Алкоголь в СССР — сложная и многогранная тема, которая отражает социально-экономические, культурные и политические аспекты жизни страны.
История производства водки в СССР
С 1924 года государство постепенно взяло алкогольное производство под свой контроль. Сначала производили водку крепостью до 30 градусов (её называли «рыковкой» в честь председателя СНК Алексея Рыкова), позже появилась 38-градусная водка в бутылках разного объёма («пионер», «комсомолец», «партиец»). В 1930-е годы вернулась 40-градусная водка, а её рецептуру стандартизировали.
В 1948 году технологии усовершенствовали: начали использовать активированный уголь, песочно-кварцевые фильтры и смягчённую воду. Жёсткие стандарты обеспечивали высокое качество советских водок, которые с 1950-х годов экспортировались и котировались на международном рынке.
Среди известных марок — «Московская особая» (на ржаном сырье), «Русская» (на картофельном спирте с добавлением корицы), «Лимонная», «Зубровка», «Перцовка», «Старка», «Петровская» и другие.
Антиалкогольные кампании
В СССР несколько раз предпринимались попытки борьбы с пьянством. Например:
- В 1929 году СНК РСФСР издал декрет «О мерах по ограничению торговли спиртными напитками». Запретили открывать новые точки по продаже водки в промышленных городах и рабочих посёлках, торговать в праздничные и предпраздничные дни, в районах расположения предприятий — в дни зарплаты. Также запретили продавать водку в буфетах клубов, государственных и общественных организаций, в театрах, кинотеатрах, общежитиях, банях, садах, парках, местах гуляний, столовых, закусочных. Полностью запретили алкогольную рекламу в печати и в общественных местах.
- В 1958 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Документ запрещал продажу водки везде, кроме ресторанов. Также запрещалась продажа вблизи промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.
- В 1972 году приняли постановление «О мерах по усилению борьбы с пьянством». Среди мер — сокращение производства крепких спиртных напитков и расширение производства виноградных вин и пива, повышение цены на спиртное, ограничение времени торговли алкогольными напитками крепостью 30 градусов и выше с 11:00 до 19:00, создание лечебно-трудовых профилакториев, удаление из фильмов сцен с употреблением спиртных напитков.
- Самая известная кампания началась в 1985 году по инициативе Михаила Горбачёва. Лозунг — «Трезвость — норма жизни». Были установлены ограничения в сфере производства и реализации алкогольных напитков, оказывалось административное и психологическое давление на людей через СМИ и культуру. Алкоголь продавали с 14:00 до 19:00 в специальных магазинах, повысили штрафы за появление в нетрезвом виде, по всей стране организовались общества трезвости и здорового образа жизни.
«Наркомовские сто грамм»
Во время Великой Отечественной войны было решено выдавать фронтовикам порцию водки либо креплёного вина (на Закавказском фронте). Предполагалось, что это поможет солдатам бороться с постоянным стрессом и повысит их боевой дух. С 15 мая 1942 года бойцы частей, имевших успехи в боевых действиях, получали по 200 граммов водки, остальные — 100 граммов, и лишь по праздникам. С 12 ноября 1942 года нормы уменьшились: солдаты подразделений, ведущих непосредственные боевые действия или разведку, артиллеристы, обеспечивавшие огневую поддержку пехоты, экипажи боевых самолётов по выполнении боевой задачи получали 100 граммов водки.
Традиции употребления алкоголя
В советское время существовали определённые алкогольные традиции. Например:
- На праздничных застольях по этикету на столе должна была быть водка для мужчин и вино для женщин. Шампанское считалось новогодним напитком и часто присутствовало на свадьбах. Дешёвое фруктовое вино местного производства («бормотуха») и пиво считались непрестижными и на торжественные праздники их не выставляли. Самогон собственного производства, а также наливки и ликёры могли появиться на столе к середине застолья, если магазинного алкоголя не хватало.
- Была популярна традиция «сообразить на троих»: трое человек скидывались по рублю и покупали бутылку водки за 2 рубля 70 копеек, а на сдачу — что-нибудь на закуску.
- Опоздавшему гостю вместо рюмки наливали стакан в качестве юмористического наказания, а с уходящим обязательно надо было выпить «на посошок» или «стременную» — на прощание. Эти традиции пришли ещё из дореволюционных времён.
Последствия антиалкогольной кампании 1985 года
Меры, предпринятые в рамках кампании, привели к противоречивым результатам. Среди негативных последствий:
- рост самогоноварения — самогон стал составлять более двух пятых потребляемого в стране алкоголя;
- дефицит сахара, который стали продавать по талонам;
- употребление внутрь спиртосодержащих жидкостей (одеколона, настоек, жидкости для мытья стёкол «Секунда»), что привело к отравлениям (40 тысяч человек, 11 тысяч погибли);
- увеличение числа наркоманов вдвое с 1985 по 1987 год;
- очереди у работающих винных магазинов, которые иногда перерастали в драки и поножовщину;
- сокращение производства вина — к 1989 году его выпуск планировали прекратить полностью, за два года производство сократилось на две трети. В винодельческих районах прошли вырубки виноградников.
Среди положительных последствий называли снижение преступности на 25%, уменьшение смертности и рост рождаемости (в 1986–1987 годах появилось на 500 тысяч детей больше, чем обычно).
На этом всё, всем пока, подписывайтесь на каналы в дзене, в контакте, рутубе, ютубе и одноклассниках!
Ютуб https://www.youtube.com/@Searchofgoldnuggets
Группа в контакте https://vk.com/club141470537
Рутуб https://rutube.ru/channel/23796126/
Одноклассники https://ok.ru/group70000003956112