Найти в Дзене
56-я Параллель

Су-57 впервые поднялся в небо с новейшим двигателем 5-го поколения «изделие 177». А что же с двигателем второго этапа «изделие 30»?

Российский истребитель Су-57 впервые поднялся в небо с новейшим двигателем 5-го поколения. Об этом сегодня сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), а также в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Согласно сообщению, специалисты ОАК и ОДК, входящих в Ростех, приступили к началу летных испытаний двигателя 5-го поколения «изделие 177» в составе авиационного комплекса Су-57. По их данным, опытный самолет поднял в небо заслуженный летчик-испытатель России Роман Кондратьев. Первый полет Су-57 с новым двигателем прошел в штатном режиме и в соответствии с условиями полетного задания, говорится в сообщении. Как заявляют в Ростехе, новый двигатель, получивший шифр в рамках ОКР как «изделие 177», имеет увеличенную тягу по сравнению с серийной силовой установкой АЛ-41Ф1, которые на сегодняшний день устанавливают на серийные истребители, что в перспективе позволит дополнительно усилить летные характеристики и обеспечить значительный задел для дальнейшег
Кадры ОАК
Кадры ОАК

Российский истребитель Су-57 впервые поднялся в небо с новейшим двигателем 5-го поколения. Об этом сегодня сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), а также в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).

Согласно сообщению, специалисты ОАК и ОДК, входящих в Ростех, приступили к началу летных испытаний двигателя 5-го поколения «изделие 177» в составе авиационного комплекса Су-57.

По их данным, опытный самолет поднял в небо заслуженный летчик-испытатель России Роман Кондратьев. Первый полет Су-57 с новым двигателем прошел в штатном режиме и в соответствии с условиями полетного задания, говорится в сообщении.

Как заявляют в Ростехе, новый двигатель, получивший шифр в рамках ОКР как «изделие 177», имеет увеличенную тягу по сравнению с серийной силовой установкой АЛ-41Ф1, которые на сегодняшний день устанавливают на серийные истребители, что в перспективе позволит дополнительно усилить летные характеристики и обеспечить значительный задел для дальнейшего совершенствования российского флагмана Су-57.

По словам директора ОКБ Сухого ОАК Михаила Стрельца, решения, заложенные в платформу Су-57, позволяют давать ответ любым вызовам современности за счет оперативной интеграции, причем требуемых на каждом этапе развития технологий.

Согласно заявленным характеристикам, тяга нового двигателя «изделие 177» для модернизированной версии истребителя составляет 16000 кгс. Также новый двигатель имеет сниженный расход топлива на всех режимах и увеличенный ресурс.

Подчеркивается, несмотря на то, что Су-57 отлично зарекомендовал себя в реальных боевых условиях и подтвердил, что соответствует требованиям, предъявляемым к авиационным комплексам 5-го поколения, в том числе в части стелс-технологий, машину продолжают модернизировать.

Также сообщается, что помимо новых двигателей для Су-57, ведутся работы по расширению возможностей вооружения и интеграции новых бортовых систем. О каком именно вооружении и системах идет речь, в ОАК по понятным причинам не уточняют.

В 2021 году сообщалось, что в рамках контракта ОАК с Минобороны РФ от 2019 года, в ВКС России до 2028 года должно появиться не менее 3-х полков, в эксплуатации которых будет 76 истребителей Су-57, в том числе и с так называемыми двигателями "второго этапа", проходящих под шифром как «изделие 30».

Однако после сегодняшнего появления информации о двигателе 5-го поколения «изделие 117» и его экспортного варианта «изделие 117С», ряд обозревателей в сети стали путать его с двигателем второго этапа «изделие 30».

Тут стоит внести небольшую ясность и уточнить, что фактически это два разных двигателя. По данным осведомлённых источников ОДК, новый двигатель «изделие 117», о первом полете которого сегодня сообщили в ОАК, это ничто иное, как модернизация базового АЛ-41Ф1, а экспортная версия «изделие 117С» - это модернизированный АЛ-41Ф1С. Тогда как двигатель, проходящий под шифром как «изделие 30» - это та самая долгожданная силовая установка, ранее получившая обозначение АЛ-51Ф, разрабатываемая для версии истребителя Су-57М.

Также ранее сообщалось, что форсажная тяга АЛ-51Ф составляет 18000 кгс и 11000 кгс в бесфорсажном режиме, что тоже говорит о том, что «изделие 177» и «изделие 30» это разные двигатели

Более того, первый полёт Су-57 с двигателем 5-го поколения «Изделие 30» состоялся 5 декабря 2017 года, о чем сообщали в пресс-службе Ростеха. А в 2022 году глава Ростеха Сергей Чемезов заявил журналистам, что работы по созданию двигателя «второго этапа» для Су-57 завершатся до конца года. Он также тогда поделился, что в 2022 году двигатели «второго этапа» будут готовы, поставлены на крыло и в ближайшее время будут запущены в серийное производство.

Су-57ЛЛ с двигателем «изделие 30»
Су-57ЛЛ с двигателем «изделие 30»

Дальнейшая хронология событий по данной силовой установке «второго этапа» для Су-57 в течении года умалчивалась. Тем не менее, в ноябре 2023 года появилась официальная информация, что летающая лаборатория Су-57ЛЛ с заводским номером Т-50-2 завершает этап летных испытаний с двигателем под шифром «изделие 30», а истребители в версии Су-57М уже в ближайшее время должны начать поступать в войска. Также были показаны кадры испытаний двишателя.

Однако в декабре 2024 года засветились кадры того же Су-57ЛЛ с новейшим двигателем "второго этапа" АЛ-51Ф1 и новым плоским соплом с управляемым вектором. Каких-то то дальнейших официальных сообщений от Госкорпорации больше не поступало.

Су-57ЛЛ с плоским соплом
Су-57ЛЛ с плоским соплом

Более того, комментариев на запрос про «изделие 30» ни ОАК, ни ОДК также не дают. Возникает вопрос: так что случилось с двигателем второго этапа «изделие 30», а также с модернизацией истребителя до версии Су-57М?

Ряд экспертов считают, что с большой долей вероятности, проект Су-57М притормозили после февральских событий 2022-го, а работы по двигателю под шифром «изделие 30» продолжили - в частности работы по интеграции плоского сопла в силовую установку.

Тем временем известно, что ранее было принято решение о начале опытно-конструкторских работ по модернизацию двигателя АЛ-41Ф «изделие 177» для экспортного варианта Су-57Э, который видимо теперь и решено использовать в дальнейшем для промежуточной модернизации Су-57 с учетом полученного боевого опыты. Причем не только на экспорт, но и для ВКС. Есть версия и то, что связка двигателей «изделие 30» существенно увеличивают стоимость самолета, а также избыточны для Су-57.

Также в беседе с рядом обозревателей, после сегодняшней новости о первом полете модернизированного «изделия 177», некоторые из них придерживаются версии, что двигатель второго этапа «изделие 30» не прошел испытания и был отправлен на доработку.

Однако и это маловероятно, учитывая, что начальник летной службы и летчик-испытатель компании "Сухой" и "ОКБ Сухого" Герой России Сергей Богдан ранее заявлял, что двигатель второго этапа показал превосходные результаты в рамках испытаний, а также, что совсем скоро мы его увидим на серийных машинах.

Более того, в ноябре Сергей Богдан в интервью РИА Новости сообщил, что первый полет опытного легкого тактического истребителя 5-го поколения Су-75 Checkmate состоится в начале 2026 года.

Учитывая, что ранее в ОАК официально заявили, что из-за конструктивной особенности однодвигательное истребителя Су-75, он будет оснащать исключительно двигателем второго этапа, то есть «изделием 30», то версия о его доработке выглядит неправдоподобной. Так что пока остается ждать информации от официальных источников, тем более, что первый полет Су-75 состоится в ближайшее время.

Однако большая просьба к читателям и подписчикам канала высказать свое мнение по данному вопросу в комментариях, тем более, что канал регулярно посещают представители нашей авиапромышленности. Как говорится, пошумим-поспорим, так как в споре можно найти и истину…

Пишите свое мнение в комментариях. Не поленитесь и поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо всем за внимание !!!

Вырожаю огромную благодарность тем подписчикам и читателям, кто отправляет донаты и поддерживает автора !!!

Также читайте по теме:

- КАЗ поднял в небо первый серийный пассажирский самолет новой постройки Ту-214

- Названы вероятные причины, почему Казанский авиазавод (КАЗ) может отделиться от КБ «Туполева»

- В Ростехе признались, что МС-21 по весу и дальности полета не соответствует ранее заявленным характеристикам