Есть актёры, которых помнят по ролям. Есть те, кого уважают за талант. А есть редкие люди, чья биография интереснее любого сценария.
История Алисы Фрейндлих — именно такая. Ей сегодня 91 год. За её плечами десятки ролей в кино и театре, несколько браков, годы ожидания признания, поздний, но оглушительный успех и редкое для публичного человека достоинство — умение проживать свою жизнь без оправданий.
Эта статья — не только о кино. Это учебник достоинства, терпения и внутренней стойкости на 91 год. Давайте заглянем в него.
Подписывайтесь на мой Телеграм канал, там вы найдете еще больше полезного и интересного на каждый день!
15 лет в ожидании: почему гениальность Фрейндлих не замечал ни один режиссёр
Сегодня трудно поверить, но путь Алисы Фрейндлих к большому экрану был совсем не быстрым. В кино она пришла ещё в середине 1950-х — и долгое время оставалась актрисой эпизодов и вторых планов. Буфетчица в «Полосатом рейсе», Маша в «Похождениях зубного врача», баронесса де Шампиньи в «Соломенной шляпке»… Ролей было много, но часто они были настолько небольшими, что имя Фрейндлих даже не всегда попадало в титры. Всего в её фильмографии — более 80 ролей, но признание зрителя пришло далеко не сразу.
В 1961 году на пробах в «Гусарскую балладу» она понравилась Эльдару Рязанову, однако для роли Шуры Азаровой режиссёр счёл её… слишком женственной. Позже Фрейндлих могла сыграть Надю в «Иронии судьбы…», но роль в последний момент отдали Барбаре Брыльске. В «Зигзаг удачи» она не попала из-за беременности.
Казалось, что кино всё время проходит мимо. «Я начала думать, что моё амплуа — это навсегда быть “перспективной”», — вспоминала она позже. Года шли, а большие роли оставались за горизонтом.
И только через 15 лет Рязанов вернулся к ней — уже без сомнений. Он прямо писал: «Я решил, что буду снимать этот фильм, только если Калугину сыграет Фрейндлих».
Так появился «Служебный роман».
Роль Людмилы Прокофьевны далась непросто. Съёмки проходили в Москве, а Фрейндлих была ведущей актрисой Театра Ленсовета в Ленинграде. Её муж, режиссёр Игорь Владимиров, был против отъезда: театр рисковал потерять спектакли.
Компромисс оказался жестоким. Почти месяц Алиса Фрейндлих ночевала в плацкарте «Красной стрелы», засыпала под стук колёс, а на рассвете, не выспавшись, шла на съёмочную площадку. Без выходных, без передышки. Этот месяц в поездах стоил ей не только сил. Позже она признавалась, что в той сумасшедшей гонке потеряла беременность. Успех, изменивший всю её жизнь, имел высочайшую личную цену. Стоило ли оно того? Могла ли она вообще позволить себе этот вопрос тогда, в 70-е, когда «надо» почти всегда было важнее «хочу»?
В 1978 году «Служебный роман» стал лидером проката, а Фрейндлих — самой обсуждаемой актрисой страны. Но и здесь судьба сыграла иронично: Государственную премию РСФСР получили все создатели фильма, кроме неё. Причина была формальной — эту премию можно было получить только один раз, а Алиса Бруновна уже была ею награждена ранее за театральные работы. Через несколько лет справедливость всё же восторжествовала: в 1981 году она стала народной артисткой СССР.
Как вы считаете, важно ли официальное признание, если зритель уже давно сделал свой выбор?
Со временем отношение к Фрейндлих в кино изменилось. Её стали утверждать без проб. Так было, например, с ролью королевы Анны в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» — достаточно было одного согласия актрисы. Она не была актрисой одного образа. Строгая Калугина, ироничная королева, трагическая театральная героиня — каждый раз новая интонация, но одна и та же внутренняя точность.
В 2018 году, уже в почтенном возрасте, Алиса Бруновна получила премию «Ника» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Большой». Её продолжали снимать, смотреть и слушать — без скидок на возраст.
А вы помните первую роль Фрейндлих? С какой картины она для вас началась?
Любовь, ревность, выбор: цена личного счастья в тени славы
В личной жизни Алиса Фрейндлих была замужем трижды.
Первый, студенческий брак с Владимиром Карасёвым, продлился всего год. Позже актриса называла его «черновиком» — первой попыткой понять, что такое семья.
Второй брак стал главным и самым долгим. В 1960 году она познакомилась с режиссёром Игорем Владимировым, перешла к нему в Театр Ленсовета, а в 1964 году вышла за него замуж. В 1968 году у пары родилась дочь Варвара.
Этот союз распался в 1981 году. По словам их дочери, причиной стала ревность к успеху: в момент расцвета театра внимание всё чаще было обращено не к режиссёру, а к актрисе.
Третий муж — актёр и художник Юрий Соловей. Этот брак длился семь лет и закончился, когда в годы перестройки Фрейндлих отказалась уезжать с ним в Европу, сделав выбор в пользу своей страны и профессии.
Как вы думаете, возможен ли крепкий брак, когда оба партнёра — сильные и успешные личности?
Единственная дочь Алисы Бруновны, Варвара Владимирова, тоже стала актрисой. У Варвары двое детей — Никита и Анна. Внук Фрейндлих, Никита Владимиров, окончил Школу-студию МХАТ и стал кинопродюсером.
Творчество в этой семье передаётся не громко, а естественно — как часть жизни.
Её главная роль быть собой: как в 91 год оставаться живой, не играя в вечную молодость
Алисе Фрейндлих — 91 год, и она никогда не пыталась обмануть возраст. Её морщины — не изъян, а летопись чувств. Её мимика живая, а взгляд остаётся настолько ясным и внимательным, что кажется, будто она видит тебя насквозь.
Всю жизнь она придерживалась простых, почти старомодных принципов.
Питание у неё никогда не было диетой. Это был принцип умеренности и осознанности. На её столе всегда была простая еда: сезонные овощи со своего огорода, запечённая рыба, нежирное мясо. Она могла позволить себе кусочек торта на празднике, но не делала сладкое ежедневной привычкой. Главное правило, которое она повторяла: «Вставать из-за стола с лёгким чувством голода». Никаких голодовок — просто уважение к своему желудку.
Уход за лицом был таким же немодным и последовательным. Алиса Бруновна принципиально не делала пластику, уколы красоты и не гналась за дорогими процедурами. Её ритуал был прост до гениальности: дважды в день умываться прохладной водой — она считала это лучшим тонусом. Пользовалась обычными кремами (вроде «Чёрного жемчуга»), а вечером делала лёгкий массаж лица кончиками пальцев, чтобы разогнать кровь. Но главный её секрет был в другом: она не боялась морщин и живой мимики. Она не зажимала лицо в маску, позволяя ему выражать эмоции — в этом и была её настоящая, не стёртая инъекциями красота.
Фигура и движение складывались не из часов в зале, а из образа жизни, который она никогда не называла спортом. Вместо изнуряющих тренировок — долгие прогулки с собакой в любую погоду и работа в саду на даче: прополка, полив цветов, уборка. Это было её естественным, ежедневным «кардио» и силовой нагрузкой. Утром — лёгкая разминка, чтобы «размять косточки», а не чтобы ставить рекорды.
Так в чём же её практический «рецепт»? Не в процедурах, а в правилах.
Тело — не враг, а партнёр. Не изнурять его диетами, а кормить простой едой и каждый день выводить на прогулку (хотя бы 30 минут).
Лицо — не маска, а зеркало души. Не замораживать его уколами, а очищать, увлажнять и не бояться улыбаться — именно живая мимика создаёт обаяние.
Главный ресурс — не время, а нервная система. Беречь её режимом, тишиной, любимым делом и умением говорить «нет» суете и чужим ожиданиям.
Её сила не в том, чтобы победить возраст, а в том, чтобы вывести с ним договор: я берегу тебя, а ты даёшь мне мудрость и право быть собой. Вот и вся её «система молодости», которая оказалась системой мудрости: не бороться с собой, а бережно вести диалог со своим телом изо дня в день.
Прежде чем закрыть статью, сделайте одно простое действие. На минуту закройте глаза и спросите себя:
«Какой один принцип из жизни Алисы Бруновны — терпение, умеренность или достоинство — я хочу не просто понять, а почувствовать на следующей неделе?» Что это будет?
- Терпение — не поддаться панике и не бросить начатое на третий день?
- Умеренность — в чём-то одном: в еде, в словах, в тратах?
- Достоинство — не оправдываться за свой выбор перед другими?
Напишите этот принцип в комментариях. Давайте обсудим, как его можно воплотить в самой обычной жизни — в метро, на кухне, в разговоре с близкими. Иногда мудрость великих становится ближе, когда мы делимся своими маленькими шагами.
А для того, чтобы эти шаги стали вашей новой привычкой и крепкой опорой, я приглашаю вас в свой премиум-канал.
Там вы не найдёте волшебных таблеток или призывов к подвигу. Только практичную систему, которая помогает день за днём строить то самое «бережное отношение к себе»:
- Короткие практики для тонуса, которые встраиваются даже в самый загруженный день.
- Техники дыхания и самомассажа, чтобы сбрасывать напряжение, а не копить его в теле.
- Упражнения для осанки и суставов — фундамент для лёгкости и здоровья на долгие годы.
Это ваш шанс взять философию Алисы Фрейндлих и превратить её в свой понятный, рабочий план. Начните свой путь к долголетию с первого шага — я буду рада поддержать вас на этом пути.
С любовью, ваша Екатерина Юрочкина.
Буду благодарна вашей поддержке — делитесь этим постом, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Если хотите внести свой вклад в мой проект, это можно сделать по ссылке.
Также, вам могут быть интересны похожие статьи⬇️
"Сандра Буллок в 60 лет: без пластики..." https://dzen.ru/a/aPtw-bvUyHocYVBc
"Кейт Уинслет: королева без фотошопа..." https://dzen.ru/a/aQ7-S6RmslUullof
"Людмила Артемьева в свои 62: как утренние ритуалы..." https://dzen.ru/a/aNaU1eypOW4Qljz-