На днях стало известно, что Казанский авиационный завод им. Горбунова (КАЗ) может отделиться от своего филиала «Туполев», который является головным предприятием в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения стратегической и специальной авиации России, а также гражданских пассажирских самолётов. Об этом ранее сообщило казанское издание «БИЗНЕС Online».
Отмечается, что данную возможность отделения обсуждали генеральный директор ОАК Вадим Бадеха и управляющий директор АО «Туполев» Александр Бобрышев, в рамках недавнего визита в Казань.
Стоит напомнить, что КАЗ лишили юридического лица и сделали филиалом «Туполева» еще в 2014 году, ради более эффективного взаимодействия. В то время данная идея принадлежала занимавшему на то время пост генерального директора ОАК Михаилу Погосяну.
Тогда акционеры ОАО «Туполев» одобрили идею Погосяна о слиянии казанского авиапредприятия «КАПО им. Горбунова» и московского КБ «Туполева». По их замыслу данное решение должно было в разы увеличить выручку объединенного предприятия и наладить стабильный выпуск самолетов на КАЗ.
По данным «БИЗНЕС Online», сегодня же причиной возможном разделении КАЗ и АО «Туполев» скорее всего стало то, что данный тандем так и не заработал, как ранее было задумано.
Также отмечается, что это может быть связано с распределением ответственности конкретно за разработку и строительство самолетов, в том числе и гражданских воздушных судов.
То есть в данном случае речь вероятнее всего идет о «многострадальном» Ту-214, поставки которых российским авиаперевозчикам, как ранее предполагалось, должны были начаться еще в 2024 году, в рамках ранее принятой «Комплексной программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года (КПГА).
Еще одной причиной источник называет тот факт, что КАЗ имеет выручку, а субсидировать «Туполев» логичнее в состоянии, когда он разделен с авиазаводом. Также есть версия, что это является очередной попыткой в сегодняшних условиях привести отечественный авиапром в более активное состояние.
При этом, ряд источников также называют причины для разделения, среди которых отмечают более чёткое распределение ответственности за своевременность выполнения государственных заказов и производственных программ.
По данным портала Kazan.net.ru, сегодня у Казанского авиационного завода фиксируется стабильная выручка, в то время как у КБ «Туполева» до сих пор нет новых контрактов. По их мнению, данное разделение позволит конструкторскому бюро «Туполева» более эффективно и целенаправленно привлекать государственное финансирование.
Как отмечает «БИЗНЕС Online», на сегодняшний день сотрудники ОАК и КАЗ также ведут активное обсуждение о большой реформе в этой кооперации и грядущим разделением КАЗ и АО «Туполев».
При этом стоит отметить, что речи о прекращении программы производства пассажирских лайнеров Ту-214, а также их дальнейшей модернизации, пока не идет. Однако тут также стоит отметить, что производство и сроки поставки новых самолетов Ту-214 на КАЗ неоднократно переносились.
Также сообщалось, что ранее потенциальные заказчики отказывались контрактовать данное воздушное судно без его глубокой модернизации, так как в таком виде Ту-214 разработанный еще в 90-х годах, на сегодняшний день является устаревшим, в результате чего его коммерческая эффективность оставляет желать лучшего.
По данным ряда авиаэкспертов, на сегодняшний день российским авиакомпаниям выгодней восстанавливать летную годность своего парка иностранных воздушных, в том числе за счет поставок систем и комплектующих по так называемому «параллельному импорту», причем даже за «двойной ценник» и при более долгих сроках их поставок.
При этом стоит отметить, что на сегодняшний день, Казанский авиазавод приходит активную модернизации, в том числе за счет государственных средств поддержки.
Однако, как ранее отметили на КАЗ, в условиях модернизации и расширения производственных мощностей на предприятии испытывают высокую потребность в квалифицированных кадрах, что также влияет на производственные темпы.
Как подчернил портал Kazan.net.ru, предполагается, что разделение Казанского авиационного завода и АО «Туполева» может стать лишь первым шагом в более масштабной реорганизации ОАК.
По их данным, существует вероятность, что конструкторское бюро «Туполев» в перспективе будет полностью отделено от всех своих производственных филиалов, при том, что сам КАЗ не сможет больше вернуться к статусу самостоятельного юридического лица, а будет объединен в крупный производственный комплекс в составе корпоративной структуры ОАК.
В результате этого, в условиях долгосрочной перспективы, госкорпорация Ростех в структуре ОАК в будущем может сформировать два основных направления, среди которых одно - это мощное производственное объединение, а второе - отдельный центр компетенций по проектированию и разработкам воздушных судов.
На фоне этой новости у ряда авиаэкспертов есть и другие предположения. В условиях отказа от закупки Ту-214 крупнейшим авиаперевозчиком страны – группе «Аэрофлот», в пользу самолетов МС-21, а также жалоб остальных российских авиакомпаний об отсутствии возможности теперь в ближайшей перспективе законтрактовать этот перспективный российский среднемагистральный флагман, предполагается, что производственные мощности КАЗ могут присоединить к проекту МС-21, для наращивания его производства.
Предполагается, что новые производственные мощности могут быть задействованы в производстве ряда компонентов и комплектующих для МС-21. Более того, некоторые эксперты в условиях отсутствия контрактов по Ту-214 даже предлагают организовать сборочную линию МС-21 на мощностях КАЗ, в то время КБ «Туполева» спокойно начнут работы по глубокой модернизации Ту-214 и адаптации под него кабины МС-21.