Начало здесь. Предыдущая часть — здесь.
Сельхозперепись и этнография
Для новичка этнографический поиск может представлять сложность не меньшую, чем собственно составление родословной. Генеалогия и этнография в этом похожи: невозможно предугадать сразу, что именно найдёшь и на чём застрянешь. Ведь если по одним сёлам едва ли не монографии написаны, то по большинству других молчат и «Великие Описи», и интернет-поисковики. Тут и малым крохам будешь рад — но не всегда понятно, где эти крохи найти.
Материалы сельхозпереписи могут выступить в роли указателя к другим архивным фондам, этнографическим обзорам, краеведческим зарисовкам, статистическим данным, и так далее. Поэтому главная цель этого поста — показать, как строятся такие исследовательские цепочки, и как скупой статистический бланк становится отправной точкой для изучения быта, экономики и жизни крестьянской семьи.
В этом рассказе я не буду обращаться к чужому опыту: покажу только те дороги и тропки, по которым когда-то прошёл сам. Направлений для поиска несколько. В зависимости от того, какие графы в документе заполнены, эти направления будут отличаться.
Хлебопашцы
Иногда отсутствие информации в карточке — ключ к дальнейшей работе. Если графы «род промысла» оставлены пустыми — перед нами семья хлебопашцев. Таких семей в Нижегородской губернии подавляющее большинство. Поэтому наши первые впечатления от документа могут быть немного скомканными. Нам хочется увидеть живую историю, но перед нами — пожелтевший лист бумаги, полный сухих цифр. Как из них понять — зажиточной была семья или нет? Придётся приложить немного усилий.
Надельная земля
Карточка моего прадеда, Ивана Алексеевича, оказалась вообще полупустой. Здесь была только информация о земельном наделе; впрочем для некоторых выводов хватило и этого. Посмотрим подробнее: в собственности Ивана находилась лишь усадебная земля (под домом, двором и хозяйственными постройками — 0,08 десятины, примерно 9 соток), да небольшой приусадебный участок — 0,13 десятины. Эти данные выделены на рисунке красным цветом.
Участки крохотные, и находились в чересполосице — она образовалась при разделе отцовского хозяйства между тремя братьями. Остальная же земля, показанная в документе — 2,8 десятины (около 3 гектар — выделена на рисунке голубым цветом), находилась в собственности крестьянской общины. Это была так называемая «надельная» земля, прадед не был её хозяином, но он обрабатывал её, и с неё же кормился. Где именно располагались эти три гектара — точно не скажешь, ведь периодически крестьяне производили передел земли, наделы «тасовали», местоположение участков менялось. На планах селений общинные земли на участки не делились.
Важно: Планы селений можно найти в фонде Губернской чертежной (ЦАНО ф.829). Значительная часть документов оцифрована и доступна в АИС — ссылка здесь.
Посевы
На графу «под посевами хлебов и прочих полевых растений» (на обороте карточки) исследователь часто бросает беглый взгляд, особо не вчитываясь в цифры. И зря. По характеру посевов и сумме засеянных площадей можно попробовать выяснить, как именно крестьяне пользовались землёй:
Как видно из документа, к 1917 году в Елфимове сохранялась архаичная трехпольная система земледелия: треть земли под озимыми (рожь), треть — под яровыми (овёс, просо, чечевица), треть — под паром. О способах ведения хозяйства можно прочитать в «Настольной книге русского земледельца» 1910 года издания, и в «Исследованиях губернского земства» 1896-го (по ссылке на с.130-145). Из последней книги можно выяснить много локальных особенностей, вплоть до способов удобрения пашни и сроках полевых работ в каждом уезде (там же, с.151-161).
Общая оценка хозяйства
Две надельных единицы по 1,4 десятины на душу мужского пола — мне, как городскому, эти цифры ничего не говорили. Для того, чтобы понять — насколько это мало, и в какой нищете прозябала семья прадеда, пришлось сделать вот что:
- Ознакомиться с исследованиям губернского земства (здесь, с. 93-104) — из них можно узнать, сколько десятин приходилось на крестьянина в среднем по уезду.
- После — спуститься ниже и ознакомиться с описанием Лукояновского уезда (ссылка), а в нём — с расходами среднего крестьянского семейства из четырёх человек в течение года (с.74-81), включая траты на пищу, одежду и обувь, корм скоту, дрова (отопление, освещение), уплату повинностей — (это был своего рода «прожиточный минимум» той эпохи). Затем — посмотреть на средние доходы семьи исходя из размера земельного надела (там же, с. 81-83);
- Узнать о реальных урожаях из сельскохозяйственных обзоров губернии 1892-1902, 1907-1908 годы (по ссылке);
Потребность в земле, конечно, у всякого есть, но по дороговизне земли пользуются тем количеством, что имеется. Земли глинистые, требующие сильного удобрения. По близости к месту жительства, хозяин каждую свою полосу мог бы обработать и удобрить вовремя, но от скудости угодьев скотоводство значительно сократилось, а от того и удобрения взять негде. Потому и выходит, что крестьянин работает, старается, но земля не приносит за труд надлежащего вознаграждения. Что летом поработают, то зимой поедят, а в прибыль к хозяйству не остаётся ничего.
Кроме прочего:
Рекомендую также посмотреть материалы по оценке земель. Вот ссылки на каждый уезд губернии, можно выбрать свой: Ардатовский, Арзамасский, Балахнинский, Васильский, Горбатовский, Княгининский, Лукояновский, Макарьевский, Нижегородский, Семёновский, Сергачский. Документы эти суховаты, что и говорить. Но содержат они много полезных сведений и лишними не будут.
И сверх того:
Также об экономическом состоянии крестьян можно узнать и из архивных документов, в частности, из фондов податных инспекторов. По Лукояновскому уезду это ф.47 оп.1 (ГАНО Арзамас). Он просто покорил меня своим объёмом — планирую заказать оттуда копии нескольких дел.
Купчая земля
Далеко не все крестьяне перебивались с хлеба на воду, как елфимовцы. К 1917 году многие уже приобрели землю в личную собственность. По способу приобретения купчие земли делились на три типа: единоличные, общественные и товарищеские. Об отличиях их можно прочесть вот здесь в инструкции на странице 23. Рассмотрим пример.
В карточке крестьянина Андрея Степановича Мизина из деревни Погорелка Горбатовского уезда показана купчая товарищеская земля:
Эти сведения могут послужить ключом к фонду Крестьянского поземельного банка (КПБ). В дальнейшем поиске нам поможет проект Николая Курпана (рекомендую: ссылка). В материалах проекта я нашёл фрагмент дела о покупке земли Погорелковским товариществом у горбатовского мещанина Ершова. К сожалению, в деле из РГИА нет плана самого надела, но он нашёлся в ЦАНО, в фонде 829:
Важно: состав фондов Крестьянского поземельного банка в РГИА (ф.592) и в ЦАНО (ф.404) отличается, как и содержание документов. В РГИА, судя по тому, что мы видим по ссылке, посемейных списков во многих делах нет. По моему опыту — в ЦАНО их гораздо больше.
Я проверил все дела из ЦАНО ф.404 оп.306, в которых упоминалась деревня Погорелка. И вот, пожалуйста: нашёл посемейный список, в котором показаны и наш герой, и его семья в полном составе:
С учётом того, что Андрей Степанович и его жена Фёкла Ивановна были старообрядцами, значимость такой находки переоценить сложно.
Далее можно «копнуть» ещё глубже, и найти зацепку для дальнейшего поиска уже в документах банка:
Население <деревни> очень густое, землёй обеспечены недостаточно, так что потребность в земле большая. <...> Побочными заработками население обеспечено, занимается круглый год витьём веревок и работой на канатной фабрике.
Вспоминаем, что у старшей внучки Андрея Степановича в графе карточки «род промысла» было указано «вьёт верёвки». Отправляемся в фонд Управления строительного контроля (ф. Р-1679) и находим план Погорелковской канатной фабрики, на которой трудились жители деревни:
Важно: в фонде Р-1679 также есть много оцифрованных дел. В том числе, чертежей храмов. Но о них как-нибудь отдельно поговорим.
Аренда и сдача земли
Могло случиться так, что кто-то из крестьян не мог или не хотел обрабатывать всю свою землю. На то могло быть много причин — не было сил, не хватало рабочих рук, или промысел приносил доход больший, чем земледелие. В этом случае он мог сдавать часть своего надела. Либо напротив: он мог быть безземельным и арендовать землю у кого-то. Но у кого?
Иногда имя арендатора можно узнать сразу из карточек, как в случае ниже. Информация об аренде и сдаче земли находится на оборотных сторонах листов в соответствующих разделах (за эти документы сердечная благодарность Речи Мечи):
Но не всегда эти разделы заполнялись аккуратно. Можно и на такое наткнуться:
Если вы столкнулись с небрежностью в заполнении карточки, не спешите отчаиваться. Можно попробовать поискать бланки контроля аренды и сдачи земли. Они находятся в том же фонде. О них мы поговорим в следующей части.
P.S. Как видите, при работе с фондом Р-124 один документ даёт ключ к следующему, а тот тянет за собой ещё один, и так далее по цепочке. Такой «каскадный» поиск может показаться трудным — отчасти, так и есть. Но по мере того, как вы получаете опыт, с каждым подходом будет всё легче — точно как в тренажёрном зале. В следующей заметке кроме прочего поговорим и том, как превратить информацию из карточек в GPS-координаты. Да, документ столетней давности вполне может являться мостом в 2026-й год. Продолжение — по ссылке.