Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Святые с железной хваткой: две шведки, покорившие Рим и Русь

Когда мы думаем о святых, воображение обычно рисует нам благостные образы людей, которые проводят дни в тихой молитве, смиренно принимают удары судьбы и питаются исключительно акридами и диким медом. Но история — штука сложная, и реальные биографии святых часто напоминают не жития, а политические триллеры с элементами семейной драмы и геополитического детектива. Особенно если речь идет о Средневековье, когда граница между святостью и властью была тоньше пергаментного листа. В шведской истории есть два имени, которые стоят особняком. Две женщины, родившиеся в этой суровой северной стране, но ставшие легендами далеко за ее пределами. Одна из них известна каждому католику как покровительница Европы, другая почитается в православии как небесная заступница Новгорода. Святая Биргитта и святая Анна. Их разделяют три столетия, но объединяет невероятная сила воли, умение вести переговоры на высшем уровне и способность влиять на судьбы королей и пап. Мы привыкли слышать, что Биргитта — это «един
Оглавление

Когда мы думаем о святых, воображение обычно рисует нам благостные образы людей, которые проводят дни в тихой молитве, смиренно принимают удары судьбы и питаются исключительно акридами и диким медом. Но история — штука сложная, и реальные биографии святых часто напоминают не жития, а политические триллеры с элементами семейной драмы и геополитического детектива. Особенно если речь идет о Средневековье, когда граница между святостью и властью была тоньше пергаментного листа.

В шведской истории есть два имени, которые стоят особняком. Две женщины, родившиеся в этой суровой северной стране, но ставшие легендами далеко за ее пределами. Одна из них известна каждому католику как покровительница Европы, другая почитается в православии как небесная заступница Новгорода. Святая Биргитта и святая Анна.

Их разделяют три столетия, но объединяет невероятная сила воли, умение вести переговоры на высшем уровне и способность влиять на судьбы королей и пап. Мы привыкли слышать, что Биргитта — это «единственная настоящая» шведская святая. Но это утверждение верно лишь наполовину, если смотреть на мир через узкое окошко одной конфессии. Если же взглянуть шире, то окажется, что Швеция подарила миру двух великих женщин, одна из которых стала голосом совести для Запада, а другая — мудрой матерью для Востока.

Давайте сдуем пыль веков с этих двух биографий и посмотрим, как дочь лагмана и дочь конунга смогли достичь того, что было не под силу многим мужчинам с мечами.

Биргитта: Менеджер Господа Бога

Начнем с той, кого знает весь западный мир. Биргитта Биргерсдоттер. Она родилась в начале XIV века, вероятно, в 1303 году, в эпоху, когда Швеция была еще глубоко католической страной, а викинги уже превратились в респектабельных рыцарей и землевладельцев. Биргитта появилась на свет не в хижине, а в одной из самых могущественных семей королевства. Ее отец был лагманом (главным судьей) Уппланда, а в ее жилах текла кровь, родственная королевской династии.

С самого детства было понятно, что девочка непростая. Ей являлись видения. Дева Мария, распятый Христос — для маленькой Биргитты это были не картинки в церкви, а собеседники. Но, в отличие от многих мистиков, которые уходили в пустыню, Биргитта пошла другим путем. Путем традиционной, даже образцовой карьеры знатной дамы.

В раннем подростковом возрасте ее выдали замуж за Ульфа Гудмарссона, тоже лагмана. Это был не просто брак, это был союз двух мощных кланов. И Биргитта, будущая святая, взялась за дело с чисто скандинавской практичностью. Она родила мужу восьмерых детей. Восемь! Представьте себе эту нагрузку. Управление огромным поместьем, воспитание оравы наследников, светские обязанности при дворе короля Магнуса Эрикссона, где она служила главной фрейлиной королевы Бланки.

В этот период ее святость проявлялась не в отшельничестве, а в невероятной эффективности. Она была «супермамой» Средневековья. Но внутри нее всегда горел огонь, который ждал своего часа. И этот час настал, когда умер ее муж Ульф.

Овдовев, Биргитта сделала то, о чем, возможно, мечтала годами. Она сказала: «Все, земной долг выполнен». Она раздала имущество (ну, не все, конечно, детям тоже нужно было что-то оставить) и отправилась в Рим.

Римские каникулы железной леди

Рим середины XIV века был, мягко говоря, не курортом. Это был город-призрак, раздираемый клановыми войнами, грязный, полуразрушенный. Папы римские в это время сидели в «Авиньонском пленении» во Франции, наслаждаясь хорошим вином и относительной безопасностью, и возвращаться в Вечный город не собирались.

И вот туда приезжает шведская вдова. Маленькая, но с характером асфальтоукладчика. Она начала наводить порядок. Ее видения стали не просто личными откровениями, а политическими манифестами. Она утверждала, что Христос лично диктует ей письма для сильных мира сего.

Биргитта стала, пожалуй, самым назойливым и эффективным лоббистом своего времени. Она бомбардировала папу письмами, требуя (не прося, а требуя!), чтобы тот вернулся в Рим. Она писала королям, ругая их за разврат и политическую близорукость. Она критиковала духовенство за роскошь. У нее был язык без костей, и она не стеснялась в выражениях. Если бы в XIV веке был Твиттер, аккаунт Биргитты был бы самым цитируемым и, вероятно, заблокированным за «язык вражды» по отношению к грешникам.

Интересно, что она использовала свои видения как инструмент давления. «Мне явился Господь и сказал, что если ты, Папа, не вернешься в Рим, тебе будет очень плохо». И это работало! Ее уважали и боялись. Она была неудобной, резкой, скандальной, но ее искренность подкупала.

Главным делом ее жизни стало основание нового монашеского ордена — бригиттинок. Центром его стал монастырь в Вадстене, на берегу озера Веттерн. Биргитта выбила устав для ордена, получила земли и финансирование. Вадстена превратилась в духовный и культурный центр Скандинавии.

Биргитта умерла в Риме в 1373 году, так и не дождавшись окончательного возвращения пап (это случится чуть позже), но сделав для этого больше, чем все дипломаты Европы. Ее канонизировали удивительно быстро — уже в 1391 году. Это был триумф. Она стала единственной шведкой, официально признанной святой католической церковью в Средние века.

В Швеции часто говорят: «Биргитта — наше единственное настоящее святое». Это, конечно, вопрос терминологии. Есть Эрик Святой (покровитель Стокгольма), но папа его так и не утвердил. Есть Елизавета Хессельблад, канонизированная уже в XXI веке, но это современная история. Биргитта же — глыба, монолит, женщина, которая показала, что святость может быть с кулаками и отличными организаторскими способностями.

Взгляд на Восток: Ингегерда, ставшая Анной

Но если мы повернем голову на восток, то увидим другую фигуру, не менее масштабную, но окутанную совсем иной аурой. За триста лет до Биргитты, в эпоху викингов, в Швеции жила принцесса Ингегерда.

Ее отцом был Олоф Шётконунг — первый шведский король, который начал чеканить монеты и, что важнее, принял христианство. Ингегерда, родившаяся около 1000 года, росла в мире, где старые боги еще боролись с новыми, а политика делалась через брачные союзы.

Изначально ее прочили в жены королю Норвегии Олафу Харальдссону (тому самому Олафу Святому, который был толстым и крестил Норвегию огнем и мечом). Это была бы блестящая скандинавская пара. Они даже виделись и, говорят, понравились друг другу. Но отец Ингегерды, король Олоф, терпеть не мог норвежца. Он разорвал помолвку, что вызвало чуть ли не войну.

Вместо Олафа он выбрал для дочери другого жениха — князя из далекого Гардарики (так скандинавы называли Русь). Жениха звали Ярицлейв, но в историю он вошел как Ярослав Мудрый.

В 1019 году Ингегерда отправилась в Новгород. Это не было ссылкой в глушь. Русь того времени была богаче, культурнее и развитее Скандинавии. Новгород и Киев были мегаполисами по сравнению с тогдашними шведскими городками.

Шведский прагматизм на русском троне

Ингегерда, ставшая на Руси великой княгиней Ириной, не растворилась в тени мужа. Она стала его партнером. По легенде, в качестве приданого (или свадебного дара) она потребовала город Альдейгьюборг — Старую Ладогу. И получила его. Вместе с прилегающими землями, которые с тех пор назывались Ингерманландией (Земля Ингегерды). Она поставила управлять этим городом своего родственника ярла Рагнвальда, обеспечив надежный тыл и торговые связи со Швецией.

Она активно участвовала в политике. Когда ее бывший жених, Олаф Норвежский, был изгнан из своей страны, он нашел приют именно в Новгороде, у Ингегерды и Ярослава. Есть версии, что между ними сохранились теплые чувства, но Ингегерда осталась верна долгу и мужу.

Но главным ее достижением, как и у Биргитты, стали дети. У Ярослава и Ингегерды было десять детей. И Ингегерда стала настоящей «бабушкой Европы». Она так удачно пристроила своих дочерей, что породнилась с половиной монарших домов.

Елизавета вышла замуж за норвежского короля Харальда Сурового. Анастасия стала королевой Венгрии. А Анна... Анна Ярославна стала королевой Франции, выйдя за Генриха I.

Именно дочь Ингегерды, Анна, привезла во Францию Евангелие, на котором потом веками присягали французские короли. И именно она писала отцу письма, жалуясь, что Париж — грязная деревня по сравнению с Киевом, а местные бароны не моются и едят руками. Воспитание, полученное от матери-шведки и отца-князя, давало о себе знать.

Путь к святости: Анна Новгородская

Ингегерда прожила долгую и бурную жизнь. Она видела войны, интриги, строительство собора Святой Софии в Киеве (который закладывался при ней). Но к концу жизни она почувствовала ту же тягу к небесному, что и Биргитта.

Перед смертью (или незадолго до нее) она приняла монашеский постриг. Это был первый случай пострига в княжеской семье на Руси. В монашестве она получила имя Анна.

Она скончалась в 1050 году (или 1051-м) и была похоронена в Софийском соборе в Новгороде. Со временем ее начали почитать как святую. Святая благоверная княгиня Анна Новгородская.

В отличие от Биргитты, Анна не оставила после себя томов с откровениями. Она не ругалась с патриархами и не писала гневных писем императорам. Ее святость — другого рода. Это святость мудрой правительницы, верной жены и матери, которая своим примером христианизировала элиту. Она была мостом между Севером и Востоком, между скандинавской энергией и византийской духовностью, которая приживалась на Руси.

Две стороны одной медали

Сравнивая этих двух женщин, поражаешься, насколько они разные и одновременно похожие.

Биргитта — это экспрессия, голос, действие, прорыв. Она шла напролом, как ледокол. Она стала святой через активное вмешательство в дела мира, через попытку исправить этот мир своими руками и словами. Она — символ позднего Средневековья, тревожного, мистического, ищущего справедливости.

Анна (Ингегерда) — это спокойная сила, дипломатия, созидание. Она стала святой через служение семье и государству, через воспитание детей, через поддержку мужа в строительстве великой державы. Она — символ раннего Средневековья, когда христианство только пускало корни, и нужны были не обличители, а садовники.

Интересно, что обе они закончили жизнь не там, где родились. Биргитта умерла в Риме, Анна — в Новгороде. Обе стали своими на чужбине, не потеряв связи с родиной.

Сегодня мощи святой Анны покоятся в Новгороде, и к ней приходят молиться о мире в семье и помощи в воспитании детей. А в Вадстене, в монастыре Биргитты, до сих пор живут монахини, следующие ее уставу.

Так что, когда шведы говорят о своем «единственном» святом, они немного лукавят. У них есть как минимум две великие покровительницы. Просто одна из них выбрала Запад и католическую тиару, а другая — Восток и православный платок. И в этом, пожалуй, есть глубокий символизм самой Швеции — страны, которая веками балансировала между этими двумя мирами, беря лучшее от обоих.

История Анны Новгородской напоминает нам о том, как тесно переплетены судьбы наших народов. Шведская принцесса на русском престоле, ставшая православной святой — это факт, который невозможно отменить никакими современными границами. А история Биргитты учит тому, что одна женщина, вооруженная верой и упрямством, может заставить прислушаться к себе даже тех, кто считает себя наместниками Бога на земле.

Обе они — и яростная Биргитта, и мудрая Анна — доказали, что в истории нет «мужских» и «женских» ролей. Есть только роль личности. И если эта личность обладает железной хваткой и горячим сердцем, для нее нет закрытых дверей — будь то ворота Ватикана или стены Новгородского детинца.

Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!

Также просим вас подписаться на другие наши каналы:

Майндхакер - психология для жизни: как противостоять манипуляциям, строить здоровые отношения и лучше понимать свои эмоции.

Вкус веков и дней - от древних рецептов до современных хитов. Мы не только расскажем, что ели великие завоеватели или пассажиры «Титаника», но и дадим подробные рецепты этих блюд, чтобы вы смогли приготовить их на своей кухне.

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера