Казанский авиационный завод (КАЗ) поднял в первый полет первый серийный и полностью отечественный самолёт Ту-214, построенный в рамках программы импортозамещения. Об этом сообщили на портале "БИЗНЕС Online" со ссылкой на сайт, отслеживающий полеты гражданских самолетов.
Сообщается, что это первая пассажирская версия с регистрацией RA-64536, построенная после того как было принято решение о возрождении серийного строительства данного типа воздушных судов. По данным "БИЗНЕС Online", это должен быть первый борт построенный только из отечественных комплектующих и систем.
Ранее сообщалось, что борт RA-64536 должен быть первой «российской тушкой», где планировалось импортозаменить порядка 45 систем и подсистем, включая вычислители, системы сигнализации о сближении с землей и столкновении в воздухе, радар, трапы, электрооборудование и другие узлы.
Однако в"БИЗНЕС Online" не уверены, что в этом самолете все же удалось импортозаместить все системы, так как на соответствующий запрос в «Туполеве» отказались отвечать.
Более того, ранее борт RA-64536 должен был пойти в авиакомпанию «ЮВТ Аэро», однако его продали другому заказчику в качестве бизнес-джета. Тут стоит напомнить, что в мае этого года КАЗ уже передал заказчику один Ту-214 RA-64535.
Несмотря на то, что этот самолет хоть и называли первым бортом, собранным в рамках программы импортозамещения, однако полностью российским самолетом назвать его было нельзя, учитывая, что работу над планером этой машины на КАЗ начали еще в 2019 году в инициативном порядке без предварительного заказа.
Известно, что в 2021 году заказ на этот и еще один самолет сделала «Татнефть» для своей авиакомпании «ЮВТ Аэро», с планируемой передачей в 2023 году. В начале 2022 года «Татнефть» заказала еще 2 борта Ту-214.
Первые 2 самолета новой постройки авиазавод должен был поставить к осени 2024 года, а оставшиеся 2 - осенью 2025-го. Тем не менее КАЗ сдать заказчику в срок даже первый борт RA-64535 так и не удалось.
Более того, «ЮВТ Аэро» не получили его и в 2024 году. По каким-то до сих пор неизвестным причинам в мае этого года КАЗ передал Ту-214 RA-64535 Минпромторгу РФ в качестве корпоративного самолета.
На тот момент руководство КАЗ не стало комментировать причину, кроме как то, что самолет RA-64535 был собран в VIP-компоновке и не предназначен для коммерческих авиаперевозок, пообещав "ЮВТ-Аэро" начать поставки пассажирских лайнеров Ту-214 только с 2026 года.
В августе этого года стало известно, что за срыв поставок самолетов Ту-214 для "ЮВТ-Аэро", «Татнефть» (новый владец ЮВТ) подали на КАЗ исковое заявление в Арбитражный суд Татарстана с требованием взыскать с авиазавода 5,6 млрд рублей и о начислении процентов по сумме долга в размере более 1,61 млрд. рублей за пользование чужими денежными средствами. В результате сумма исковых требований увеличится с 5,6 млрд рублей до 7,2 млрд.
Как тогда сообщили в ТАСС, представитель ответчика попросил суд отложить рассмотрение дела, ссылаясь на продолжающиеся переговоры с истцом, в рамках которых планируют подписать мирное соглашение. Однако Арбитражный суд Татарстана удовлетворил требование «Татнефти».
Что стало причиной решения о переконтрактации, официального ответа на этот вопрос до сих пор нет. Согласно информации "БИЗНЕС Online", дело выглядело следующим образом.
Татнефть контрактовала 4 борта Ту-214 до формирования программы льготного лизинга самолетов отечественного производства, т. е. по реальной цене. Однако с появлением данного документа власти Республики Татарстан посетили сомнения, что будут платить полную стоимость - порядка 6 млрд рублей за борт, тогда как другие заказчики только половину.
«Соглашение решили переиграть (заказать еще две «Тушки» прим. авт.), но встретили возражение: сначала возьмите заказанное, а когда в 2026-м будем корректировать программу, вставим туда остальные ваши самолеты (т. е. 6). И тут на горизонте появился «Согаз», которому Ту-214 понадобился в модификации бизнес-джета. Ему уступили первый лайнер, вернув таким образом деньги за одну машину. ЮВТ не получила и три других самолета. Сейчас «Татнефть» (владелец ЮВТ) пытается получить их с «Туполева» через суд», - сообщает портал "БИЗНЕС Online".
Похоже, что Ту-214 новой постройки и в импортозамещенной пассажирской версии в ближайшее время мы вряд ли увидим на линиях, если вообще увидим. И это уже не говоря, о модернизированной версии с кабиной под двух членов экипажа, учитывая, что в Туполеве заявили о том, что пока об этом речи не идет.
Более того, разработчик заявляет, что для модернизации Ту-214 у КБ нет средств, а само предприятие испытывают высокую потребность в квалифицированных кадрах.
Тем не менее эксперты "БИЗНЕС Online" все же продолжают надеяться, что в дальнейшем Ту-214 новой постройки всё же будут радовать обычных пассажиров.
Пишите свое мнение в комментариях. Не поленитесь и поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо всем за внимание !!!
Также читайте по теме:
- Названы вероятные причины, почему Казанский авиазавод (КАЗ) может отделиться от КБ «Туполева»
- Минобороны подали иск к «Туполеву» с требованием взыскать почти 930 млн руб.