напоминания о том, как он бывал в этих местах.
После того, как Пушкина не стало, Наталья Николаевна, как он и завещал ей, 2 года прожила с детьми здесь, в деревенской усадьбе у родителей. Замуж во второй раз она не выходила долго - считают, что берегла детей от отчима.
Интересно, что дом до самой революции принадлежал семье Гончаровых. Очевидно, по причине того самого майората, который требовал бережного отношения к усадьбе и бумажному заводу. Бумажный-то завод и сегодня работает! Позже ещё расскажу о музее бумаги при нем - "Бузеоне".
А здесь можно прочитать о поездке в Болдино ⏏