Найти в Дзене
56-я Параллель

В Ростехе признались, что МС-21 по весу и дальности полета не соответствует ранее заявленным характеристикам

Ранее мы уже сообщали о проблемах с перетяжелением импортозамещенного МС-21. Тем не менее, ряд наших подписчиков и читателей негативно восприняли данную информацию, заявляя, что это все выдумки «высосанные из пальца», а некоторые даже расстилались в оскорблениях. А тут вот и официальное подтверждение «подъехало». Стоит напомнить, что в сентябре прошлого года, в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ-2024), первый вице-премьер Денис Мантуров, поделился в интервью «Ведомостям», что к сожалению, российский флагманский проект МС-21, который должен составить конкуренцию среднемагистральным Boeing и Airbus, с 2014 года преследуют санкции. В результате США сначала отказались поставлять для МС-21 композитные материалы для крыла, а с 2022 года окончательно перестали работать с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), что повлекло необходимость замещения целого ряда систем и комплектующих для этого самолета. Он также отметил, что в процессе реализации планов по созданию российских
Оглавление

Ранее мы уже сообщали о проблемах с перетяжелением импортозамещенного МС-21. Тем не менее, ряд наших подписчиков и читателей негативно восприняли данную информацию, заявляя, что это все выдумки «высосанные из пальца», а некоторые даже расстилались в оскорблениях. А тут вот и официальное подтверждение «подъехало».

Стоит напомнить, что в сентябре прошлого года, в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ-2024), первый вице-премьер Денис Мантуров, поделился в интервью «Ведомостям», что к сожалению, российский флагманский проект МС-21, который должен составить конкуренцию среднемагистральным Boeing и Airbus, с 2014 года преследуют санкции.

В результате США сначала отказались поставлять для МС-21 композитные материалы для крыла, а с 2022 года окончательно перестали работать с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), что повлекло необходимость замещения целого ряда систем и комплектующих для этого самолета.

Он также отметил, что в процессе реализации планов по созданию российских аналогов этих систем и бортового оборудования для импортозамещенного МС-21 потребуется и адаптация под них самой конструкции планера.

По этой причине на данный момент лучшим вариантом пока будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолета с пассажировместимостью до 140–150 человек, что позволит отечественным авиаперевозчика более эффективно эксплуатировать разрабатываемый флагман с учетом получившихся весовых характеристик русифицированной версии МС-21-300, сохранив исходные параметры по дальности полета, заявил тогда Мантуров.

МС-21. Кадры ОАК
МС-21. Кадры ОАК

То есть на тот момент он единственный фактически подтвердил, что еще на тот момент у проекта импортозамещенного МС-21 действительно имелись проблемы, и в первую очередь с весом, в следствии чего разрабатываемый полностью российский вариант не соответствует ранее заявленным характеристикам. По этой же причине сроки серийного производства в очередной раз (забыл уже какой раз) были сдвинуты вправо на 2025 год.

По словам Мантурова, на развитие отечественной авиаотрасли до 2030 года, в рамках национальной программы КПГА, предполагается выделение набольшего объема средств – 5,16 трлн руб.

Тут стоить также напомнить, что еще в декабре 2022 года Денис Мантуров заверял всех россиян с большого экрана, что после запуска в серию полностью отечественный МС-21 будет бесспорным конкурентом западных самолётов линейки Boeing 737 и Airbus A320, будет стоить дешевле, а его эксплуатационные расходы будут на 12-15% ниже, чем у западных аналогов.

Позже ряд российских СМИ, со ссылкой на источники в ОАК, сообщили, что несущая конструкция планера импортозамещенной версии МС-21 потяжелела более чем на 5 тонн. Одной из причин указывалось, что проблема связана с российскими композитными материалами, применением в производстве крыла.

Опытный МС-21  полностью отечественный. Кадры ОАК
Опытный МС-21 полностью отечественный. Кадры ОАК

Стоит отметить, что согласно ранее заявленным характеристикам ОАК, дальность полета версии с импортными комплектующими и системами МС-21-300 при полной загрузке в одноклассной компоновке на 211 человек составляет 5600 км, в двухклассной компоновке на 163 места – 6000 км.

Однако вчера 11 ноября 2025 года в информагентстве ТАСС сообщили, со ссылкой на пресс-службу госкорпорации "Ростех", что дальность импортозамещенной версии МС-21 действительно не соответствует ранее заявленным характеристикам и в одноклассной компановен не превышает 3500 км при 180 пассажирах, в двухклассной компоновке на 163 места - до 3 830 км, что собственно и подтверждает ранее озвученные проблемы в программе.

Тем не менее, в госкорпорации, оправдываясь заявляют, что любой самолет, который создается с "нуля", эволюционирует в процессе эксплуатации и доработок, а также, что в части по дальности полета импортозамещенная версия МС-21 соответствует изначальному техническому заданию Минпромторга от 2009 года.

Более того, отмечается, что текущая дальность полета самолета МС-21 в значительной степени покрывает потребности отечественных перевозчиков, поскольку 80% пассажиропотока в России приходится на авиамаршруты протяженностью до 3000 км. Как тебе такое Илон?

Даже издание Правда.ру, которое всегда лояльно освещало новости по програме импортозамещения самолетоа, сегодня "выкатила" материл под названием «Бумажные иллюзии сгорели в турбинах: МС-21 доказал, что цифры — не главное в полёте».

Первый заместитель управляющего директора ПАО «Яковлев» и директор Инженерного центра Анатолий Гайданский. Кадры ОАК
Первый заместитель управляющего директора ПАО «Яковлев» и директор Инженерного центра Анатолий Гайданский. Кадры ОАК

Ранее первый заместитель управляющего директора и директор Инженерного центра ПАО «Яковлев» Анатолий Гайданский на полях Иннопрома в интервью также косвенно подтвердил, что импортозамещенный МС-21 с отечественными композитами перетяжелен.

Как заявил Анатолий Гайданский в начале июля этого года, одной из самых массивных деталей самолета МС-21 из композитных материалов является крыло. Также из отечественных композитов на самолете сделано хвостовое оперение, киль-стабилизатор, рули направления, рули высоты и большое количество обтекателей, включая обтекатель крыла-фюзеляж, обтекатель рельс-закрылков и другие детали конструкции.

Гайданский также поделился, что несмотря на то, что МС-21 проходит сертификацию, на данный момент для облечения в конструкцию самолета уже вносятся изменения, и большую часть веса конструкторы надеются снять именно с крыла и немного с хвостового оперения. Также планируется, что удастся снять немного в весе и с обтекателей крыла-фюзеляжа.

Кадры ОАК
Кадры ОАК

Стоит напомнить, что еще на начальном этапе опытно-конструкторских работ разработчик хвалился, что диаметр фюзеляжа российского МС-21 будет шире западных конкурентов и составит 4,1 м, что на 20 см больше, чем на Boeing 737 и на 12 см больше, чем у аэробуса А320, что обеспечивает более широкие и удобные кресла, более широкий проход в салоне, а также дополнительный объем багажных полок. При этом основные летные характеристики МС-21 останутся на том же уровне, что и Boeing 737 и Airbus А320.

Для справки, дальность некогда ближайших конкурентов Boeing 737 Max 8 и Airbus A320neo при максимальной загрузке составляет 6500 км. Более того, даже в двухклассной компоновке на 164 места, дальность Airbus A320neo доходит до 6850 км.

То есть учитывая, что дальность МС-21 не превышает 3500 км при 180 пассажирах, получается, что долгожданный российский «среднемагистральный» флагман при такой дальности полета автоматически попадает в класс ближнемагистральных региональных лайнеров.

Однако в Ростехе почему-то об этом умалчивают, ссылаясь на мифическое тех задание от 2009 года. «Але» – на дворе конец 2025 года и ранее в ОАК видимо намеренно замалчивали, что проблемы с перетяжеленинием МС-21 действительно имеются.

Второй опытный импортозамещенный МС-21. Кадры ОАК
Второй опытный импортозамещенный МС-21. Кадры ОАК

В июле этого года сообщалось, что у опытной версии есть незначительные отклонение в весе от проектных расчетов, а предполагаемая дальность полета теперь оценивается в 5100 км, из-за чего дальность снижена примерно на 1 200 км. При этом максимальная взлётная масса самолета осталась неизменной — 85 тонн.

Внимательные читатели скорее всего заметили, что в данном контексте расчетная дальность МС-21 при полной загрузке должна была составлять не 6000 тыс. км, как я выше указывал, а даже больше - 6300.

Сегодня же в госкорпорации заявляют, что дальность в 3830 км позволит МС-21 совершать рейсы из Москвы в Новосибирск без дозаправки. Однако издание "Ведомости", сославшись на свой источник, являющийся представителем одной из крупнейших отечественных авиакомпаний, который подчеркнул важность учёта запаса топлива самолета такого класса на случай возникновения нештатных ситуаций в районе аэропорта назначения.

Учитывая, что на данный момент работы по облегчению самолета до сих пор ведутся, осмелюсь предположить, что согласно новым планам МС-21 не пойдет в серию и в следующем году.

А если учитывать установку обновленных и доработанных элементов конструкции на опытные версии, которые уже проходят сертификационные испытания, не факт, что и в 2027 году мы увидим на линях полностью отечественный «среднемагистральный флагман» МС-21.

Так же не понятно, зачем вообще в таком случае понадобилось разрабатывать МС-21, учитывая, что у нас уже был сертифицированный «многостродальный» среднемагистрал Ту-214.

Фото бывшего главного конструктора всех самолетов линейки Ту-204/214 Олега Алашеева, который с «нуля» участвовал в разработке. Цитата Олега Алашеева: «Самолеты должны строить авиастроители — с самого низа и до верха». Источник фото казанское интернет-издание «БИЗНЕС Online»
Фото бывшего главного конструктора всех самолетов линейки Ту-204/214 Олега Алашеева, который с «нуля» участвовал в разработке. Цитата Олега Алашеева: «Самолеты должны строить авиастроители — с самого низа и до верха». Источник фото казанское интернет-издание «БИЗНЕС Online»

Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что «Тушку» при меньших затратах и тех же работах давно уже можно было бы вывести на линии, и который бы на сегодняшний день, с учетом появления нового российского БРЭО и двигателей ПД-14, давно бы уже соответствовал характеристикам западных конкурентов.

Стоит также отметить, что в апреле 2023 года глава Ростеха Сергей Чемезов похвалился, что стоимость МС-21 для «Аэрофлота» и других отечественных авиаперевозчиков будет в 2 раза ниже рынка, по сравнению Boeing 737 и Airbus 320, и составит порядка 3,2 млрд. рублей.

Однако уже в июле этого года в ОАК рапортовали, что из-за затянувшейся программы разработки по импортозамещению МС-21, его предварительная стоимость всего за 2 года уже выросла на 65% - до 7,6 млрд. рублей.

Ошибаться можно, врать нельзя !!!

Пишите свое мнение в комментариях. Не поленитесь и поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо всем за внимание !!!

Также огромное спасибо тем подписчикам, кто отправляет донаты и поддерживает автора !!!