К обсуждению... В порядке бреда...
Довольно забавно и печально наблюдать за современной чувашской национальной интеллигенцией.
Все эти ряженные в этническое - как туземцы перед белыми колонизаторами. Национальный конгресс, чувашские писатели, чувашские журналисты, активные пользователи чувашского раздела Яндекс.Переводчика - жалкое зрелище (в том смысле, что их можно только пожалеть). Кажется, что никто их не любит. Даже собственное правительство, которое их буквально и пошло использует, чтобы пустить наблюдателям пыль в глаза - дескать, всё у нас с чувашской культурой в порядке (песни поются, стихи рассказываются, национальные костюмы носятся, вышивки шьются).
Некоторым из наших героев удалось получить наследство и не думать об ипотеке (не думать об ипотеке - значить думать о себе любимом, и чуть больше, чем есть на самом деле). Некоторые даже по-прежнему на коне и вполне работают (кормятся) в научных и образовательных учреждениях. Правда, многие пьют...
Представляете, некоторые из них до сих пор пытаются издавать книги. Даже на чувашском языке. Смешно и горько - они до сих пор называют себя писателями, поэтами... Это так нужно от безделья любить себя... Рифмоплёты и графоманы... Они до сих пор не поняли, что больше никому не нужны. Никому не нужны их книжки. Даже яростные книголюбы приобретают их не столько для чтения, а сколько от желания обладать и похвалиться домашней библиотекой, намекая окружающим на свой интеллектуальный приоритет.
Чувашское книжное издательство из жалости издает малыми (мизерными) тиражами публицистику этих интеллигентов, их бездарную художественную литературу - бессмысленную, низкокачественную. Издательство с некоторых пор издает художественную литературу для детей сразу на двух языках - эдакий скрин-шот Яндекс.Переводчика в бумаге. Гении? А на наш взгляд - дикари.
На чувашском никто не читает. Пустая трата времени... Книжки на чувашском языке больше не социальная инженерия, это скорее - сувенирная продукция - так если бы туристы покупали предметы туземного быта...
Из-за этой глупой националистической интеллигенции чуваши сегодня думают разве что только о том, как бы выжить (физически). Чувашам сегодня не до театра, не до филармонии, ни до песен, ни до книжек... Не до чувашского языка, который непонятно зачем нужен.
Но чувашские националисты-интеллигенты упорствуют. Требуют, чтобы школьники учили их язык. В школах насильно вводят дисциплину "чувашский язык". Это позволяет нашим интеллигентам и чиновникам отчитываться по теме - "что было сделано для сохранения национального языка?". Очковтиратели! Дети не понимают - зачем это нужно. Бедные родители вынуждены сидеть с детьми и помогать произносить эти непонятные слова умирающего аборигенского языка.
Недавно в одной школе родителям позволили добровольно выбрать родной язык - русский или чувашский. Все чувашские семьи выбрали русский язык. Чувашский выбрал лишь один ученик (и то, скорее всего, для понта, по-приколу).
Некоторые родители... Скорее даже не родители, а дедушки пытаются со своими редко появляющимися на их горизонте внуками разговаривать на чувашском языке. Наивные. Погостили пару дней, уехали домой... Всё - забыли (даже не запоминали) все эти произнесенные забавными дедушкой и бабушкой смешные слова. Каков интеллектуальный уровень таких дедушек? Сами себя хотят убедить в том, что заняты сохранением чувашского языка? Бытовое очковтирательство?
Национальная библиотека Чувашской Республики пуста. А когда-то ее чувашские интеллигенты торжественно переименовывали (не нравилось им прежнее совковое название - Чувашская республиканская библиотека имени М. Горького. Пигмеи!). Иногда в её залах проводят свои собрания эти самые чувашские интеллигенты. Как дети они радуются, если на этих собраниях бывают молодые чуваши.
Кажется, они заслужили это забвение. Заслужили свою ненужность. Ибо предателей не любят. Предателей (воров), купившихся на членство в различных тюрксоевских группках; продававшихся за путёвки в Анкару, в Стамбул...
Купившихся на (за) членство в государственной академии наук и искусств Чувашской Республики... Где эта академия? Сплошной карго-культ. Желание казаться большими и важными.
Начиная с конца 1980-х эта чувашская националистическая интеллигенция возрадовалась. Начала обличать советский строй, Ленина, Сталина, коммунистов-москвичей... С воодушевлением начала прославлять приватизаторов-воров (и местечковых кулаков, и общероссийских, и даже транснациональных) - "настоящих хозяев". Энергично начала заниматься генеалогией, пытаясь найти среди предков тарханов, чувашских князей, или хотя бы кулаков или репрессированных.
Националистическая интеллигенция предлагала забыть - за что умирали их отцы в Великой Отечественной войне. Оказывается - не за Родину, не за Сталина; оказывается - не за мир без эксплуатации человека человеком, а за ЧНК, за президентство, за православную церковь, за тюркский мир, за мать-покровительницу, за испано-болгаро-кипрские жилища приватизаторов... За шакла-пуҫ и шур-сухал...
Некоторые опустились до публичного прославления царствующей фамилии Романовых, столетиями державших чувашей в положении трахоматозных негоспод.
Школьные учителя чувашских школ, наслушавшиеся этих интеллигентов, в начале 1990-х между делом проклинали советскую власть, ругали коммунистов-москвичей, якобы безжалостно вывозящих за пределы республики за бесценок наш хмель, наше зерно, наш картофель (не помню, упоминался ли наш лук-севок?)...
Интеллигенция убеждала чувашей, что чуваши могут жить и без СССР, без России, без коммунистов, без Москвы. Ибо у нас есть трудолюбивый народ, песни, речки, тракторный завод, крупнейший в мире хлопчато-бумажный комбинат, много других заводов, колхозов, стихов, вышивок и букв...
Чувашский язык и чувашская культура ассоциируется с этими горе-интеллигентами. Когда чуваши думают о чувашской культуре, у них перед глазами эти жалкие неудачники. Чуваши им больше не верят. Чуваши уезжают из республики, забывают чувашский язык и медленно совершают национальный типшар...
Никто не хочет быть похожим на неудачников... Никто не хочет быть похожим на глупцов.
На глупцов, так и не понявших, что золотой век чувашского народа - это время существования Чувашской АССР. Советской социалистической Чувашии... С её цензорами, с её строгими редакторами, с её репрессивным аппаратом, с её строгими профессорами - с её мучителями, не дававшими развернуться свободолюбивому чувашскому интеллигенту...
Когда-то писательский труд, труд гуманитарного учёного (историка, филолога, критика и т. п.) ценился. Больше такого не будет...
Продали народ, защитником которого себя самозванно объявили. Продали и продают ради своих (теперь уже только своих) детей и внуков, которые сегодня получили свои рабочие места в бюджетных учреждениях в пешей доступности от центральных хрущевских пятиэтажек. Дети и внуки, бестолковые, с беспомощными глазами, ждущие смерти своих предков, чтобы единолично занять жилую недвижимость и выбросить весь этот бумажный хлам - книжки на непонятном языке - трехтомник Никифора Мраньки и, прости господи, стихи Айги?
Должна возникнуть какая-то новая энергия, чтобы остановить самоубийство нации и возобновить народ (слово "возрождение" в сочетании с "чувашского народа" было столько раз ложно-всуе произнесено этими душнилами, что оно стало столь же душным и вызывающим рвотный рефлекс). Но эта энергия точно не родится в среде предателей.
Как выглядит эта энергия, которая вновь заставит (вдохновит) чувашей учить чувашский язык, читать чувашские книги, смотреть чувашские спектакли, слушать чувашские песни? Кто эти люди, которые вновь научат чувашей разговаривать на действительно красивом - невероятно сложном - чувашском языке? Чувашский невозможно выучить, с ним нужно родиться.
В какой среде может родиться эта энергия? Каков круг общения, круг чтения этой энергии? Какие у них мысли?
Продолжение следует... Критика приветствуется...
Наверняка мы не правы (ну не может же быть так всё плохо)...