Продолжаем решать сложную задачу: мы хотим найти запись о браке через информацию из карточек с/х переписи 1917 и 1920 гг. Начало здесь. Предыдущая часть — здесь.
Как мы убедились ранее, поиск брака нашего предка через возраст его детей — не лучшее решение. Мы лишь потратим уйму времени. Правильный путь — это поиск с опорой на демографическую норму. Чтобы вести поиск с умом, нужно ознакомиться с локальной статистикой и сведениями от этнографов.
Спойлер
Томить не буду и сразу поделюсь наблюдением. В большинстве случаев при работе с сёлами, в которых основным видом промысла было земледелие, год брака попадал в «окно», вычисляемое по формуле:
(Год переписи) минус (возраст по карточке) плюс (18 лет) ±2 года.
Да, эта формула работала не всегда. Но по большинству карточек она давала результат, в том числе, когда применялся поиск в несколько ходов, а также «дальнобойный», вроде такого:
Поэтапный поиск
Карточка Сангалова Ивана Павловича из деревни Сальниково Арзамасского уезда: хозяину 38 лет, вдов. Посмотрим, что получится из этого выудить:
- Определяем вероятный возраст его бракосочетания: 1917-38+18=1897±2 года. (Дата по метрике — 28.09.1897 г):
- Также в карточке показана его мать, вдова, возраст 62 года. Её имя нам пока неизвестно, пробуем выяснить:
- Ищем запись о рождении Ивана Павловича. Расчётный год рождения — 1917-38=1879±2 года: запись найдена в 1878 году. Имена родителей — Павел Иванович и Татьяна Семёновна.
- По указанному в карточке возрасту Татьяны Семёновны (62 года) рассчитываем вероятный год её брака: 1917-62+18=1873±2. Находим нужную запись в 1872 году (точная дата — 29.10.1872 г., отклонение -1 год от расчётного).
На первый взгляд, эмпирические формулы и генеалогия — понятия чужеродные. Но это наблюдение легло в основу дальнейшей работы и последующей коррекции «метода первенца».
Анализ метрических книг
Чтобы проверить, подтвердить и уточнить границы действия этой формулы, я обратился к метрическим книгам. Благодаря Марии Алексеевне Фуфаевой, Виктору Пыхонину и Михаилу Болоничеву, в нашем распоряжении есть большое количество метрических книг из ЗАГС Починковского района. Также небольшое количество метрик уже загружено в АИС ЦАНО. Используем их для того, чтобы определить наиболее вероятный возраст брака для крестьян Лукояновского уезда. К сожалению, в открытом доступе находятся в основном метрики сёл, к которым мои предки не имели отношения. Что ж, это даже к лучшему: такой анализ будет менее субъективным.
Выборка
По метрикам оценим средний возраст вступления в первый брак в 1881-1917 годах в сёлах:
- Лукояновского уезда: Василёв Майдан, Пеля Хованская, Старорождествено, Тагаево, Учуев Майдан, Шишадеево.
В качестве «контрольных» возьмём несколько сёл из других уездов, а также пару сёл из Лукояновского. Они не связаны родством с основной группой:
- В Арзамасском уезде: Новый Усад;
- В Ардатовском: Автодеево, Бабино;
- В Васильском: Огнёв Майдан;
- В Лукояновском: Елфимов Майдан, Яз.
Вот эти сёла на карте:
Средний возраст вступления в первый брак
Методика оценки простая: просматриваем метрики, сводим данные о возрасте в таблицу, рассчитываем среднее значение по каждому году и селу, выводим результат на график:
Сравним полученные картинки с данными от мэтров демографии. Видно, что во всех сёлах средний возраст вступления в брак на отрезке 1881-1917 гг. оставался стабильным, лишь незначительно изменяясь в диапазоне от 18 до 21 года для мужчин и от 17 до 20 лет для женщин. Полученные значения хорошо согласуются с данными Е.А. Запеваловой (зелёная область на графике). А вот «общероссийские» данные М.С. Тольца (красный пунктир) близки к среднему максимальному возрасту первого брака. Его определяли вернувшиеся со службы солдаты, отходники и т.п. — это меньшая часть из тех, кто женился впервые.
На самом деле, усреднённые данные не дают нам практически ничего. Они лишь показывают, что брачные стратегии крестьян в промежутке 1881-1917 гг оставались неизменными. Куда интереснее посмотреть на частотное распределение возрастов первобрачных крестьян, т.е. ответить на вопрос: в каком возрасте женились чаще?
Частотное распределение возрастов
Эти графики отлично демонстрируют, насколько узким было «брачное окно» в земледельческих сёлах. Листайте карусель.
Важное замечание: графики выше не отображают тех, кто впервые женился после 30. Их ничтожно мало на фоне основной массы, и, чтобы графики были в едином масштабе, я ограничил ось возрастов 30 годами.
Из этих графиков видно, почему приведённая в начале заметки формула обычно приносит результат. Здесь отлично просматривается узкая «арка» возрастов, в которой женилось большинство крестьян, и уходящий вправо (к 30 годам) длинный «хвост» — это те, кто женился позже: в силу обстоятельств или по личным мотивам (что, наверное, уже не так важно).
Что интересно, результат неплохо соотносится с данными замечательного русского этнографа, Николая Владимировича Зорина (см. Бернштам: Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX-начала XX в.,1988, с.41-42):
Брачная норма для обоих полов — до 25 лет, и она делится на «младший», от 16-18, до 20 и «средний», от 21 до 25 брачные возрасты. Браки в младшем и среднем возрастах составляли 70-80% всех браков среди русского населения. Браки после 25 лет немногочисленны, а в дальнейшем, в «старшем» брачном возрасте их количество сокращается ещё более.
Что ещё интереснее, так это то, что особой разницы между Лукояновскими сёлами и контрольными сёлами из соседних уездов нет, поведение крестьян в пределах выборки однотипно. Именно это даёт нам стратегию поиска.
Уточнённый алгоритм:
Поскольку подавляющее большинство крестьян вступало в брак в узком «возрастном коридоре» от 17 до 21 года, именно этот отрезок должен стать зоной нашего максимального внимания. Уточняем алгоритм.
- Шаг 1. Определяем год рождения того, чей брак ищем: из года проведения переписи — 1917 (1920) вычитаем его возраст.
- Шаг 2: Рассчитываем «коридор поиска». Нижняя граница: год рождения + 18 лет ±2 года (минимальный вероятный возраст брака для аграрного села). Верхняя граница: год рождения первенца ±2 года. Почему именно ±2? См. предыдущий пост. Такой допуск перекрывал 95% всех неточностей при указании возраста в карточке.
- Шаг 3. Поиск начинаем с нижней границы (те самые 18±2), постепенно смещаясь к 1917 году.
- Шаг 4. Параллельно просматриваем метрики о рождении: если у нашего героя появятся дети, это «красный флаг». В этом случае нужно вернуться назад и ещё раз всё перепроверить.
Эта стратегия служит мне верой и правдой. Не уверен, что она поможет именно вам, ведь граница верхней и средней Волги — это не вся Россия. Но если хоть что-то из всей этой писанины вам пригодится — уже хорошо.
--
За что я люблю генеалогию? Здесь редко встретишь задачу, которую можно выполнять «на автомате». Так что Альцгеймер нам с вами точно не грозит. В следующей заметке мы рассмотрим, как выудить из карточки этнографические сведения и оживить их. Продолжение здесь.