В порядке бреда...
В Чувашии любят поэкспериментировать. Население Чувашской Республики пластично, гибко, податливо, самоиронично. Так сложилось исторически.
Поэтому хозяева проекта «Станислав Трофимов» продолжают эксперимент.
Продолжение (это не конец)
Опасения (надежды) граждан оправдались. Пришло такое время... Так уж получилось...
Прошедшая очередной этап машинного обучения чувашская муниципальная «Алиса» — проект «Трофимов Станислав» (версия 6.0; 2010—2025) — обозначена на должность временно исполняющего обязанности (врио, врип, врид) главы города Чебоксары.
Проект «Станислав Трофимов» — это но только первый экологист, не только первый хипстер, но и первый киборг во главе столицы Чувашской Республики. Без происхождения, без образования, без врагов, без опыта, без лица, без характера, без личности, без жизни, без бэкграунда. Это первый запроектированный (искусственно выращенный) чиновник — результат машинного обучения — голем.
Точно по таким лекалами в Чувашии в настоящее время, к примеру, программируется — создается-лепится-взращивается новый чиновник-голем — проект «Андрей Шакулов». Есть другие...
Голем — мифическое существо в еврейской мифологии, полностью созданное из неживой материи (обычно глины или грязи).
В современном иврите слово «голем» означает «тупой» или «беспомощный». Либо используется как метафора для неразумного болвана или существа, которое служит человеку под его полным контролем.
Проект «Станислав Трофимов» — это первый Эмманюэль Макрон (и/или Хавьер Милей) в чувашской политике. Первая эрзац-цифровая марионетка? Промежуточный этап к цифровому мэру.
Это не плохо, и не хорошо. Но это прощание с живыми людьми. Это начало эпохи глав-проектов, глав-картинок, глав-цифр, глав-презентаций, глав-макетов, глав-симулякров, глав-программ. Кому-то это нравится, кому-то не очень...
Это не только прощание, но и прощение всем предыдущим главам города. Мы их не любили, ругали, и даже кляли. А оказалось, что зря. Это были настоящие живые люди. Прости нас Игумнов... Прости Ладыков (о тебе особый разговор)... Даже Спирин прости... Доброхотов — последний живой человек во главе города. Мы и не заметили...
Почему Станислав Трофимов — это киборг?
Не только экологист, не только хипстер, но и киборг.
Экологист — подчеркнутое пренебрежение человеком, заведомо являющимся для экологиста не только врагом природы (природа первична, человек вторичен, незаконен), но и врагом всех экологистов (и их хозяев-проектантов).
Хипстер — подчеркнутое пренебрежение традиционными ценностями, традициями и уровнем жизни местного населения (указание локалам на их отсталость, несовременность и незаконность).
Киборг — подчеркнутое пренебрежение традиционными формами коммуникаций биологическим организмом, содержащим небиологические машинные компоненты (включая смартфон для оперативной связи с удаленным хозяином цифровой платформы).
Всех предыдущих глав можно было поругать, ущипнуть, даже стукнуть. Они в ответ возмущались, даже по-человечески обижались. Некоторые особо обидчивые даже угрожали покушением на особо ценные части тела особо раздражающих беспредельщиков-щипунов. А этот?
Ударить, ущипнуть, поругать, стукнуть?
Кого? Что?!
Какую реакцию вы ожидаете от киборга? Ни эмоций, ни рефлексий, ни угроз. О чём можно поспорить с человеком без биографии (без криминального прошлого, без опыта борьбы, без горечи потерь)? С человеком, не заработавшим ни одной реальной трудовой копейки? С человеком, который не обездолил ни одной сироты? «Ни украсть, ни на шухере постоять». Даже обидно за безопасность печени, рискующей соскучиться «по живому общению».
На сегодняшний день проект «Станислав Трофимов» — это версия 6.0.
До поступления в третьестепенный вуз Станислав Трофимов — это человек новой формации, живущий в новом цифровом мире, не видевший настоящую человеческую жизнь исключительно постсоветский гуманоид. Далее вузовский период — киборгизация до версии 2.0 по лекалам новой эрзац-образовательной системы с элементами экологизма; затем — период от формального сотрудника завода до формального библиотекаря — версия 3.0; потом хипстер-симулякр городской молодёжной политики — версия 4.0; наконец, глава-картинка в арендованном муниципалитете, вызывающий цифровой восторг экзальтированных фейк-дамочек — версия 5.0; сегодня это врип главы Чебоксар — супер-киборг, версия 6.0. Первый глава, о котором нечего сказать; которого не за что (бесполезно) упрекнуть; с которым не о чем разговаривать.
Прежние главы хоть что-то из себя представляли — с ними лично можно было «порешать дела» (типа «переложить плитку», или хотя бы «отвезти на дачу»). Им лично можно было «предъявить», напомнить прошлое; их можно было застыдить, оскорбить; задеть за живое... С ними можно было, в конце-концов, выпить (бухнуть) и/или сходить в баню... Можно ли представить себе в качестве собеседника (собутыльника, подельника) «функцию», «нолики и единички», «жертву инфоцыганского просвещения»?
Проект «Станислав Трофимов» — это этап, когда от живого мэра уже ничего не зависит, когда мэр уже не нужен; но люди по инерции (по классике) ожидают и хотят видеть на этом месте некое человекоподобное существо. Проект «Станислав Трофимов» — это когда городом уже управляет хозяин цифровой платформы, хозяин проекта (Создатель).
Проект «Станислав Трофимов» — это именно слепок — то, что в течение многих лет (надо полагать с 2010) искусственно лепилось под конкретную задачу — быть управляемым големом.
Эпоха самостоятельных управленцев (неудобных личностей, неконтролируемых индивидуальностей, способных взбрыкнуть и выкинуть что-то своё) закончилась... В старые времена тоже были ставленники, но это были лица из числа тех, кто имел биографию. В этой биографии непременно должен был быть период, когда персона относительно самостоятельно продвигалось по карьерной лестнице после относительно энергоёмкого периода добывания хлеба насущного своими руками, своими мозгами, своими способностями в реальном (а не симулякровом) секторе...
Искусственное и человеческое...
Наблюдатели отмечают:
«Стас ничего не сделал сам. Он всегда просил советов у старших товарищей. Щепелев, Львов, Ефимов — лучшие. Вот они и молодежку тащили, а Стас их ученик. Но очень уж слабый. В него вкладывались, но не получилось у Стаса с молодёжкой».
Наблюдатели («завистники») отмечали:
«Станислав Тимофеев никакой не руководитель. Парень засветился беготней вокруг Николаева, Борисова, Салаевой… Пока все заслуги — быть на виду».
Другой наблюдатель:
«Отвратительный человек Трофимов Стас, ноль управленческих навыков, ещё и подставляет людей. В команде работать не умеет совсем, людьми пользуется, задачи не выполняет, зато прославляет своё имя».
Другой наблюдатель:
«Стас не обладает ни hard skills, ни soft skills. Все эти игрища: кумовство и «свои-свои рядышком» порядком надоели. Ничего хорошего не будет. Как подставлял Стас много раз команду, так и будет подставлять других, в данном случае Ядрин».
Ну и слава богу! Ничто человеческое не чуждо...
Ассоциация
Тем не менее, не смотря на весь модерн происходящего, что-то подобное было у классика.
Нужно заново перечитать сатирический роман-хронику М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
«История одного города», как помнится, представляет собой летопись вымышленного города Глупова, который (как и Чебоксары) «производя обширную торговлю квасом», (как и Чебоксары) «имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен»; которым руководит подозрительно-запрограммированный персонаж, который «назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был „Органчиком“».
Библиография
* Ирина Клементьева. «Чи пĕлтерĕшли çĕнтерÿ мар, ырă ĕç туни» // hypar.ru (26 декабря 2013);
* Елена Тры. Станислав Трофимов: «Молгород» нацелен на волжский туризм // sovch.chuvashia.com (19 июня 2018);
Продолжение следует...